Урок письма и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида


Урок грамматики в 5 классе.
Тема: «Разделительный ь».
Цель:
-Дать понятие о разделительном мягком знаке;
-учить применять на практике правило правописания разделительного мягкого знака в словах;
-корригировать внимание, зрительную и слуховую память;
-воспитывать познавательный интерес к предмету и самостоятельность при выполнении заданий.
Ход урока:
1. Орг. момент
Слова на доске:
угол-уголь
ел-ельмел-мель
жар-жарь1)Чем отличаются слова в столбиках?
2)Обозначает ли звук ь?
3) Для чего он служит?
Вывод: Мягкий знак в этих словах служит для обозначения мягкости согласного.
Мягкий знак выполняет ещё одну функцию, а какую мы сейчас вместе выясним, разгадав кроссворд.
2. Изучение нового материала (Работа с кроссвордом).
пл а т ье
о б е зья на
ру ч ьи с е м ья в а ре нье в ьюг а б е л ьё 1) Ко дню рожденья Кате
Мама сшила … (платье)
2)Апельсины и бананы
Любят очень… (обезьяны)
3)Зимой молчат,
Весной зажурчат. (ручьи)
4)Мама, папа, брат и я-
Вот и вся моя… (семья)
5)Съел сластёна в воскресенье
Всё вишнёвое… (варенье)
6)Не пойду гулять я с другом-
За окном пурга и…. (вьюга)
7)На верёвочках моёЧистое висит… (бельё)
-Что общего в написании этих слов?
-Для чего здесь нужен ь?
- Давайте произнесём эти слова без ь. Понятен ли смысл этих слов?
Вывод: Значит, мягкий знак необходим при письме, чтобы слово не теряло своего смысла.
-Между какими буквами находится в словах мягкий знак?
Вывод: мягкий знак разделяет согласные и гласные буквы на письме, поэтому он называется разделительным.
3.Работа в тетрадях
-Запишите тему сегодняшнего урока: «Разделительный ь».
-Запишите в тетрадь через запятую слова из кроссворда. Подчеркните разделительный мягкий знак.
-Сколько слов у вас получилось? А у меня 8.
-Какое слово в кроссворде подходит к теме нашего урока?
-Перед какими гласными пишется мягкий знак?
-Посмотрите на памятку, перенесите себе её в тетрадь.
е
ё
Согл. Ь я
ю и
Вывод: Разделительный мягкий знак пишется только перед гласными е, ё, ю, я, и.
4. Физминутка-А сейчас мы поиграем в игру «Один-много». Я называю существительное единственного числа и кидаю кому-нибудь из вас мяч, вы должны назвать слово во множественном числе и бросить мяч обратно.
Например: улей-ульи.
Ручей лист сын
Перо прут муравей
Брат стул крыло
Друг воробей соловей
Звено дерево колос
-Что мы напишем во всех существительных множественного числа?
5. Закрепление изученного (Работа по карточкам)
-На карточках предложены слова, в которых встречается ь. Эти слова нужно распределить в 2 столбика: в 1столбик - слова, в которых ь служит для обозначения мягкости согласного, во 2 – слова с разделительным ь.
На доске:
Ь смягчает согл. Раздел. ь
Илья, будильник, ружьё, коньки, листья, друзья, печенье, деньки, деньги, мальчик, крыльцо, свинья, пальто, тюльпан, сосулька, варенье. Проверка.
6. Итог урока:
-Давайте попробуем сделать вывод: нужен ли разделительный ь, и если нужен, то зачем?