«И у нас, ребята, будут наши победы. Главное, чтобы они были не с оружием в руках». Юрий Никулин (по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа»)

Тема: «И у нас, ребята, будут наши победы. Главное, чтобы они были не с оружием в руках». Юрий Никулин (по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа»)
Цель:
Используя ТРКМЧП, сформировать представление учащихся о том, как одерживается нравственная победа в рассказе Л. Улицкой.
Задачи:
Обучающие: познакомить с биографией писателя,
Развивающие: развивать умение анализировать эпическое произведение, развивать аналитические способности, совершенствовать речь учащихся.
Воспитательные: воспитывать чувство толерантного отношения друг к другу.

Результаты обучения:
Личностные: эмоционально «проживать» текст, вести диалог с автором текста
Предметные: анализировать литературное произведение.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели урока

Познавательные УУД:
- пользоваться словарями, справочниками, источниками Интернета;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учтом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Методические рекомендации:
Занятие построено по ТРКМЧП.

Предварительное домашнее задание:
1. Прочитать рассказ Л. Улицкой «Бумажная победа»
2. Групповая работа
- подготовить краткий обзор жизни и творчества писателя (Биографы)
- дать лексическое значение словам (Лингвисты)
- рассказать об истории создания рассказа (Литературоведы)

Ход урока
1. Организационный момент
2. Стадия «Вызов»

Великий хирург Н.И. Пирогов однажды сказал: «Жить на белом свете – значит постоянно бороться и постоянно побеждать».
Согласны ли вы с этим высказыванием? Действительно ли, чтобы жить, нужно бороться?
Сегодня на уроке мы познакомимся с писательницей Людмилой Улицкой и будем обсуждать её рассказ «бумажная победа». Почему он так назван? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока.

П. Стадия Осмысления

1. Запись темы урока в тетрадь
2. Какие цели вы поставите для себя на урок? Запишите их в тетради.
3. Озвучьте свои цели.
4. Прежде, чем мы приступим к разговору о рассказе, давайте познакомимся с биографией и творчеством современной писательницы Л. Улицкой. (Выступление группы «биографов» и «литературоведов»)

Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 23 февраля 1943 года в городе Давлеканово (Башкирия) в 1943 году. Сейчас живёт в Москве. По профессии - биолог. Но она давно оставила свою специальность. Под микроскопом писательницы - человеческие жизни, судьбы людей. Людмила Улицкая – лауреат престижных литературных премий: лауреат французской литературной премии Медичи, итальянской премии Джузеппе Ацерби, Букеровской премии, премии “Большая книга” и др. Её произведения переведены на 25 языков мира. Она названа лучшей писательницей 2004 года. Многие произведения Улицкая связывает со своим жизненным опытом. Это, в большинстве своём, то, что она пережила в детские годы. Людмила Евгеньевна активно занимается развитием толерантности среди молодежи. О своей работе в Европейском Толерантном проекте «Другой, другая, о другой» она говорит так: «Я не возлагаю больших надежд, что наши усилия изменят мир. Но, может быть, они как – то смягчат агрессию».
Литературоведы: Рассказ “Бумажная победа” входит в сборник “Детство 49”. С 1989г. по 2000 г. Людмила Улицкая создает  цикл произведений «Детство-49».  Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет. В цикл входят 6 рассказов: «Капустное чудо», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа». Почему так назван сборник? Потому что речь в нем идет о детстве. И героями рассказов являются, конечно же, дети. А 49 – это 1949 год, когда сама писательница была ребенком, т.е. в основе рассказов ее воспоминания. Эта дата близка к другой великой дате в истории. За четыре года до этого окончилась ВОВ, т.е. сборник повествует о послевоенном детстве.
5. Рассказ называется “Бумажная победа”. Что необычного в этом названии? Почему эти слова совсем не сочетаются, на первый взгляд?
6. Заполнение таблицы «ЗХУ»

Знаю
Хочу узнать
Узнал






Что вы записали в первую колонку?
Во вторую?

7. Давайте проверим, внимательно ли вы читали рассказ.

Прием «Верно ли, что»
отец Гени погиб на войне.
Геня рос болезненным ребенком
на фортепиано стоял портрет А.С. Пушкина
У Гени было много друзей во дворе
мама решила пригласить на день рождения Гении ребят со двора
Геня не хотел гостей на день рождения
Айтыр оказался прийти на день рождения к Гене
Ребята принесли имениннику очень много подарков
Мама предложила поиграть в фанты
Геня любил делать из бумаги различные фигурки
8. Словарная работа

В рассказе нам встретятся некоторые слова, значение которых необходимо знать для понимания общего замысла писателя. (Выступление группы «лингвистов»)
Победа –
Бумажный –
Враг -
Быть на побегушках –
Талант -
Чепуховый –
Чудеса -
Фанты –

9. Диалог с текстом

1. Почему свою фамилию главный герой рассказа Л. Улицкой воспринимает как унижение?
2. Что ещё необычного было в нем?
3. Почему он был «несчастным человеком»?
4. Как об этом пишет автор?
5. Какое самое страшное испытание было для мальчика? Почему его обижали ребята во дворе?
6. Как вы думаете, какие чувства он испытывал в эти минуты?
7. Женька Айтыр – враг. Почему? На чем основана власть Женьки Айтыра?
8. Кто решает примирить заклятых врагов?
9. Почему мама Гени выбирает такой странный способ?
10. Как вы думаете, правильным ли было это решение?
11. Расскажите о семье Гени.
12. Почему Геня стеснялся всего этого?
13. Автор пишет, что Геня с ужасом ждал прихода гостей. Почему?
14. Как ведут себя гости за столом? Почему Л. Улицкая подробно перечисляет блюда на праздничном столе?
15. Какая минута стала поворотной в жизни Гени?
16. Почему гостей удивило, что мама Гени играет на пианино?
17. Как они слушали музыку? Приведите примеры из текста.
18. В какую игру предложила поиграть мама?
19. Что для этого нужно было?
20. Что такое фанты?
21. Зачем Геня делал игрушки из бумаги?
22. Как Геня относился к своему таланту? Какой эпитет использует автор?
23. А как ребята отреагировали на талант Гени?
24. Самым страшным врагом для Гении был Айтыр. А как он ведет себя на дне рождении?
26. В рассказе есть описания природы. Давайте выясним, какую роль играют они в произведении.
26. Как вы думаете, случайно ли цвет шарфа на шее у Гени совпадает с цветом молодой весенней зелени? 27. Как вы понимаете фразу, которой заканчивается рассказ: «Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки»
28. А теперь давайте вернемся к названию рассказа. Почему он так называется? Кто кого победил?
29. Можно ли назвать чудом то, что произошло в конце рассказа?
30. А какие ещё «чудеса» включает автор в совй рассказ?
29. О чем хотела сказать своим читателям Людмила Улицкая?

10. Вывод: С помощью бумаги Геня одержал победу над неприязнью и враждебностью к нему. «Бумажная победа» - это победа над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью. И в обиночку главный герой вряд ли справился, если бы не его «чепуховый» талант и доброта его мамы.
11. Возвращение к таблице «ЗХУ»
Заполните последнюю колонку таблицы.
Что вы записали?

Ш. Стадия «Рефлексия»
1. Составьте синквейн к слову «победа»
1. победа
2. два прилагательных причастия
3. три глагола
4. фраза, предложение
5. синоним

Домашнее задание:
1. написать мини-сочинение: «Победы, которые я одержал»
2. написать сочинение-рассуждение: «Как я понимаю смысл фразы: «Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки »

Интернет-источники:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









Клепач Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 67» города Магнитогорска Челябинской области