Календарно-тематическое планирование. 5 класс. География. Полярная звезда


Дата
Тема урока
Тип урока
Вид контроля
Элементы содержания урока
Вид деятельности учащихся
Планируемые образовательные результаты
Д/З








Предметные
Личностные
Метапредметные
УУД:
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема: Развитие географических знаний о Земле. (5 часов)

1

Зачем нам география и как мы будем ее изучать
Урок изучения нового материала
Фронтальный опрос
-Познакомить обучающихся с новым предметом – географией;
-Раскрыть особенности
содержания курса;
-Показать практическое
значение географии на разных этапах развития общества;
-Выяснить, какие задачи
решает география;
- Ознакомить с методами
географической науки;
-Познакомить обучающихся с новым учебником и требованиями учителя.
Устанавливают этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций
Определяют понятие «география»

Формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты
Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки, воспитание российской гражданской идентичности
П: Самостоятельно формулируют тему и цели урока;
учатся работать в группах.
Р: Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету.
К: Сотрудничество
с одноклассниками при обсуждении.
Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
П.1
Р.т с.4-6. З.1,2,3,6

2

Как люди открывали Землю. Часть 1.
Урок изучения нового материала
Выборочный опрос.
Выяснить, как изменялись представления людей об облике Земли;
- Показать значимость открытий великих мореплавателей и путешественников.
Выявляют изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определяют вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях.
Знать из истории географии факты развития знаний о форме Земли, о материках и океанах, об отражении их на карте. Уметь показывать на карте пути экспедиций Х. Колумба и Ф.Магеллана.
Формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника.
Р:Работа с картой, сравнение современной карты с древними
Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях
П: Поиск информации по накоплению географических знаний
К: Самостоятельный анализ .умение слушать другого
П.2 вопросы.

3.

Как люди открывали Землю. Часть 2.
урок актуализации новых знаний
Фронтальный опрос
Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации: Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама, Х. Колумб, Ф. Магеллан, Ф. Дрейк, А. Тасман, Дж. Кук,
Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Ермак, И. Москвин, С. Дежнев
Р. Амундсен, Р. Пири
.
Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах
Наносить маршруты путешествий на контурную карту.
Находить информацию( в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО
Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО.
Иметь представления о Великих географических открытиях: их вклад в развитие цивилизации
Проявлять устойчивый познавательный интерес и готовность к самообразованию. Использовать подходящие языковые средства для выражения своих мыслей и потребностей. Уметь вести диалог на основе взаимного уважения.
Р: ставить учебную задачу под руководством учителя;
-планировать свою деятельность под руководством учителя;
-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
-работать в соответствии с предложенным планом;
-участвовать в совместной деятельности;
-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
-оценивать работу одноклассников.
П: высказывать суждения, подтверждая их фактами;
-выявлять причинно-следственные связи;
-решать проблемные задачи;
-анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
К: Формируется умение полно и точно выражать свои мысли, планировать свою учебную деятельности
П. 3. Стр 15 №5,6

4

География сегодня
урок изучения нового материала
Фронтальный опрос
- Выяснить, как и какими способами изучают Землю;
- Выявить значение географии для практической деятельности человека;
- Выяснить, где можно получить информацию о любой точке Земли.
Определяют значение современных географических исследований для жизни общества. Выделяют и анализируют источники географической информации. Оценивают роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии.
Выявлять особенности изучения географии на современном этапе.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки
Р:
Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт. Работа с учебником, с атласом.
П: высказывать суждения, подтверждая их фактами;
-выявлять причин-но-следственные связи;
-решать проблемные задачи;
-анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
К:
Формируется умение планировать самостоятельную работу. Обсуждение значения географической науки в парах, группах.
П. 4
Р.т. №4,5,6. Стр 7-8, № 9,10. Стр 9,10

5

Обобщение по теме:
«Развитие географических знаний о Земле»
Урок контроля
Тестирование.
- Обобщение и систематизация сведений по теме, включать учащихся в различные виды деятельности.
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.
Формирование умений и навыков использование географических знаний для объяснений различных процессов и явлений
Развитие навыков самостоятельной работы при выполнении заданий теста
Р: Работать по плану,
по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки;
Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев:
Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха
П: подводить итоги работы, формулировать выводы.
К:
Работать в группе в разных ролях; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий.
П. 1-4

