Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мой мир» для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) для 1 класса (2016-2017 учебный год)


Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012года№ 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального образовательного государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе АООП.
Рабочая программа предназначена для учащихся первого класса с лёгкой степенью умственной отсталости.
Введение предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики дошкольников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Цель рабочей программы по предмету «Речевая практика» в первом классе – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» решает следующие задачи:
способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
формировать выразительную сторону речи;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
В каждом классе предмет «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них: «аудирование»; «дикция и выразительность речи»; «подготовка речевой ситуации и организация высказывания»; «культура общения».
Подраздел «Аудирование» включён в программу первого класса. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.
Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка миска)', выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в телепередачах и т.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.
Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т. д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.
«Культура общения» предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок «Речевая практика» строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока. Кроме конкретной темы, в него включаются сквозные компоненты, представленные в таких разделах программы, как: аудирование, дикция и выразительность речи, лексико–грамматические упражнения в связи с организацией высказывания, культура общения. Это речевые гимнастики, пение слоговых цепочек, упражнения в изменении темпа речи и др., обеспечивающие формирование произносительных, дыхательных, словообразовательных умений. Введённые в структуру урока, они позволяют переключать детей с одного вида деятельности на другой.

Изучение предмета «Речевая практика» в первом классе направленно на получение следующих личностных результатов:

·
·осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

·
·способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

·
·положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;

·
·целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

·
·понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

·
·готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Базовые учебные действия, формируемые в 1 классе:
Коммуникативные учебные действия:
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);
договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации;

Регулятивные учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;

Познавательные учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо – родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);

В рабочей программе для первого класса по предмету «Речевая практика» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
К концу обучения в первом классе учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень
выполнять задания по словесной инструкции;
называть предметы и соотносить их с картинками;
внятно выражать свои просьбы, употреблять «вежливые» слова;
правильно здороваться и прощаться;
называть своё имя и фамилию, имена своих товарищей по классу, ближайших родственников, имена и отчества учителя и воспитателя;

Минимальный уровень
выполнять элементарные задания по словесной инструкции;
показывать и называть хорошо знакомые предметы и соотносить их с картинками;
здороваться и прощаться со взрослыми и с детьми, правильно употреблять «вежливые» слова (при отсутствии речи уметь использовать жесты-заменители);
называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей, имена своих ближайших родственников;
участвовать в заучивании и произнесении чистоговорок, коротких стихотворений.


Содержание программы
Школьная жизнь (11ч).
Здравствуй школа! Давайте познакомимся. Наш класс. Знакомство. На уроке. Приветствие. В классе (учебные принадлежности). Дежурные в классе. На школьном дворе.
Игры и игрушки (8ч).
Игрушки. «В магазине игрушек». Моя любимая игрушка. Игры в классе и на улице.
Играем в сказки (11ч).
Русские народные сказки: «Репка»; «Терем – теремок»; «Колобок»; «Курочка Ряба».
Я дома (10ч).
Семья. Домашний адрес. Дом и двор. Ролевая игра: «Кто дома?». Семья дома. Готовимся к празднику. Встречаем гостей.
Мои товарищи в классе (8ч).
Мои одноклассники. Друзья. Учимся быть вежливыми. (культура общения с товарищами). Ролевые игры «В столовой», «На улице».
Я в мире природы (18ч).
Осень в природе. Работа на школьном участке. Изменения в природе. Зима. Зимние развлечения. Весна в городе. Кто как весну встречает. Птицы весной. Здравствуй, лето! Летом. В поход. Летние каникулы.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Комарова С.В. «Устная речь». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2013.
Рекомендуем для использования учебно–методическую литературу:
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.,Прсвещение,1993г.
2. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. Под редакцией Воронковой В.В.- М.: Просвещение, 2011.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль 1996год.
4. Русские народные сказки.
5. Сборник загадок.

Материально – технические средства для реализации рабочей программы по учебному предмету «Речевая практика» в первом классе.

Освоение учебного предмета «Речевая практика» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:
Демонстрационные и печатные пособия:
магнитная доска;
наборное полотно;
демонстрационные карточки «Мир животных»;
таблицы демонстрационные (времена года, игрушки, школьные принадлежности и др.)
сюжетные картинки в соответствии с изучаемыми темами.
предметных картинки в соответствии с тематикой
сказки – панорамы («Репка»; «Терем – теремок»; «Колобок»; «Курочка Ряба»).

Модели и натуры:
набор игрушек;
набор школьные принадлежности;
макеты к сказкам;
настольный театр к сказкам («Репка»; «Терем – теремок»; «Колобок»; «Курочка Ряба»).

