Контрольное тестирование по теме Лексика. Фразеология. Словообразование

К.Т. в 6-х классах.

Тема: «Лексика. Фразеология.
Словообразование».

Вариант 1.


1. Найди соответствия.

1) Омонимы – это
2) Фразеология – это
3) Многозначные слова – это
4) Синонимы – это


а) раздел науки о языке, изучающий
лексическое значение,
употребление и происхождение
фразеологизмов.

б) слова одной и той же части речи,
одинаковые по звучанию и написанию,
но совершенно разные по
лексическому значению.

в) слова одной и той же части речи,
которые обозначают одно и тоже,
но отличаются друг от друга оттенками
лексического значения и употребления в речи.

г) слова, имеющие несколько лексических значений.

2. Выпиши пример, в котором прилагательное употреблено в прямом значении:
Железный человек;
Железная воля;
Железная дисциплина;
Железная кровать.

3. Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении:
Светлый ум, общий язык, горячий чай;
Горькая судьба, общий язык, чистая скатерть;
Золотые руки, холодный ум, горячее сердце.
4. Определи пару слов, не являющихся антонимами:

Снимать – разнимать;
Сжимать – разжимать;
Сгибать - разгибать;
Сводить – разводить.

5. Отметь строку, в которой все слова являются неологизмами:
Видеоигра, амбар, спутник, луноход;
Дискета, дисковод, гамбургер, приватизация;
Интернет, горничная, комбайн, радиотелефон.

6. Найди соответствия:
Денница
Ланита
Раченье
Вертоград

Сад
Старание, усердие
Щека
Утренняя заря
Как называются слова, записанные в первом столбике?
__________________________________________________________________

7. Определи устаревшие слова, выпиши их.

Дубровский знал сии места Через десять минут въехал он на барский двор. Дворня высыпала из людских изб. (А.С. Пушкин)

8. Найди диалектные и профессиональные слова, выпиши их в два столбика (обозначив первый столбик буквой Д., а второй – П.).

Мшары – это сухие болота. Казаки собирались в проулках и куренях. Сварщик часто использует сварочный трансформатор. Рабочие использовали трайлер на этом объекте. Мы проснулись очень рано от кочетиного крика. У нас такого человека называют ледащим, то есть ни на какую работу не годным. Горизонтали – это линии на географических картах. Мельник щеголял в кумачовой рубахе и новых пимах.

9.Подбери синонимы к фразеологизмам.
Родиться в сорочке –
Заткнуть за пояс –
Шевелить мозгами –
Наломать дров –
К.Т. в 6-х классах.

Тема: «Лексика. Фразеология.
Словообразование».

Вариант 2.

1. Найди соответствия.

Однозначные слова – это
Синонимы – это
Антонимы – это
Лексическое значение – это
слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и тоже, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
слова, имеющие одно лексическое значение.
то, что обозначает слово.


2. Выпиши пример, в котором прилагательное употреблено в прямом значении:
медные волосы;
медный цвет;
медная руда;
медный месяц.

3. Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении:
старые туфли, золотое сердце, чистое небо;
тёплые отношения, старый друг, горький перец;
каменное сердце, громкая слава, лёгкий характер.

4. Определи пару, в которой слова не являются синонимами:
думать – мыслить;
бой – побоище;
мороз – метель;
ошибка – промах.

5. Отметь строку, в которой все слова являются неологизмами:
кольчуга, золотник, дискозал, приказы;
луноход, атом, цирюльник, проспект;
картридж, ваучер, дискета, видеодвойка.
6. Найди соответствия.
Чело;
Длань;
Архалук;
Вотще
Русская старинная мужская верхняя одежда;
Напрасно;
Лоб;
Рука.

7. Определи устаревшие слова, выпиши их.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли (А.С. Пушкин)
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает. (А. С. Пушкин)

8. Найди диалектные и профессиональные слова, выпиши их в два столбика (обозначив первы
·й столбик буквой Д., а второй – П.).