Тема 2. Планета Земля. (4 часа)

6

Мы во вселенной
Урок изучения нового материала
Фронтальный опрос
- Выяснить, как устроена Солнечная система;
- Формировать знания о Земле как планете Солнечной системы;
-Форма и размеры Земли, материки и океаны.
Приводят доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. Работают с картосхемой «Материки и части света», работают с физической картой полушарий.
Формирование первичных навыков использования основ географического подхода для осознания Земли
как планеты Солнечной системы. Называть и показывать на карте материки и океаны
Формирование первичных навыков использования основ географического подхода для осознания Земли
как планеты Солнечной системы. Называть и показывать на карте материки и океаны
П:
Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы
Описание уникальных особенностей Земли как планеты
Р: Работать в соответствии с предложенным планом
К:
Оценить действие партнеров
П. 5
Р.т стр. 11 № 1,2,3,4,5

7

Движения Земли
Урок изучения нового материала
Фронтальный опрос
Движения Земли. Виды движений Земли. Продолжительность года. Экватор, тропики, полярные круги.
Выявляют зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составляют и анализируют схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объясняют смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. Объясняют существенные признаки понятий: экватор, тропик, полярный круг, земная ось, географический полюс.
Показывать на глобусе и картах географические полюса, экватор, полярные круги и тропики. Называть существенные признаки понятий. Называть виды движений Земли. Знать продолжительность земных суток, года, величину угла наклона земной оси к плоскости орбиты. Раскрывать роль орбитального движения Земли в смене времён года
Смысловое чтение. Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении о выделении основной информации
П:
Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси
Р:
Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»
Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года.
Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»
Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное
Коммуникативные
Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений
П. 6
Р.т стр 12. № 6,7,8

8

Солнечный свет на Земле
Урок актуализации новых знаний
Географический диктант
Неравномерное распределение тепла на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Виды движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, полярная день и ночь. Пояса освещенности.
Наблюдают действующую модель движения Земли вокруг Солнца («Орбитальное движение Земли») и фиксируют особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определяют высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.
Уметь описывать географические следствия вращения Земли вокруг своей оси, движения вокруг Солнца. Объяснять, что происходит на планете в дни солнцестояний и равноденствий. Показывать пояса освещённости и их границы
Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении о выделении основной информации

П. 7. Стр 28 уч. №8,9

9

Обобщение по теме «Планета Земля»
Урок контроля
Тестирование. Географический диктант
Обобщение и систематизация знаний по теме «Планета Земля»
Работают с контрольными вопросами.
Формирование умений и навыков использование географических знаний для объяснений различных процессов и явлений
Развитие навыков самостоятельной работы при выполнении заданий теста
П: Построение логической цепи рассуждений при работе с текстом теста.
К: Принятие решения при выборе и формулировании ответов при работе с тестом
Р: Оценка качества усвоения материала по теме

П.5-7. Р.т. стр. 13. № 11,12,13,14

Тема 3: План и карта. (10 часов)

10

Ориентирование на местности
Урок изучения нового материала
Фронтальный опрос
показать значение умения ориентироваться на местности;
- раскрыть роль плана местности;
- формировать умение определять азимут;
- раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве.
Называть и объяснять способы ориентирования. Называть алгоритм работы с компасом и гномоном (солнечные часы). Уметь определять азимут на местности и по плану. Уметь ориентироваться на местности по сторонам горизонта
Распознавать условные знаки планов местности
.Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
Использовать
оборудование для глазомерной съемки.
Составлять
простейшие планы местности небольшого участка.
Развитие навыков самостоятельной работы при работе с географическими источниками информации
П:
Иметь представления о понятиях
Знать определение «Азимут» и уметь определять его
Р:
Умение работать с измерительными приборами
Научиться читать план местности с помощью условных знаков
К:
Умение слушать товарища
Соблюдать правила поведения в кабинете.
П. 8 У. стр. 32 № 4,8,9

11

Земная поверхность на плане и карте. Часть 1.

