Материалы педсовета по состоянию преподавания литературы

Урок литературы в современной школе должен быть уроком гражданственности, высокой нравственности. Чрезвычайно важно в этой связи определение эстетической позиции юного человека по отношению к окружающему миру. Эстетика и идеология неразрывно связаны, их общая задача – формировать гармонически развитого человека.
Ныне, поиск нового все более присущ учителю, стремящемуся, не останавливаясь на достигнутом, шире использовать самые прогрессивные методы и формы обучения, внедрять передовые технические средства.
Но никакая техника не в состоянии помочь, если в душе человека, в душе педагога не зажжен огонь доброти.
Учитель входит в огромный мир детства. Перед ним – десятки пар пытливых и любознательных глаз, жаждущих новых открытий, совместных поисков и изобретений. Не предать, не заглушить этой любознательности – смысл труда педагога. Яркие страницы, вписанные в историю советской школы деятельностью В. А. Сухомлинского, настойчиво убеждают в необходимости постоянного самообновления, не допускающего возможности пагубного привыкания к устоявшимся и потому наскучившим методам. Постоянный поиск нового, свежего стиля преподавания и общения с классом – манера, отличающая истинный урок литературы – урок человеческого общения. «Восприятие литературного произведения, как и вообще любого произведения искусства, носит глубоко личностный характер Но воздействует на всех только через каждого, только через неповторимую человеческую индивидуальность».
Цель педсовета не навязывание каких – либо методических приемов, многие из которых уже применяются в школьной практике, а размышление о возможных путях, ведущих от учительского сердца к сердцу школьника.
С точки зрения учителя, перестроить учебный процесс – значит прежде всего перестроиться самому, значит не только владеть знаниями и уметь их преподнести, но и отвечать за конечный результат.
Показатели работы учителей филологии

Ф.И.О.
2010/11
2011/12
2012/13
2013/14
2014/15


в
д
с
н
в
д
с
н
в
д
с
н
в
д
с
н
в
д
с
н

Брухно
15,7
60,2
24,1
-
28
29,1
28
15,1
32,9
40
20
7,1
12
59
29
-
24
44
32
-

Евсейчик
12,7
39,1
47,7
0,9
20
40,6
38,7
0,7
23
37,5
34,5
5,2
25
41
29
5
22,2
37,6
36,8
3,4

Куликова
-
-
-
-
-
-
-
-
13
33
51
3
24
44
32
-
29
42
29
-


Сравнительный анализ показывает, что качества знаний у всех учителей практически стабильно: у Брухно О. М. – 75,9; 67,1; 72,9; 71; 66, у Евсейчик И. Н. – 51,8; 60,6; 60,5; 66; 59,8, у Куликовой С. В. – 46; 68; 71. Неуспеваемость у Евсейчик И. Н. – 0,9 – 0,7 – 5,2 – 5 – 3,4, у Куликовой С. В. – 3 – 0 – 0.
Анализ посещаемых уроков показал, что все учителя в достаточной мере владеют методикой преподавания литературы, преобладают традиционные методы работы, проводятся предметные месячники, работает литературный кружок (уч. Евсейчик И. Н.)
Срезы знаний показали, что из тестированных уч-ся усвоили материал: по вопросам теории литературы -

по знанию текстов - 95%.


Лучшие знания у учащихся: 8А, 11А


Недостаточные знания у учащихся: 5АБ.