Мшары – это сухие болота. Казаки собирались в проулках и куренях. Сварщик часто использует сварочный трансформатор. Рабочие использовали трайлер на этом объекте. Мы проснулись очень рано от кочетиного крика. У нас такого человека называют ледащим, то есть ни на какую работу не годным. Горизонтали – это линии на географических картах. Мельник щеголял в кумачовой рубахе и новых пимах.

9. Подбери синонимы к фразеологизмам.

Куры не клюют –
Бежать во все лопатки –
В час по чайной ложке –
Прикусить язык –
Мозолить глаза –


10. Укажи ряд однокоренных слов:
Проводить, водный, водитель;
Взнос, носовой, переносица;
Обезлесить, лесник, лесной;
Заречье, речь, речной.

11. Отметь слово, которое образовано с помощью суффикса:
Подмосковный;
Пришкольный;
Объездчик;
Подъезд; е) Выспаться.
К.Т. в 6-х классах.

Тема: «Лексика. Фразеология.
Словообразование».

Вариант 3.


1. Найди соответствия.

Однозначные слова – это
Синонимы – это
Антонимы – это
Лексическое значение – это
слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и тоже, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
слова, имеющие одно лексическое значение.
то, что обозначает слово.



2. Найди соответствия.

1) Омонимы – это
2) Фразеология – это
3) Многозначные слова – это
4) Синонимы – это


а) раздел науки о языке, изучающий
лексическое значение,
употребление и происхождение
фразеологизмов.

б) слова одной и той же части речи,
одинаковые по звучанию и написанию,
но совершенно разные по
лексическому значению.




в) слова одной и той же части речи,
которые обозначают одно и тоже,
но отличаются друг от друга оттенками
лексического значения и употребления в речи.

г) слова, имеющие несколько лексических значений.

3. Выпиши пример, в котором прилагательное употреблено в прямом значении:
Железный человек;
Железная воля;
Железная дисциплина;
Железная кровать.

4. Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении:
Светлый ум, общий язык, горячий чай;
Горькая судьба, общий язык, чистая скатерть;
Золотые руки, холодный ум, горячее сердце.

5. Укажи способ образования существительных «нагрузка, подписка, известие»:
Суффиксальный;
Приставочно-суффиксальный;
Переход из одной части речи в другую;
Приставочный;
Бессуффиксный.

6. Определи ряды слов, образованных способом сложения:

Создавать, бессердечный;
Неприятель, лесовод;
Кинотеатр, вездеход;
Водолаз, преимущество;
Окололунный, многозначный;
Грязелечебница, сухофрукты.

7. Состав какого слова не соответствует схеме: « Приставка, корень, суффикс, окончание»?
Бездушный;
Бессмысленный;
Прилететь;
Покраска;
Нездоровый.


8. Выбери схему, соответствующую строению слова «безуспешный».
Приставка, корень, суффикс;
Приставка, корень, окончание;
Приставка, корень, суффикс, окончание;
Корень, суффикс, окончание.

9. Отметь ряды слов с чередующими гласными в корне:
Росток, ростовщик;
Выжигать, удивительный;
Загореть, подгоревший;
Миротворец, умирать.

10. Укажи ряд однокоренных слов:
Открыть, крышка, покрышка;
Расположение, сложение, ложь;
Метла, мести, местный;
Взволнованный, волна, воля.

11. Выдели слово, где суффикс – ик имеет уменьшительное значение:
Тюбик;
Половик;
Массовик;
Арбузик.

12. Отметь слово, которое образовано при помощи приставки и суффикса одновременно:
Переезд,
Столик,
Берёзовый,
Городской,
Прибрежный.

13.Определи ряды слов, образованных способом сложения:
Шеф-повар, книголюб;
Предъюбилейный, джаз-оркестр;
Сорокаметровый, межобластной;
Птицелов, мусоропровод;
Преувеличение, пятиминутка;
Конькобежец, товаровед.


15