Урок изучения нового материала
Выборочный опрос
- показать значение условных знаков;
- сформировать знание о масштабе и его видах;
- познакомить с видами изображения неровностей на плане местности;
- формировать умение определять объекты местности с помощью условных знаков.
Распознают условные знаки планов местности и карт.
Определяют топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.
Решают практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.
Находят на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи.
Наносят условные знаки на контурную карту и подписывают объекты. Описывают маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков
Овладение основами картографической грамотности
Развитие навыков самостоятельной работы при работе и географическими источниками информации
П:
Иметь представления о понятиях
Знать определение «Азимут» и уметь определять его
Р:
Умение работать с измерительными приборами.
Научиться читать план местности с помощью условных знаков
К:
Умение слушать товарища.
Соблюдать правила поведения в кабинете.
П. 9
Р.т стр. 16-18
№ 5,6,7,8,9,10

12

Земная поверхность на плане и карте. Часть 2.
Урок изучения нового материала
Географический диктант
- выяснить, как на плане и карте изображают неровности земной поверхности;
- раскрыть понятия «абсолютная высота», «относительная высота»;
- определять относительную и абсолютную высоты
Показывают на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.
Решают
практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга
Распознавать условные знаки планов местности
Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
Использовать
оборудование для глазомер-ной съемки.
Составлять
простейшие планы местности небольшого участка.
Развитие навыков самостоятельной работы при работе и географическими источниками информации
П:
Иметь представления о понятиях
Знать определение «Азимут» и уметь определять его.
Р:
Умение работать с измерительными приборами.
Научиться читать план местности с помощью условных знаков.
К:
Умение слушать товарища.
Соблюдать правила поведения в кабинете.
П. 10
Р.т стр. 19 №15,16

13

Учимся с «Полярной звездой»
Урок практикум
Практическая работа № 1. «Составление плана местности»
- составить и читать план местности;
- определять стороны горизонта по Солнцу и звёздам, ориентироваться на местности.
Определяют
Направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов.
Используют оборудование для глазомерной съёмки.
Составляют простейший план небольшого участка местности.
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
П:
Иметь представления о понятиях
Р:
Умение работать с измерительными приборами
К:
Работа в группе
П. 11

14

Географическая карта
Урок изучения нового материала
Выборочный письменный опрос
-сформировать понятия «географическая карта», «глобус»;
- определить свойства географической карты;
- показать различие карт по масштабам;
- выявить отличие географической карты от плана местности;
- показать роль географических карт как источников информации;
- рассказать о роли известных ученых – картографов в развитии картографии;
- показать роль географической карты в развитии пространственного мышления людей.
Читают карты различных видов на основе анализа легенды.
Определяют зависимость подробности карты от её масштаба. Сопоставляют карты разного содержания, находят на них географические объекты.
Сравнивают глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
П: Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности
Р:
решение задач по определению абсолютной и относительной высоты
Уметь составлять план местности простейшим способом
К:
работа в группах
П. 12. Стр. 43 № 1, 11
Р.т стр. 19 № 17

15

Градусная сетка
Урок изучения нового материала
Фронтальный опрос
- сформировать понятия «экватор», «параллель», «меридиан», «градусная сетка»;
- сформировать умение определять направление по карте и глобусу;
- раскрыть социокультурное и личностное значение знаний и умений определять направление и измерять расстояние по глобусу и карте.
Сравнивают глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.
Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы.
Определяют по картам стороны горизонта и направления движения, объясняют
назначение сетки параллелей и меридианов
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели определённой сложности
П: Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте
Р:
решение задач по определению абсолютной и относительной высоты
Уметь составлять план местности простейшим способом
К:
работа в группах, умение слушать другого
П. 13 стр. 47 №10,11

16

Географические координаты. Часть 1.
Урок изучения нового материала
Выборочный опрос
- показать значение знаний о географических координатах и умений их определять;
- сформировать умение определять географическую широту.
Определяют по картам географическую широту объектов.
Находят объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивают местоположение объектов с разными географическими координатами.
Определяют расстояния с помощью градусной сетки
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
П: Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте
Р: решение задач по определению абсолютной и относительной высоты
Уметь составлять план местности простейшим способом
К:
работа в группах, умение слушать другого
П. 14
Стр. 50 № 3,4,6.