Урок филологии – это особый урок в школьном расписании, здесь нельзя дать точных методических советов, потому что , как и художественное произведение, каждый урок – творчество.
Зачастую слышно мнение, что главное задание учителя начальных классов – научить читать. Но что именно включает в себя понятие « читать»? Нет четкой системы литературного
образования, поэтому каждый классовод это делает, выходя из собственного понимания, профессионализма. Поэтому в школе ведется системная методическая работа по выработке единых подходов к преподаванию: проведено консультационное занятие с учителями 1-4 кл., обсуждены дидактические принципы уроков чтения, ведения работы по формированию навыков самоанализа урока.
В результате совместной работы администрации и учителей 1 – 4 кл. и учителей филологов выработаны единые направления литературного образования в нашей школе с учетом уровня подготовки педкадров, обеспеченности читательских интересов учащихся. Выделяются 2 направления в работе учителей – филологов.
Идейно – нравственное воспитание (патриотическое, национальное, гражданское, трудовое). Роль учителя – усиление воспитательного воздействия литературы на учащихся.
Эстетическое восприятие художественного текста.
Слово писателя должно чаще звучать на уроках – в выразительном чтении учителя, школьников, грамзаписи актерского исполнения. В школе есть хорошая фонотека.
Система обучения школьников музыке и изобразительному искусству, внедренная Д. Кабалевским и Б. Неменским, предполагает восприятие искусств в синтезе, реализуемом посредством межпредметных связей на уроках. Литература не может и не должна оставаться в стороне от процесса взаимодействия искусств: чувственный мир школьника, обогащенный теоретическими и историко – литературными сведениями, неизмеримо расширится, если прекрасное будет воспринято им как система, все элементы которой находятся в гармоническом единстве, достигнутом в ходе освоения учебного курса литературы.
Нет и не может быть более высокой цели эстетического воспитания, чем формирование человека, способного увидеть прекрасное и полюбить его – в природе, в искусстве. Но эта цель никогда не будет достигнута, если педагог, даже отлично знающий свой предмет, ограничится временем и возможностями урока.
Отсюда – большое значение приобретает внеклассная работа и уроки внеклассного чтения.
Формирование оценочных позиций уч-ся, умения разбираться в структуре произведения, в особенностях мастерства писателя. Для этого нужен определенный уровень начитанности. Нельзя вырабатывать взгляды без достаточно широкой фактической базы.
Но знание литературы и знания о литературе – не самоцель. Они инструмент воспитания личности. Для этого необходима последовательная работа по развитию самостоятельной мысли школьников. Здесь и проблемные вопросы, и поисково – исследовательская деятельность, и семинарские занятия, и собеседования, и консультации – словом, применение всех методов, приемов и форм проведения занятий.
Программы по литературе четко определяют круг знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть уч-ся каждого класса. Одна из задач – научить уч-ся слушать слово, т. е. воспринимать художественное произведение на слух. С первых уроков учителя 1-4 классов ставят перед малышами задачу: представить себе читаемое в красках, звуках, формах. Все учителя владеют техникой интонационного чтения, но не всегда оно звучит в исполнении учителя. Роль первичного восприятия несколько занижена. Нам еще не удалось добиться, чтобы каждый учитель постоянно работал над повышением своего мастерства, культуры речи и выразительного чтения.
Каждый учитель ведет лист контроля техники чтения, который дает возможность контролировать процесс совершенствования навыков скоростного и выразительного чтения, а
впоследствии планировать коррекционную работу с уч-ся, продумывать оптимальность и целесообразность используемых на уроке форм, методов, видов работы. Но если учителя 1-4 классов этой работе уделяют серьезное внимание, проводя контроль техники чтения, выставляя оценки, то в 5 – 11 кл. эта работа практически прекращается. Хотя все предметники жалуются на низкий темп чтения молча и вслух, а постепенно всю самостоятельную работу уч-ся с книгой подменяют рассказом учителя. Даже в 1-4 классах не ведется лист читателя, где бы указывались данные техники чтения, их изменений за месяц, недостаточно используется дополнительная литература. Ни на одном из посещенных уроков в 1-4 классах не было книг дополнительного самостоятельного чтения
Серьезное внимание следует обратить на совершенствование методики обучения чтению. В 2013/14 уч. году проводились показательные уроки, в методкабинете собран материал из опыта работы уч. Чубар по совершенствованию методов работы при обучении быстрому чтению. Нельзя забывать, что чтение – не только подготовка к последующей деятельности по усвоению школьных предметов, но и условие для развития умственных способностей. Уч. 1-4 кл. учат отличать текст от отдельных предложений, подбирать заглавие, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать прочитанное – это условия развития памяти, речи, внимания, мышления, воображения. Кроме того эти виды учебной деятельности развивают у ребенка коммуникативную, планирующую и экспрессивную функции.
Урок литературы всегда был уроком творчества, поэтому в систему вошли задания проблемного, занимательного характера: задания на стихосложение, на режиссирование, озвучивание и т. п. В методкабинете обобщен опыт работы учителей Наумченко Н. В., Чубар И. В., Гончар Е. А., Борскивец С. по использованию активных форм преподавания.
Сегодня одна из важных проблем школы – это создание кабинета литературы для начальной школы и 5-11 классов. Они помогут облегчить применение ТСО, наглядности. Совершенно отличаются уроки литературы в 5-9 кл. и 10, 11 кл. Анализ целей уроков показал, что учителя филологии правильно определяют цели урока: знакомство, расширение знаний, упражнения в каком – либо навыке, воспитание и формирование.
Можно выделить 3 типа уроков литературы, характерных для учителей нашей школы.
1-й тип - уроки изучения художественных произведений







уроки художественного уроки углубленной уроки
восприятия работы над текстом обобщения

2-й тип –уроки изучения теории и истории литературы




уроки изучения уроки биографии уроки историко - уроки повторения уроки формиро
метод. – критич. писателей литературн. обобщения вания теоретич.
статей литер. понятий

3-й тип – уроки развития речи
Урок каждого типа имеет свою структуру. Наиболее сложны уроки анализа литературного текста. С опытом работы нас познакомят сами учителя филологи.
Представление опыта работы учителей школы.

















































Заголовок 1 Заголовок 215