Планирование элективного курса Теория изобретательских задач

Примерная программа изучения курса ТРИЗ - физика в 7 классе.

Пояснительная записка.
ТРИЗ теория решения изобретательских задач, разрабатываемая Г.С. Альтшуллером с 1946 г. Изобретательство- часть Культуры. Мы не можем передать ребятам все знания, но мы можем научить ТРИЗ, пользуясь которой, они в каждом случае резко увеличат вероятность решения задач: технически, социально, бытовой. ТРИЗ помогает развивать у детей творческие и логические мышления, преодолеть психологическую инерцию, формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике.

Задачи обучения ТРИЗ – физики.
Физика – наука, одна из основных целей которой развивать логическое мышление. ТРИЗ ( теория решения изобретательских задач) позволяет делать это. Генерация людей – единственный надежный способ не раз спасавший человечество. «Производством» идей занимаются изобретатели: в широком смысле – это люди, создающие новое в любой области жизни общества. Многолетний опыт преподавания ТРИЗ показал возможность резкого повышения творческого потенциала специалистов народного хозяйства – это оказалось, вопреки бытующему и поныне скептису приверженцев «творческого озарения», задачей посильной и вполне осуществимой. Практически любой человек, если он сам того твердо желает, может стать активным новатором, изобретателем, научиться творчески мыслить.

Задачи:
Формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, подготовка к сознательному выбору профессии.
Развивать «тризовское» мышление - главная задача курса.
Формирование умений наблюдать и объяснять физические явления.

Основные знания и умения.
Учащимся необходимо знать, что история и человечество - лестница идей, лестница изобретений. Можно ли научиться изобретать?
Судите сами: изобретение это всегда решение задачи. Чтобы уверенно себя чувствовать при решении задач, в ТРИЗ разработан список полей, наиболее часто используемых новаторами. Вот его сокращенный вариант: инерция, давление газа и жидкости (в струе или объеме), колебания, звук, нагревание и охлаждение ( температурное поле), электростатическое, магнитное, радиоволны; свет, запах; силы: тяжести, центробежная, упругости, Архимеда, реактивная.

Правило достройки веполя: если дано вещество, то для управления им надо ввести поле. Если решать задачу не удается – надо посмотреть список типовых полей. Понятия: вещество, поле, веполь, надувание конструкции, пузырьки воздуха, вакуум, магниты, магнитные порошки, люминофоры, фазовые переходы, газ, жидкость, твердое тело.

Тема изучаемого материала
Домашние задание

1
Введение, теория ТРИЗ
Записи в тетради

2
От простого к сложному
Записи в тетради

3
Мыслим логически
Записи в тетради

4
Алгоритм решений
Записи в тетради

5
Алгоритм рассуждений
Записи в тетради

6
Что такое переход
Записи в тетради

7
Разовые переходы
Записи в тетради

8
Практические задания «Алгоритм решений»
Задание № 1

9
Ищем недостающее звено
Задание №2

10
Примеры решения задач
Тест № 1

11
Практические задания «Площадь государства»
Контурные карты

12
Решения задач на фазовые переходы
Задача № 4

13
«Расчет площади государств»
Задача № 5

14
Решение изобретательских задач
Тест № 2

15
Комбинированные задания
Тест № 3

16
Решение задач
Тест № 4

17
Лестница изобретений
Задание № 3

18
Найти посредника
Записи в тетради

19
Что такое веполь
Записи в тетради

20
Автограф молнии
Сообщение

21
Будем дробить
Записи в тетради

22
Противоречие - благо
Записи в тетради

23
Разрешение противоречий
Задание № 4

24
Изобретательские ресурсы
Записи в тетради

25
Пружина, которой нет
Записи в тетради

26
Где и когда будет шторм
Записи в тетради

27
Фокусы и ресурсы
Сообщение

28
Главный закон
Записи в тетради

29
Что такое итр
Реферат

30
Не мешай себе и машине
Записи в тетради

31
Не мешай себе и машине
Записи в тетради

32
Решение задач
Тест № 5

33
Повторительно –обобщающее занятие по курсу


34
Повторительно –обобщающее занятие по курсу


Учащимся необходимо уметь применять закон идеальности: разумно создавать технику не наугад, а наиболее простым способом за счет Ресурсов.







15