17

Географические координаты. Часть 2.
Урок изучения нового материала
Выборочный опрос
- сформировать умение определять географическую долготу;
- дать представление о часовых поясах
Определяют по картам географическую широту и географическую долготу объектов.
Находят объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивают местоположение объектов с разными географическими координатами.
Определяют расстояния с помощью градусной сетки

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
П:
Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте
Р:
решение задач по определению абсолютной и относительной высоты
Уметь составлять план местности простейшим способом
К:
работа в группах, умение слушать другого
П. 15 стр. 53 № 6, 7,8, 10, 12

18

Учимся с «Полярной звездой»
Урок практикум
Практическая работа № 2. «Определение координат по глобусу и географической карте»
Чтение карты, определение направлений, расстояний, местоположения. Определение географических координат по глобусу и карте.
Определяют координаты точек,
Находят географические объекты на карте по координатам.
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
П: Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте.
Р:
Овладение умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия.
К: Формировать компетентности в общении.
П. 16
Р.т.

19

Обобщение по теме «План и карта»
Урок контроля
Тестирование. Географический диктант.
Обобщить и систематизировать сведения по теме, включать учащихся в различные виды деятельности
Определяют по картам географическую широту и географическую долготу объектов.
Находят объекты на карте и глобусе по географическим координатам.
Определяют
расстояние с помощью градусной сетки
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
П:
Отработка навыков по определению географических координат
Р:
Определение расстояний с помощью градусной сети
К: Формировать компетентности в общении.
П. 8-16
Стр. 56 №2

Тема 4: Человек на Земле. (4 часа)

20

Как люди заселяли Землю
Урок изучения нового материала
Фронтальный опрос
Сформировать представление о том, как и почему люди осваивали поверхность Земли;
- выяснить, как возникло земледелие и животноводство;
- выяснить, как люди приспосабливались к различным условиям окружающей среды.
Определяют по карте гипотетические места происхождения человека и пути
его расселения по материкам.
Систематизируют информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни.
Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
П:
Иметь представление о том, как и почему люди осваивали поверхность Земли.
К: Организовывать работу в паре
Р:
Умение работать с текстом, выделять в нем главное
Устанавливать основные приемы работы с учебником
П. 17 Р.т стр. 29 №3.4

21

Расы и народы
Урок изучения нового материала
Индивидуальный опрос
сформировать представление о расах и многообразии народов на планете, их внешних отличия;
- сформировать представление о численности населения Земли, причинах, влияющих на ее изменение;
- сформировать понятие о плотности населения.
Выявлять
внешние признаки людей различных рас.
Анализируют различные источники информации с целью выявления
регионов проживания представителей различных рас. Приводят доказательства о равноценности рас и аргументированно отстаивать свою точку зрения.



П: Иметь представление о расах и многообразии народов на планете, их внешних отличиях
Р:
Умение работать с текстом, выделять в нем главное
Устанавливать основные приемы работы с учебником
К:
Умение слушать товарища
Соблюдать правила поведения в кабинете
П. 18
Р.т стр. 30. №6

22

Учимся с «Полярной звездой»
Урок практикум
Практическая работа № 3. «Сравниваем страны мира»
Проводить сравнение стран мира на политической карте по величине территории, расположению;
- проводить систематизацию изучаемой информации;
- составлять на основе анализа и систематизации преобразующие схемы;
- включаться в систему беседу, уметь доносить свою точку зрения до других.
Находят и показывают
на карте свою страну.
Находят на политической карте страны-
соседи, наиболее крупные и известные страны мира.
Сравнивают страны по величине территории, расположени.
Систематизируют новую информацию.
Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
Формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
П: Иметь представление о государствах и крупнейших городах мира
К:
Позитивная самооценка
Р:
Умение работать с текстом, выделять в нем главное
Устанавливать основные приемы работы с учебником
П.19
Стр. 66 №1 или 2

