Методическая разработка к открытому мероприятию по творчеству И.А Бунина и А.И Куприна


Филиал «Котельники»
государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования Московской области
«Университет «Дубна»
(техникум)
Рассмотрена и одобрена на заседании
ПЦК общеобразовательных дисциплин
Председатель _________Т.В. Глушко
«____» ___________2015
Протокол № __________
Методическая разработка
открытого занятия по литературе,
посвященная 145-летию со дня рождения А.И. Куприна и И.А. Бунина
«Осенние блики любви»

Котельники-2015
Открытое занятие по литературе
"Осенние блики любви"
(тема любви в творчестве И.А. Бунина и А.И. Куприна).

Форма занятия: открытое занятие (по мотивам творчества И.А.Бунина и А.И. Куприна)
Гуманно-личностная технология, групповые и компьютерные технологии.
Цель: Развитие творческих способностей обучающихся на материале художественных произведений И.А.Бунина и Куприна;
Задачи:
– развивать умение не только видеть изобразительно-выразительные средства в художественных текстах русских писателей, но и умело использовать их в своих собственных творческих работах;– воспитывать любовь к родной природе, сопричастность к окружающему миру, толерантность, внимательное отношение к окружающим.
Оборудование: Выставка книг И.А.Бунина и А.И.Куприна; презентация по произведениям Бунина и Куприна; викторина по выразительно-художественным средствам, экран, декорации.
Ход урока
1. Слово преподавателя.
Дождь осенний сыплет за окном,Мы сидим, страницы Бунина читая,Откровенно говорим сейчас о том,Что жизнь, как легкое дыхание, витает,Что она хрупка, она – всего лишь миг,Пролетит, кого-то озаряя,И растает в небе слабый лик,В памяти любимых оживая.Бунин учит: надо жить взахлеб,Ставить цели, счастья добиваться,И настигший Солнечный удар, чтобДал любовью нам очароваться.И Куприн ведет нас за ОлесейВ церковь, чтоб с любимым долго жить…Разве можно тем, кто прикоснулся,Ту историю любви забыть.И любовью дышат все страницы,Унося нас в дальние края,Где в Полесье звонко пели птицы,Где в лесу красавица жила.Там любовь – трагедия и счастье,Там за радостью идет печаль,Яркость дня сменяет там ненастье,Но случившейся любви совсем не жаль.И звучит трагично и прекрасноГимн любви в Бетховенской сонате,Верим мы: любовь дается не напрасно,Хоть порой она, что пляска на канате.Надо жить, кого-то согревая,И ценить все то, что дал нам Бог.Пусть в душе, святым огнем пылая, С нами будет Вера и Любовь.
С этих строк мы начинаем наше открытое занятие по мотивам произведений Ивана Алексеевича Бунина и Александра Ивановича Куприна.
Мы с вами закончили изучать творчество этих известных писателей. Два этих имени навсегда останутся в сердцах людей, кому дороги история и судьбы России. Ни одно из прочитанных произведений не оставило нас равнодушными, мы не только знакомились с сюжетом, композицией, но и искали ответ на вопрос, почему так притягательны произведения Бунина и Куприна, почему они волнуют нас, и в чем их бессмертие? Темы, идеи их произведений понятны и близки каждому из нас. В прозвучавшем стихотворении были названы произведения, которые мы прочитали, и даже переданы некоторые сюжеты.
И сегодня мы поделимся тем, как повлияли на нас произведения Бунина и Куприна. Мы решили преподнести вам сюрприз.
– Ребята, а как вы понимаете слово “сюрприз”? (Сюрприз – это неожиданный подарок.) А подарки всегда приятно получать, но их еще и приятно дарить. Тема нашего занятия “Осенние блики любви”. Как вы понимаете слово “блики” (отблески на темном фоне).– Темный фон осенней природы, жизни и на фоне этого темного фона отблески счастья, любви.
Ведущей темой творчества этих двух известных русских писателей является тема любви. Много у них общих подходов к этой теме, но есть и отличие. Предлагаю послушать выступление “Тема любви в творчестве И.А. Бунина и А.И. Куприна”.
