Тема: «Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов».


Тема: «Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов».
Технология развития критического мышления. Приём: «Концептуальная таблица».
Цель: составить алгоритм установления простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Ход урока:
Стадия вызова.
На этой стадии учитель выписывает на доске ассоциации, которые возникают у учащихся в связи с понятием «формула вещества». Например: число атомов, количество вещества, массовая доля, молярная масса, масса и т.д. Следующим заданием станет подготовка к работе с концептуальной таблицей.
Учащиеся работают группами. На доске заготовка таблицы, в которой заполняются линии сравнения.
Представьте, что вам необходимо составить алгоритм решения задачи на установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Предлагаю решить задачу: массовые доли меди и кислорода в оксиде меди равны соответственно 88,8 и 11,2%. Установите простейшую формулу этого оксида. Ваши действия? Предложения учащихся записываются в графу «Линии сравнения».
Стадия осмысления.
Учащимся предлагается два варианта решения задачи. Их задача – сравнить два этих варианта по параметрам, которые они сами предложили на стадии вызова, дополнить «линии сравнения», если необходимо.
1 вариант решения задачи.
n(X) = w(X)*Mr/Ar(X)
n(Cu) = w(Cu)*Mr(CuO)/Ar(Cu)
n(O) = w(O)*Mr(CuO)/Ar(O)
Чтобы составить формулу, нужно знать соотношения числа атомов элементов, составляющих вещество.
n(Cu) /n(O) = w(Cu)*Mr(CuO)/Ar (Cu)/w(O)*Mr(CuO)/Ar(O)
n(Cu) /n(O) = w(Cu)/Ar (Cu)/w(O)/Ar(O)
n(Cu) /n(O) = 88,8/64 : 11,2/16
n(Cu) /n(O) = 1,39 : 0,7
Получаем: n(Cu) /n(O) = 1,39/0,7: 0,7/0,7 = 2:1
Формула Cu2O.
2 вариант решения задачи.
1. Предположим, что имеется 100г оксида меди, тогда масса меди и кислорода будут равны:
m(Cu) = m(оксида) *w(Cu)
m(Cu) =100г * 0,888 = 88,8 г
m(O) =100г *0,112=11,2 г
2. Рассчитываем количества вещества атомов меди и кислорода:
n(Cu) = m(Cu)/ M(Cu); n(Cu)= 88,8г /64г/моль = 1,39 моль
n(O)= 11,2 г/16 г/моль = 0,7 моль
3. Находим соотношение меду числами молей атомов меди и кислорода:
n(Cu): n(O) = 1,39 : 0,7
4. Находим целочисленное соотношение и записываем формулу оксида меди:
n(Cu) : n(O) = 1,39/0,7 : 0,7/0,7 = 2:1
Простейшая формула - Cu2O.
Стадия рефлексии.
На стадии размышления учащиеся презентуют свои таблицы.
Линия сравнения 1 вариант решения 2 вариант решения
Число этапов в решении 3 4
Используемые формулы n(X) = w(X)*Mr/Ar(X) m(Х) = m(оксида) *w(Х)
n(Х) = m(Х)/ M(Х)
Нахождение соотношения между числами атомов элементов n(Cu) /n(O) = 1,39 : 0,7
n(Cu): n(O) = 1,39 : 0,7
Нахождение целочисленного соотношения и записать простейшую формулу вещества. n(Cu) /n(O) = 1,39/0,7: 0,7/0,7 = 2:1
n(Cu) : n(O) = 1,39/0,7 : 0,7/0,7 = 2:1
Расчёт числа атомов в элементов n(Cu) /n(O) = w(Cu)/Ar (Cu)/w(O)/Ar(O)
n(Cu) /n(O) = 88,8/64 : 11,2/16
Расчёт массы вещества, принятой за 100г m(Cu) = m(оксида) *w(Cu)
m(Cu) =100г * 0,888 = 88,8 г
m(O) =100г *0,112=11,2 г
Расчёт количества вещества n(Cu) = m(Cu)/ M(Cu); n(Cu)= 88,8г /64г/моль = 1,39 моль
n(O)= 11,2 г/16 г/моль = 0,7 моль
На основании данных таблицы составьте алгоритм решения задачи для 1 и 2 варианта. Работа в группах и презентация алгоритмов.
Алгоритм для 1 варианта.
1. Рассчитать число атомов элементов.
2. Найти соотношение между числами атомов элементов.
3. Найти целочисленные соотношения и записать простейшую формулу вещества.
Алгоритм для 2 варианта.
1. Для расчёта массы вещества принять за 100г и вычислить иассы атомов элементов, входящих в его состав.
2. Рассчитать количество вещества атомов элементов.
3. Найти соотношение между числами молей атомов элементов.
3. Найти целочисленные соотношения и записать простейшую формулу вещества.
Оба варианта может использовать при решении задач, вы выбираете тот, который для вас более удобен.
Учитель предлагает решить самостоятельно следующие задачи:
1. Массовая доля хлора в хлориде фосфора составляет 77,5%. Установите простейшую формулу.
2. Массовые доли железа и кислорода в оксиде железа равны соответственно 72,41 и 27,59%. Определите простейшую формулу.
Для самопроверки учитель выдаёт конверт с решением. Учащиеся сомооценивают себя по критериям: - нет ошибок - отлично, 1 ошибка - хорошо. Более 2 ошибок - решаем дальше подобные задачи.
Оба варианта можно использовать при решении задач, вы выбираете тот, который для вас более удобен.
Учитель предлагает решить самостоятельно следующие задачи:
1. Массовая доля хлора в хлориде фосфора составляет 77,5%. Установите простейшую формулу.
2. Массовые доли железа и кислорода в оксиде железа равны соответственно 72,41 и 27,59%. Определите простейшую формулу.
Для самопроверки учитель выдаёт конверт с решением. Учащиеся сомооценивают себя по критериям: - нет ошибок - отлично, 1 ошибка - хорошо. Более 2 ошибок - решаем дальше подобные задачи.
Подведение итогов урока и д/з.