Итоговый урок по творчеству Чехова А.П., Бунина И.А., Куприна А.И.


Учитель: Соколова Юлия Владимировна
Образовательное учреждение:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Приобская средняя общеобразовательная школа»
Предмет: русский язык (развитие речи)
Краткая аннотация урока:
Класс: 8
Раздел:«Русская литература 19 века»
Урок № 42. Подготовка к сочинению-рассуждению по теме «Любовь!.. Она бывает разной».
Тип урока: по дидактическим целям - урок систематизации знаний, умений, навыков;
по способу проведения - урок-исследование.
Цель:
Образовательная. Проследить эволюцию взаимоотношений героев рассказов «О любви» А.П. Чехова, «Кавказ» И.А. Бунина, «Куст сирени» А.И. Куприна. Познакомить обучающихся с рассказом И.А. Бунина «Холодная осень». Продолжить работу над формированием у восьмиклассников умения собирать и систематизировать материал к сочинению-рассуждению.
Развивающая. Подготовить учеников к сочинению-рассуждению по произведениям о любви русских классиков. Активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся. Продолжить формирование навыка проблемного анализа прозаических произведений.
Воспитательная. Формировать компетентную личность, способную реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. Воспитывать нравственные чувства любви, доброты, искренности во взаимоотношениях. Прививать любовь к слову, русской литературе.
Средства обучения:
- выставка детских иллюстраций, поделок, художественной литературы на тему «Моё представление о любви»;
- портреты А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна выставка их произведений о любви;
- раздаточный материал для работы в группах;
Используемое оборудование: аудиопроигрыватель.
Методы и формы учебной работы: индивидуальная, групповая.
Подготовка опережающего задания.
Проблемно-поисковый метод: составление синквейна;
Объяснительно-иллюстративный: выставка детских поделок, рисунков, книг о любви;
Наглядный: работа с текстом, иллюстрациями;
Проблемно-эвристический: вопросы проблемного характера.
План урока
№ п/п Этап урока Методы и Приемы Время,
I.
1.
2. Организационный момент
Приветствие
Психологический настрой учащихся
(анализ выставки «Моё представление олюбви»; чтение наизусть стихотворения). Объяснительно-иллюстративный, наглядный.Беседа, выразительное чтение стихотворения.
Объявление темы, цели урока.
3 минуты
2 минуты
1минуты
II.
1.
2.
3.
4.
Изучение новых знаний, необходимых для формирования знаний и умений.
- Анализ, систематизация, обобщение изученного ранее.
- Защита групповых работ.
Знакомство с творчеством И.А. Бунина: с рассказом «Холодная осень».
Анализ, беседа по прослушанному.
Знакомство с творчеством рок-группы «Високосный год». Наглядный, проблемно-поисковый, репродуктивный.
Анализ прозаических текстов, изученных ранее: выявление темы, идеи; составление синквейна.
(Фон - песня А.Розенбаума «На плантациях любви»). Беседа.
Чтение по ролям, прослушивание лирического и эпического текстов: стихотворения А.А.Фета «Холодная осень», рассказа «Холодная осень» И.А.Бунина
Метод проблемного обучения. Наблюдение, беседа, обсуждение текста.
Прослушивание песни «Лучшая песня о любви». минуты
14 минут

15 минут
2 минуты
3 минуты
III.
Итог урока. Рефлексия. Метод проблемного обучения. Эвристический метод.Беседа. Чтение стихотворение Б.Заходера «Не бывает любви несчастной…» 1 минута
IV.
Домашнее задание
Объяснительно-иллюстративный.Комментарии к выполнению разноуровневогоД.з: к предстоящей творческой работе. (Темы оформлены заранее для каждого ученика). 1 минута
Урок литературы в 8 классе по теме «Любовь!.. Она бывает разной…» (по произведениям русских классиков: А.П. Чехова «О любви», А.И. Бунина «Кавказ», «Холодная осень», А. И. Куприна «Куст сирени»).Урок систематизации и обобщения знаний.
Ход урока:
Приветствие ребят, гостей.
Сегодня всё у нас несколько необычно: на уроке присутствуют гости, вы, ребята, сегодня выглядите по-праздничному, красиво оформлена доска (Обращение к выставке детских работ «Моё представление о любви»). И разговор нам предстоит не совсем обычный…
Объявление темы, цели урока:
Говорить мы будем о любви… Обращение к доске, эпиграфам.
