Рабочая программа Солнечные лучики


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №7 "Журавлик"



















г. Выборг

2011 год


Пояснительная записка.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование, лека, аппликация, ручной труд являются одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изо деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что называется чувством природы. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие». Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение дошкольников к продуктивной творческой деятельности. Кому нужны творческие способности?
Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

Нормативное обеспечение программы.
Конвенция о правах ребенка;
Конституция РФ (ст.43);
Семейный кодекс РФ;
Закон РФ «Об образовании»
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ 12.092008г. №666);
Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;
Областной Закон от 18.05.2006 г. № 32-оз (ред. от 30.07.2008 г. № 77-оз) «О региональной целевой программе «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы»;
Устав МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №7 "Журавлик"
Разработчики программы:

Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 «Журавлик» - Соломина О.В.

Адресаты программы:

Воспитанники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 «Журавлик» старшего дошкольного возраста.

Сроки реализации программы: 2 года.

Цель программы:
Целью программы является развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Для достижения этой цели разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. В работе с детьми использую метод, который не требует от детей профессионального изображения. Работа на занятиях по рисованию повысила интерес детей к изобразительной деятельности, научила использовать разнообразные материалы и техники, и расширили творческие возможности малышей.
Задачи
Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
Учить детей самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения;
Знакомить детей с художественными качествами и образной выразительностью цвета;
Воспитывать эмоционально-личностное отношение к изображаемому;
Учить детей технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования;
Воспитывать у детей эстетическое отношение к родной природе посредством умения понимать и создавать художественные образы;
Учить детей экспериментировать с красками, получая новые цвета и оттенки;
Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
Способствовать развитию речи и мелкой мускулатуры рук детей.
Этапы и механизмы реализации программы.
Технология
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает все сам. В повседневной жизни информация лучше запоминается с переживанием чувств, эмоций каких - либо событий, встреч, ситуаций. Таким образом, жизненный опыт подсказывает, что традиционные методы работы и обучения, в которых еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утрачивает свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире в практике современных педагогов используется учебно-познавательная деятельность с применением приемов и методов, получивших название «активные методы обучения».
Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формирует познавательный интерес и творческое мышление.
Целью активных методов обучения является развитие: - внимания; познавательной активности, мыслительных процессов; творческих способностей, креативности, формирование определенной жизненной позиции.
Таким образом, необходимо расширять опыт ребенка, создавать прочные основы для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его воображения. Вот здесь пришла на помощь игра, где ребенок расслабляется, сам фантазирует, дорисовывает, творит. Поэтому был разработан и систематизирован комплекс дидактических игр, для развития воображения и фантазии.
Актуальность работы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Наряду с развитием творческого воображения, ребенок должен научиться владеть изоматериалами и способами создания рисунка.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Важное условие развития ребенка не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях нетрадиционного и нестандартных изо технологий.
Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание". Используя возможность общения с родителями, важно установить доверительное отношение с ними.
Организация образовательного процесса
Основной формой организации образовательного процесса является кружковая деятельность. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.
Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, программа придерживается основных принципов и условий стимулирования детского творчества.
Принцип интегральности.
Он заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.
Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
Психологические условия.
Формирование у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.
Интеллектуальные условия
создаются путём создания творческих задач.
Обязательное использование игровых приёмов, сказочных образов, эффекта неожиданности.
Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество.
Использование принципа синестезии.
Он основан на явлении, состоящем в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но и добавочное ощущение или представление, характерные для другого органа чувств. На занятиях дети интересно и своеобразно интерпретируют звук, цвет, запах, тактильные ощущения и образы на листе бумаги. Звуки музыки вызывают зрительные ощущения в виде цвета и формы. Например, занятия со следующей тематикой: “Что нам подскажет запах”, “Мы можем изобразить и нарисовать вкус”, “ Потрогай, вообрази и нарисуй”.
Ожидаемые результаты

Данная программа позволяет достаточно полно раскрыть особенности творческого развития детей дошкольного возраста. Можно предположить, что детские работы более оригинальны, преимущественно без повторений. Хорошо просматривается многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей; Наблюдается самостоятельное определение замысла, способы и формы его воплощения; Технически грамотно применяются нетрадиционные и традиционные способы рисования; Проявляется эмоционально-личностное отношение к изображаемому; Раскрывается эстетическое отношение к родной природе посредством умения понимать и создавать художественные образы; Умело экспериментирование с красками, для получая новых цветов и оттенков; Усиливается ручная умелость мелкой мускулатуры рук и речевое развитие детей.
Механизмы оценки результатов.
Для исследования творческих способностей дошкольников проводится диагностика творческих способностей.
1 этап. Направлен на выявление уровня технических навыков и умений, развитие их творчества в рисунке. Для проведения 1 этапа исследования мною были использованы диагностические методики. Педагогическая диагностика развития детей . Под редакцией Т.С. Комаровой.
Выделенные критерия объединяются в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая при анализе процесса деятельности. Разумеется, обе группы тесно между собой связаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.
2 этап. Направлен на выявление уровня развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Для проведения 2 этапа исследования используется тестовое задание с дорисовыванием кругов. Тест предназначен для диагностики творческих способностей детей.

Литература.

М.К. Претте, А. Капальдо «Творчество и воображение», М. 1981;
Дыбина О.В. «Творим, изменяем, преобразуем», М. 2010;
Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска», М. 2010;
Чибрикова О. «Забавные подарки по поводу и без», М.2006;
А.Н. Брызгалова «Игровые модели воспитания и обучения: предметно-игровая развивающая среда в ДОУ», М. 2005;
Доронова Т.Н., Короткова Н.А. «Материалы и оборудование»
Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой
личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994.
8. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание.
-1982 №11.
9. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы
психологии. - 1990 №4.
10. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. -
СПб.: Союз, 1997.
11. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание,
1994.
12 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе
ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.
13. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к
диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
14. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.
15. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.
16. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и
воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".
17. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.
18. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. -
Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.
ПРОГРАММА
кружка
"Солнечные лучики"