Конспект логопедического занятия на тему СемьЯ (подготовительная группа)


Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми
подготовительной группы на этапе вопросно-ответной речи
Тема: «СемьЯ»
Составила учитель – логопед
Пономарева Светлана Владимировна
МБДОУ № 44 «Родничок» г. Саров

Задачи:
Углублять представления о семье и истории ее возникновения (познакомить с элементами эволюции семьи).
Побуждать детей внимательно вслушиваться в речь логопеда и точно выполнять все задания. Упражнять в самостоятельных ответах на вопрос одним словом или словосочетанием без заикания, пользуясь наглядной опорой. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, побуждать интересоваться значением слов (семья, домочадцы). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, логическое мышление, память, диафрагмально-реберное дыхание, удлиненный речевой выдох, мягкую подачу голоса, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Формировать инициативность, уверенность, умение сдерживать импульсивные реакции. Воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
Оборудование и материалы:
Демонстрационные: магнитофон, диск с записью «Музыка для релаксации»,
метроном, картина «Семья», игра «Славянская семья: родство и занятия», учебно-наглядное пособие Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова Первобытные люди. Альбом 1. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004., листы с пословицами, с родственными словами.
Раздаточные: корзиночки с карандашами, листы-задания «Что кому подаришь?», счетные палочки.
Словарная работа:
существительные: отец, мать, брат, сестра, дедушка, бабушка, внук, внучка, тетя, дядя, племянница, семья, родня, отчество; глаголы: заботиться, дружить, уважать, отдыхать, любить, взрослеть, готовить, растить, ухаживать; прилагательные: заботливый, внимательный, строгий, средний, старший, младший, капризный, любимый, пожилой, старый, младше, старше, семейный; наречия: дружно, быстро, ловко, далеко, близко, хорошо, плохо; местоимения: мой, твой, наш, ваш, его, её.
Пропедевтическая работа:
Беседа с детьми об их семьях с целью выявление уровня знаний по данной теме.
Побуждение к поиску средств информации и накоплению материалов.
Рассматривание генеалогического древа.
Индивидуально – дифференцированный подход:
Упражнять Варю, Андрея в сопряжено-отраженной речи без заикания.
Побуждать Мишу, Андрея в употреблении в речи звука Л, а Мишу, Женю в произнесении в простых словах звуков Ш,Р.
Удерживать внимание Павла, Миши до конца занятия.



Ход занятия

1 часть – подготовительная.
1 упражнение «Любопытная Варвара»
(релаксация, постановка диафрагмально-реберного дыхания)
(Дети стоят в линию перед логопедом)
Логопед:
- Сегодня у нас была гостья, оставила платок и конверт. Наверно это была лыбопытная Варвара. Давайте покажем, какая она. Встаньте прямо. Ноги слегка расставьте. Выполняйте упражнения со мной.
Любопытная Варвара
Смотрит влево (поворот головы влево),
Смотрит вправо (поворот головы вправо),
А потом глядит вперед (смотрим прямо)
И нечаянно заснет (вдох в «шарик», выдох) х-х-х, х-х-х, х-х-х-х-х-х.
Логопед: чтобы говорить уверенно, красиво, нужно успокоиться, расслабиться.
(включается релаксационная музыка)
Сниться сон Варварушке:
Будто спит на травушке,
Будто солнышко печет,
Тихо реченька течет
Один, три, пять, но пора уже вставать.
Семь, пять, три, соседа разбуди.
Дети (слегка по очереди касаются друг друга): Эх-ты, ух-ты, ах-ты, ох-ты

2. Голосоподача и удлинение речевого выдоха «Что в конверте?»
Варвара оставила для вас конверт. Хочется узнать, что в нем? Повторите за мной на одном выдохе:
Что в конверте?
Что лежит в конверте?
Что лежит в зеленом конверте?
Что лежит в большом зеленом конверте?
Садитесь.
2-я часть – основная.

