Конспект Особенности труда и быта Кубановедение 2 класс


Методическая разработка урока по «Кубановедению»
Тема урока: «Особенности труда и быта
жителей родного края»
2 класс.
Урок 1.
Тема: «Особенности труда и быта жителей родного края»
Цель: познакомить детей с особенностями труда жителей родного края, подготовить детей к правильному выбору профессии, воспитывать уважение к людям труда.
Оборудование: плакаты с изображением людей различных специальностей, периодическая печать, фотографии передовиков труда.
На урок приглашены родители и передовики «Жатвы - 2004»
ЗАО «им. Т.Г. Шевченко»
Ход занятия:
Организационный момент (Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» учащимися наизусть).
Учитель: Ребята, вот этими словами из стихотворения Маяковского мы начнем нашу беседу. Придет день, когда закончится ваша учеба в школе и перед вами станет вопрос «Кем же мне стать?» И от того, как правильно вы выберете будущую профессию, насколько она будет вам по душе, во многом зависит ваш дальнейший жизненный путь. Сегодня мы познакомимся с профессиями, которые больше востребованы на территории Краснодарского края.
Работа по карте:
а) географическое расположение Краснодарского края
б) Три основные природные зоны
в) особенности труда людей в этих зонах.
Разгадывание кроссворда.
1.Толстый тонкого побьет –
тонкий что-нибудь пробьет (молоток)
¹ ² 2. замечательный дружище
Деревянная ручища
Да железный обушок,
Закаленный гребешок.
³ Он у плотника в почете –
т р у 4 д Каждый день с ним на работе
(топор)
У конька, у горбунка
Деревянные бока
У него из под копыт
Стружка белая бежит (рубанок)
Везде сует свой нос витой
Дыру проткнет в стене
Чтобы узнать, а что на той,
Обратной стороне? (дрель)
Учитель: Сегодня мы будем говорить о труде жителей Краснодарского края. С первой профессией вы уже познакомились. Что это за профессия?
Работа по таблицам «Кем быть?» с использованием загадок.
(рассказ учащихся о профессии своих родителей)
Повар. Как легко приготовить обед!
Ничего в этом трудного нет.
Это проще простого,
Это раз – и готово!
Портной. Сошьют они наряды
Всех красок и цветов.
Оденешься и сразу
Взгляда не отведет никто.
Врач.Кто в дни болезней
Всех полезней?
Он лечит нас
От всех болезней.
Почтальон. Почту – письма и журналы –
По домам разносит он.
Ходит он во все кварталы
И заходит в каждый дом.
Учитель. Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтению, счету, письму,
И верности родной Отчизне.
Тракторист. Снег растаял в поле чистом,
Схлынет талая вода.
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.
Комбайнер. Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
Шофер. Как же трудно спозаранку
Целый день крутить баранку.
Работа его важна и сложна,
Но как она людям повсюду нужна.
Учитель: А сейчас мы более подробно познакомимся с профессиями сельского хозяйства.
Чтение и обсуждение рассказа «Кто сделал хлеб?»
Ехал однажды поезд. Народу в вагоне много. В дороге всегда разыгрывается аппетит. Вот бабушка, сидевшая у окна, достает из корзины румяную булочку и протягивает своей внучке…
Вкусно? – улыбаясь, спросила девочку соседка.
Очень! Мягкая, а корочка так и хрустит.
Приятно, - вступил в разговор еще один пассажир. – Когда хвалят булочки, вроде бы и меня хвалят. Я по профессии пекарь и делаю на хлебозаводе как раз такие булочки.
Почему эта работа только ваша? – отложил в сторону газету пожилой седоусый человек. – Поглядел бы я, какие у вас получились булочки без хорошей муки. А я как раз работаю мукомолом на мельнице – из зерна мелю муку для хлеба всех сортов. Вот и для булочек муку смолол.
