Статья: Педагогика сотрудничества- гуманный подход к личности ребенка.

Педагогика сотрудничества
В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и
гуманный подход к личности ребенка, высокий профессионализм учителя
и общественное внимание в школе.
Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере, входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть. Сотрудничество- это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями сотрудничества. Сотрудничество на уроках ярко проявляется в работе в парах, при взаимопроверке стихов, письма по памяти и проверке пересказа текста, при применении игровых моментов. Игра как одна из форм учебно-воспитательного процесса: в ирге без давления дети развиваются наиболее естественно и успешно.
Для учителя, воспитателя важно понимать, в чем состоит высшая ценность. Высшей ценностью является то, о чем люди мечтают и спорят на протяжении тысячелетий – это свобода. Свободный ребенок. Внутренняя свобода – природный дар, это особый талант, который можно заглушить, как всякий другой талант, но можно и развить.
Четыре «кита» педагогики сотрудничества:
- Гуманно-личностный подход к ребенку;
-концепция гуманистического коллективного воспитания;
-дидактический активизирующий и развивающий комплекс;
-педагогизация окружающей среды.
Гуманно-личностный подход представляет собой совокупность положений определяющих отношение к личности ребенка. Его сущность в развитии качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя. В гуманном обществе воспитание может быть только гуманным
Любовь к детям основана на максимальной ценности, на бескорыстном и самозабвенном желании ему добра и счастья; она проявляется в высоком уровне нравственных отношений воспитателя и воспитанника, которые строятся на доверии, уважении, раскрытия возможностей друг друга.
Отношение к детям обнаруживается в гуманной деятельности самого учителя, его гуманной педагогической позиции, в соответствующих средствах и методах ,которые он выбирает для осуществления своей деятельности. Называем качества, которые школьники больше всего ценят в учителе, прежде всего отзывчивость, доброжелательность, человечность, уважение к их личности, и только потом знание предмета и умение объяснить учебный материал. Не менее важны такие качества педагога, как терпение, уравновешанность, выдержка, которые являются важной составляющей и условием проявления истинной любви к детям.
Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения
как не гуманного и не дающего результата средства.
Необходим отказ от подавляющих личность ребенка авторитарности
и императивности и таких форм их проявления, как крик, ущемление
самолюбия, насмешка, грубость, принуждение.
Наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба.
Воспитание – это постоянное духовное общение учителя и ученика
Воспитание- скрытый и длительный процесс, и поэтому мы должны
проявлять проницательность, последовательность и терпение во всех
конкретных случаях решения воспитательных задач.
Каждый ребенок – это совершенно особый, уникальный мир –
ЛИЧНОСТЬ.

Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства
личности. Чтобы воспитать в развивающемся человеке самоуважение,
воспитатель должен глубоко уважать человеческую личность в своем
воспитаннике.
Задача воспитателя – заметить в каждом ученике все наилучшее,
развивать его, не ограничивая это наилучшее рамками школьных
программ, поощряя самостоятельную работу и творчество.


Сегодня учитель должен выбирать: либо он за педагогику сотрудничества
и демократию, либо против- третьего не дано.

Демократизация отношений утверждает:
-уравнивание ученика и учителя в правах:
-право ребенка на свободный выбор;
-право на ошибку;
-право на собственную точку зрения;
-соблюдение Конвенции о правах ребенка;
-стиль отношения учителя и учеников: не запрещать, а направлять,
не управлять, а соуправлять, не принуждать; не командовать,
а организовывать; не ограничивать, а представлять свободу выбора.
Суть нового индивидуального подхода состоит в том, чтобы идти в
системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка
к учебному предмету, идти от тех возможностей, которые необходимо
развивать, совершенствовать, обогащать.

Только демократизацией школы, ее атмосферы и каждой личности можно
добиться сотрудничества; лишь сотрудничество может сформировать
людей, способных жить и работать в подлинно демократическом
обществе.







15