Тема урока: «Любовь!.. Она бывает разной…»
Любить – значит жить жизнью того, кого любишь.
 (Л. Н. Толстой)
Твердят: вначале было слово. А я провозглашаю снова: Все начинается с любви! 
(С. Островой)
Я люблю тебя! Это значит – Я желаю тебе добра… 
(В. Тушнова)
Нет в любви виноватых и правых… Никого здесь нельзя винить!
 (Ю. Друнина)
Сегодня нам предстоит выяснить, какой может быть любовь. Надеюсь, наш разговор поможет вам в дальнейшем написать хорошее сочинение-рассуждение.
Систематизация и обобщение изученного ранее.
Чтение ученицей стихотворения О. Высотской «Любовь. Она бывает разной…». Беседа с классом. Защита творческих работ.
Предлагаю прослушать стихотворение современной поэтессы Ольги Высотской:
Любовь - она бывает разной. Бывает отблеском на льду.Бывает болью неотвязной,Бывает яблоней в цвету.Бывает вихрем и полетом.Бывает цепью и тюрьмой...Мы ей покоем, и работой,И жизнью жертвуем самой!Но есть еще любовь такая,Что незаметно подойдетИ, поднимая, помогая,Тебя сквозь годы поведетИ будет до последних днейДушой и совестью твоей…
-Вывод: Действительно, у каждого из нас своё представление о любви.
Работа в группах. Защита мнений.
На предыдущих занятиях мы с вами познакомились с несколькими произведениями о любви. Сейчас предлагаю поработать в группах. Вам необходимо будет сформулировать тему, идею рассказа. Составить синквейн по прочитанному.
(Ребята 1 ряда выполняют работу по рассказу А.П.Чехова «О любви», 2 ряда – по рассказу И.А. Бунина «Кавказ»,
3 ряда – по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»)(Ребята выполняют задание на фоне песни Александра Розенбаума «На плантациях любви»).
Защита ответов. На доску ребята крепят слово-вывод из синквейна.
4 .Знакомство со стихотворением А. Фета «Холодная осень», рассказом И.А. Бунина «Холодная осень». Беседа.
- Какие ассоциации возникают при слове «осень»? Подберите этитеты, метафоры к данному слову.
(Ответы учеников).
Предлагаю прослушать стихотворение А.А. Фета «Холодная осень».
Чтение учеником стихотворения А.А. Фета «Холодная осень».
Стихотворение А. Фета.
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстаёт…
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.
- О чём стихотворение А.Фета «Холодная осень» ?(Ответы).
Вывод: Небольшое лирическое произведение Фета А.А. тоже о любви. И сегодня мне бы хотелось познакомить вас с ещё одним произведением о любви - рассказом И.А. Бунина из сборника «Тёмные аллеи» - «Холодная осень».
Чтение по ролям рассказа И.А. Бунина «Холодная осень». Беседа
(Трое заранее подготовленных учеников выразительно читают текст до слов «Я горько заплакала…». Дочитывает текст до конца учитель).- Какое впечатление от произведения? Что взволновало, понравилось? Над чем задумались, слушая рассказ?
(Ответы ребят).
Вывод: Если вы, ребята, спросили меня: «А какая любовь показана в рассказе «Холодная осень»? Я бы ответила: «Та, ради которой стоит родиться, жить и умереть…Любовь – как дар Божий…»
Знакомство с творчеством группы «Високосный год».
Много времени спустя лидер рок-группы «Високосный год» Илья Калинников напишет замечательную песню, которая называется «Лучшая песня о любви» . Слушая её, мне всегда вспоминается «Холодная осень» И.А. Бунина… Послушайте композицию.
5 . Подведение итогов урока.
- Для кого из Вас наша встреча оказалась нужной, важной? Почему?
- Какие истины открылись вам сегодня на уроке?
6 . Домашнее задание: Написать сочинение на одну из тем:
1. Мои впечатления от рассказа…
2. Над чем меня заставил задуматься рассказ…
3. Сравнительный анализ рассказов о любви:…
4. «Любовь!.. Она бывает разной…» (по произведениям классиков о любви).
И в конце нашей встречи мне бы хотелось напомнить вам стихотворение Бориса Заходера «Не бывает любви несчастной».
Не бывает любви несчастной.Может быть она горькой, трудной,Безответной и безрассудной,Может быть смертельно опасной.Но несчастной любовь не бывает,Даже если она убивает.Тот, кто этого не усвоит,Тот счастливой любви не стоит...