Тогда уж, извините, если начинать, то с меня, - возразил молодой плечистый паренек. – Интересно, из чего бы вы намололи муку, если бы вам не привезли зерно? Оно откуда? С поля. А кто убирает с полей урожай: Мы, комбайнеры. Очень может быть, что на эту булочку пошло зерно, собранное моим комбайном.
Ай-я-яй, молодой человек, - вступил в разговор здоровяк в кожаной куртке, - так девочка может подумать, что хлеб и вправду начинается с комбайна. Нет уж, дорогие мои попутчики, хлеб начинается с нас, трактористов. Мы поле плугом пашем, землю боронами рыхлим, сеялками сеем отборное зерно да потом еще разные сорные травы удаляем с поля. Только тогда земля дает хороший урожай.
Тут в разговор вмешалось сразу несколько человек:
Как же вы про шофера забыли? Мы и зерно с поля возим, и горючее тракторам, комбайнам доставляем. Работаем днем и ночью, в любую погоду!
А мы, железнодорожники, чем хуже? В города вагоны с хлебом привозим мы. Да и трактора, комбайны с завода на поля тоже.
Постойте, а агрономы, по-вашему, мало потрудились? Кто подскажет трактористам, что сеять, когда сеять, где сеять, пора ли землю поливать, какими удобрениями подкармливать?
Тут поднялась бабушка и так сказала:
Всем вам, мои милые, поклон за хлеб.
Рассказ родительницы Мурадовой М «Путь хлеба к столу».
Чтобы хлеб появился у нас на столе, на его производство и выпечку уходят сутки. Мастер ставит жидкую опару в котлах, которая подходит четыре часа. Затем автоматическим тестомесом замешивают тесто, добавляя муку, воду, соль. Тесто подходит еще два часа. Далее следует формовка теста. В нашей пекарне она происходит вручную. Эту тяжелую работу выполняют женщины-формовщицы, которые за смену расформовуют 3-4 котла. Эти формы с тестом люльками поднимаются в духовой шкаф, где находятся 1-1,5 часа. Затем пекарь формы ставит в печь. После выпечки хлеб выбивается из форм на ленту, по которой он подается в склад. Затем этот хлеб отправляют в магазины.
Чтение стихотворения «Корочка хлеба» учащимся:
Даже не верится, что когда-то
На поле, соженном огнем батарей,
Перед атакой герои-солдаты
Делили остатки ржаных сухарей.
Даже не верится, что на свете
В какой-нибудь очень далекой стране
С черствой лепешкой голодные дети
Порою встречаются только во сне.
Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
Учитель: Ребята, скажите годовщину какого события отмечает весь российский народ в этом году?
В этом году россияне отмечают 79 -годовщину Победы над фашистами и 72 годовщину освобождения Мостовского района от немецких оккупантов. Мне хотелось бы вам рассказать как труженики тыла нашего села помогали фронту самым дорогим – хлебом.
С началом войны в колхозе поубавилось техники, рабочих рук. Весь труд в полях лег на женские и детские плечи, и они работали от зари до зари не покладая рук. Пшеницу и ячмень сеяли вручную. Выращенный урожай косили косами и серпами. Тонны зерна переносили женщины и дети на своих руках. Тяжело им было, а народ без хлеба не оставили. Работа на элеваторе не была ни чуть ни легче, чем на поле. Эта работа была тяжелая и изнурительная. Приходилось грузить и разгружать вагоны. Когда требовалось, работали целыми сутками, отправляя на фронт, с огромным трудом выращенный, почти вручную убранный хлеб. Домой приходили лишь раз в неделю, чтобы выкупаться и сменить одежду. И так продолжалось 4 года.
Работа с периодической печатью «Предгорье».
Приглашение учащихся 3 класса на экскурсию на хлебозавод станицы Ярославской родителями, работающими на этом заводе.
Итог занятия.
Домашнее задание.
Дать определение слову «каравай» из толкового словаря.
Историческая справка об изготовлении хлеба на Руси.
Узнать у родителей, при каких обрядах необходим каравай.
Подготовить стихи о хлебе.