1. Упражнение «Разгадай ребус».
Логопед: В конверте послание. Это ребус. Если разгадаете – узнаете, о чем будем говорить.
Дети разгадывают: семья.
Логопед: молодцы. Возьмите счетные палочки.
«Семья» словечко странное,
Но не иностранное. Не надо думать и гадать,
- Как слово получилось? А надо просто сосчитать: (считайте)
Не ясно нам совсем. Два дедушки, две бабушки,
Ну «Я» мы понимаем, Папа, мама, я
А, при чем тут слово «СЕМЬ». Сложили? Получается (сколько?)
Семь человек – СЕМЬЯ.
Логопед: - Я знаю, что вы стараетесь больше узнать о своих семьях. Меня же заинтересовал вопрос: А всегда ли люди жили семьями? Я сходила в библиотеку, взяла книги и прочитала об этом и приглашаю вас в путешествие во времени.
2. Путешествие в древний мир.
Включаю «машину времени» (звучит метроном).
Логопед:
- Представьте, что мы попали в древний мир, когда жили мамонты и динозавры.
Первые древние люди жили одним большим родом в пещерах и на семьи не делились. Так было легче добывать пищу и защищаться от свирепых хищников. (Рассматривание иллюстрации в книге «Первобытные люди»)
Логопед:
- От слова РОД произошло много родственных слов. Назовите их.
Дети: - родня, родители, родной, родственник, порода, родословное (древо), родить, родиться, родильный (дом).
Логопед:
- Потом, когда люди приручили домашних животных, научились выращивать зерновые культуры и строить жилища, они поняли, что удобнее жить одной маленькой семьей и заботиться только о своих домочадцах. Не случайно слово семья означает домочадцы (чадо=ребенок). Близкие родственники стали отделяться от своего рода, строить личное жилье, вести свое хозяйство. Так появились семьи.
3. Славянская семья 100 лет назад.
Снова включается «машина времени» (звучит метроном, предлагается детям встать за стулья и маршировать в такт метронома, произнося обратный счет от 10 до 1). Логопед: - садитесь, из древнего мира мы попадаем на сто лет назад в славянскую семью (вносится плакат «Славянская семья»)
Логопед: - Кто это?
Дети: - семья, родственники, близкие, люди
Логопед: - Сто лет назад большинство семей были многодетными (6-14 детей). В одном доме проживали разные поколения (3-4).
- Кто здесь старшее поколение?
– Бабушка и дедушка.
- Среднее поколение ?
– Отец, мать и дядя (брат отца).
- Молодое поколение?
– Сыновья, дочь.
- Младшее поколение?
– Эта девочка.
-Чья она дочь?
Дети (предполагают): старшего сына, среднего сына, дочери.
Логопед: - В те времена люди работали от зари до зари. В семье у каждого были свои обязанности. Все заботились друг о друге. Из тех времен до наших дней дошли пословицы. Давайте их проговорим:
Пословицы и поговорки о семье
Не нужен клад, коли в семье лад.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Жалей отца с матерью, других не найдешь.
Нет милей дружка, чем родная матушка.
Птица рада весне, а младенец матери.



3. Решение задачи: У отца три сына. Василий старше
Михаила, но младше Федора. Кто младший сын? (Михаил).
4. Пальчиковая гимнастика «Наша семья».
Мама лепит пирожки (Лепить ладонями, переворачивать).
Папа полку смастерил (ударять кулаком о кулак).
Дед в очках читает книжку («очки» из пальцев, из ладоней «книжка»).
Шьет бабуля мне штанишки (имитировать шитье иглой).
Моет пол сестричка Маша (тереть ладонь о ладонь).
Трудится семья вся наша (из пальцев «замок»).
На лужок я побежал (пальчики бегут по столу).
Всем большой букет нарвал ( «цветок»).
5. Речь + движение «Семейная зарядка».
Осенью, весною, летом и зимою
Мы во двор выходим дружною семьею (маршировать по кругу).
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку (в круг, маршировать).
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
Ну, а я бегу трусцой
И качаю головой. (Выполнять движения по тексту).
6. Рассматривание картины «Современная семья».
Логопед: - Мы вернулись в наше время. На этой картине вся семья дома.
Составьте предложения о том, чем заняты члены этой семьи?
Дети составляют предложения.
Логопед: Сколько слов в предложении, которое составил Павел, Настя, Варя...
Назовите первое слово, второе слово, третье слово.

3-я часть – заключительная.
Упражнение «Подарки членам семьи» - работа на листах.
Логопед: - в каждой семье принято дарить друг другу подарки на Дни рождения, праздники. Рассмотрите рисунки на листе. Кто изображен? Какие тут подарки? Проведите линии от подарков к членам семьи.
- Что подаришь папе? Маме? Бабушке? Сестре? Молодцы!
Я подарю ваши работы Варваре. Пусть она тоже выберет себе подарок.

Итог: о чем говорили. Что было интересно?
Задание: узнать у родителей как можно больше слов о том, что бывает семейным.
Занятие окончено!







4

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 44 «Родничок»


















КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
по ОО «Коммуникация» на тему:
«Семейное путешествие»
с детьми 6-го, 7-го года жизни группы №8
компенсирующей направленности (заикание)

Подготовила и провела
учитель-логопед Пономарева С. В.














г. Саров
2012

15