2. Выступление студента (задание заранее давалось индивидуально).
3. Терминологическая викторина. Я приготовила для вас сюрприз – это викторина, в основу которой легли отрывки из произведений Бунина и Куприна. Ваша задача: прочитать отрывок, найти в нем изобразительно-выразительные средства и назвать их.
1. Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной (аллитерация)
2. Воздух так чист, точно его совсем нет, но по всему саду раздаются голоса и скрип телег(сравнение).
3. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою – слава Тебе.
Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю – слава Тебе!.."
(Эпифора.)
4. Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад,помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. (Анафора.)
5. Печален долгий вечер в октябре.Любил я осень позднюю в России,Любил лесок багряный на горе,Простор полей и сумерки глухие (эпитеты)
3. Глубоко, странно лес молчал (олицетворение)
Подведение итогов, выявление лучшего знатока литературных терминов.
Вывод: неповторимость поэзии и прозы зависит и от изобразительно-выразительных средств, которые используют авторы.
5. Беседа о любимых страницах литературных произведений И.А. Бунина и А.И. Куприна? (Каждый студент готовил свое прочтение любимых страниц произведений Бунина и Куприна.)
– Есть ли у вас любимые страницы прозы и лирики
Барышева Ю. - « Зарницы лик, как сновиденье…»
Доросевич Н. - “Зачем и о чем говорить…”
Крафт Е. – « За рекой луга зазеленели…»
Головач В. - Исполнение песни о любви.
Преподаватель: примеров любимых строк можно привести много, и они останутся надолго с нами. Они помогут нам в минуты, когда необходимо будет сделать в жизни свой выбор и принять какое– то решение.
6. Проверка творческих заданий. 
Группа студентов приготовила инсценирование отрывков по мотивам произведений Бунина и Куприна.
Сценка из повести «Олеся» - Сафонова Ю., Полищук Н., Володина Л.
Монолог и сценка из повести «Гранатовый браслет» - Балякина Т, Кутузов М., Гвоздев К., Петров В.
Сценка из рассказа «Темные аллеи» - Володин Д., Никонова В.
Преподаватель: 
Многоликая любовь.
Любовь бывает многолика,Как жизни бурная река,И женщина святого ликаВоспета в мире на века.Мадонна на руках с младенцемСпасает нас от тяжких бед,А мать с расшитым полотенцемВыносит хлеб нам на обед.Любовь их не измерить мерой,И мы несем ее в себе,И нам она дарует веру,Благословляет нас в судьбе.
Но есть еще любовь иная,О ней мы редко говорим,Мы к звездам с нею улетаем,За счастья миг благодарим.И нам не выразить оттенковВсех чувств, что наполняют нас,Любви той не страшны застенки,Она ведет по жизни нас.
И даже если мы теряемВ разлуке с милою любовь,В душе мы о любви мечтаем,И к нам она вернется вновь.И я желаю удивлятьсяПодарку, данному судьбой,Любовью в жизни наслаждатьсяИ изумляться пред тобой.
7. Подведение итогов занятия. Вот и подошло к концу наше занятие. Каждый готовился к нему. Сюрпризы получились приятные. Мы сами побывали в роли писателей, учились вводить в свою речь яркие изобразительно-выразительные средства, учились понимать природу, окружающий мир, людей, дарить им радость и ценить каждый прожитый нами день, находить в нем крупицы счастья.
Всем спасибо за участие и за подготовленные сюрпризы.
Рефлексия.
– Понравился ли вам наше занятие и его форма?
_____________________________________________________________
– Нужно ли проводить такие занятия?
_____________________________________________________________
– Удовлетворены ли вы своей работой на занятии?
_____________________________________________________________
– Оцените сами свое участие и поставьте себе оценку (по пятибалльной системе).
Выставление и комментарий оценок.