Технические средства обучения:
персональный ноутбук;
мультимедийный проектор;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по устной речи.





































Дата по плану
Дата по факту
Кол-во часов
Тема урока
Речевой
материал





1 четверть






Школьная жизнь






Здравствуй школа! Давайте познакомимся.
школа, одноклассники
Речевая ситуация «Давайте познакомимся»





Наш класс. Знакомство.
школа , класс, классная комната
Речевая ситуация «В классе»





На уроке. Приветствие.
школа ,класс, классная комната
урок, приветствие
Речевая ситуация «Начинается урок»





В классе. Учебные принадлежности.
Школа, класс, классная комната
Урок, учебные принадлежности
Речевая ситуация «Отгадай, что в моём ранце»





Дежурные в классе.
Школа, класс, классная комната
дежурные в классе
Речевая ситуация «Мне нужна помощь»





На школьном дворе.
Класс, школьный двор
Речевая ситуация «Я помощник»





Я в мире природы






Осень в природе.
Осень, признаки осени
Речевая ситуация «Отгадай, какое время года»





Работа на школьном участке.
школьный участок
инструменты: лопата, метла
грабли, лейка
Речевая ситуация «Готовимся к осени»





Работа с семенами
школьный участок
растения огорода, семена
Речевая ситуация «Готовимся к осени»





2 четверть






Играем в сказки






Русская народная сказка «Репка».
Сказка, репка
Дед, бабка
Внучка, Жучка
Кошка, Мышка
Речевая ситуация«Репка»





Я дома.






Семья. Домашний адрес.
Семья, члены семьи
близкие родственники
домашний адрес
Речевая ситуация
«С кем ты живёшь?»





Дом и двор.
Дом, соседи, двор
Речевая ситуация
«А у нас во дворе»





Ролевая игра : «Кто дома?»
Дом семья, родственники
мама папа
брат сестра
бабушка,дедушка
Речевая ситуация
«Назови ласково»





Семья дома.
Семья, родственники, мама
Папа, брат, сестра
Бабушка, дедушка
Речевая ситуация
«Моя семья»





Готовимся к празднику. Встречаем гостей.
праздник
гости
хорошее настроение
Речевая ситуация
«Мы ждём гостей»





Я в мире природы.






Изменения в природе. Зима.
Зимние развлечения
зима
признаки зимы
Речевая ситуация
«Когда это бывает?»
«Давай поиграем»





3 четверть






Игры и игрушки.






Игрушки.
Игрушки кукла Зайка мишка
Машина мяч пирамидка
Речевая ситуация «Назови игрушку»





«В магазине игрушек».
игрушки кукла зайка мишка
машина юла мяч пирамидка
Речевая ситуация «В магазине»





Моя любимая игрушка.
игрушки кукла зайка мишка
машина юла мяч пирамидка
Речевая ситуация «Это моя игрушка»





Игры в классе и на улице.
игрушки кукла зайка мишка машина юла мяч пирамидка
скакалка конструктор «снежки»
Речевая ситуация «Кошки – мышки», «У медведя во бору»





Играем в сказки.






«Терем – теремок».
теремок лягушка мышка заяц
лиса волк медведь
Речевая ситуация «Кто в теремке?»





«Колобок».
сказка дед баба Колобок
лиса заяц медведь волк
Речевая ситуация « Найди Колобка»





Я в мире природы.






Весна в городе.
весна признаки весны
Речевая ситуация «Отгадай, какое время года»





Кто как весну встречает
весна приметы весны птицы
животные
Речевая ситуация «Давай поиграем»





Весной на школьном участке.
школьный участок
инструменты:
лопата метла грабли
Речевая ситуация «Встречаем весну»





4 четверть






Играем в сказки.






«Курочка Ряба»
сказка Курочка Ряба дед
баба яичко мышка
Речевая ситуация «Золотое яичко»





Мои товарищи в классе.






Мои одноклассники.
класс классная комната
одноклассники
Речевая ситуация « Наш класс»





Друзья.
класс одноклассники
друзья дружба
Речевая ситуация «Мои друзья»





Учимся быть вежливыми (культура общения с товарищами).
вежливый товарищи друзья
спасибо пожалуйста извини
Речевая ситуация «Помоги пожалуйста!»





Ролевые игры «В столовой», «На улице»
вежливый товарищи друзья
спасибо пожалуйста извини
Речевая ситуация «Это не я!», «Прости меня»





Я в мире природы.






Здравствуй, лето!
лето признаки лета
Речевая ситуация «Отгадай, какое время года»





Летом. В поход.
лето приметы лета поход
Речевая ситуация
«В походе»





Летние каникулы
лето летние каникулы
Речевая ситуация «Ура, каникулы!»


Заголовок 915