23

Обобщающее повторение по теме «Человек на Земле»
Урок контроля
Тестирование
Обобщить и систематизировать сведения по теме, включать учащихся в различные виды деятельности

Находить и показывать на карте свою страну, на политической карте страны – соседи, наиболее крупные и известные страны.
Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации
формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
П: Систематизация изучаемой информации по теме
К:
Позитивная самооценка
Р:
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета);
П. 17-19

Тема 5. Литосфера твердая оболочка Земли (11 часов)

24

Земная кора – верхняя часть литосферы
Урок изучения нового материала
Фронтальный опрос
Познакомить учащихся с оболочкой Земли – литосферой;
- сформировать представления о внешних и внутренних силах Земли;
- сформировать представление о внутреннем строении земли;
- начать формировать представление о литосферных плитах.
Описывают модель строения Земли. Выявляют особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивают оболочки между собой.
Устанавливают по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит,
Выявляют процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит
Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени
Освоение социальных норм и правил поведения в коллективе (группе)
П: знакомство с оболочкой Земли – литосферой, представления о внешних и внутренних силах Земли.
Р:
Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности.
К: Оценить действия партнеров
П.20 стр. 70 № 10

25

Горные породы, минералы и полезные ископаемые
Урок изучения нового материала
Практическая работа №4. Определение горных пород и их свойств.
сформировать представление о минералах и горных породах;
- раскрыть особенности происхождения горных пород ;
- начать формировать умение различать горные породы и минералы по внешним признакам;
- сформировать понятие – «полезные ископаемые»
Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.
Овладевать
простейшими навыками определения горных пород и их свойствами.
Анализировать схему преобразования горных пород.
Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени
Формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника, формирование толерантности
П:
Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять горные породы по их свойствам
К:
работа в группах
Р:
Сравнивать горные породы различного происхождения, определять горные породы по их свойствам
П. 21 стр. 73 № 8,10

26

Движения земной коры. Часть 1
Урок изучения нового материала
Индивидуальные письменные задания
сформировать представление о движениях земной коры;
- сформировать знания о землетрясениях, закономерностях их распространения.
Выявляют при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма.
Устанавливают с помощью географических карт главные пояса земле-трясений и вулканизма Земли.
Наносят на контурную карту вулканы, пояса землетрясений

Формирование умений и навыков использование географических знаний для объяснений различных процессов и явлений земной коры
Формирование безопасного образа жизни и правил индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуация, угрожающих жизни и здоровью людей, формирование толерантности
П:
Иметь представление о движениях земной коры, землетрясениях, и закономерностях их распространении
Р:
Уметь подбирать критерии для составления сравнения типов земной коры, сравнивать и анализировать модели строения земной коры и литосферы. Формировать умения работать с тематической картой (устанавливать соответствия границ и столкновения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействия литосферных плит)
К: Работа в группе
П.22
Р. Т. Стр. 38 №16

27

Движение земной коры. Часть 2
Урок изучения нового материала
Фронтальный опрос
Сформировать понятие «вулкан»;
- выявить закономерности распространения вулканизма;
- нанести на контурную карту районы вулканизма;
- объяснить необходимость обеспечения безопасности населения.
Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле.
Наносить на контурную карту области распространения землетрясений
Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения вулканизма
Устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле.
Наносить на контурную карту области распространения суши. Горы и равнины, особенности их образования.
Формирование умений и навыков использование географических знаний для объяснений различных процессов и явлений земной коры, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды
Формирование безопасного образа жизни и правил индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуация, угрожающих жизни и здоровью людей, формирование толерантности
П:
Иметь представление о движениях земной коры, землетрясениях, вулканизме и закономерностях их распространении
Р:
Уметь подбирать критерии для составления сравнения типов земной коры, сравнивать и анализировать модели строения земной коры и литосферы. Формировать умения работать с тематической картой (устанавливать соответствия границ и столкновения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействия литосферных плит)
К: Работа в группе
П. 23 стр. 79 №8,9

28

Рельеф Земли. Равнины
Урок изучения нового материала
Фронтальный опрос
Сформировать общее представление о рельефе и формах рельефа;
-сформировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;
- сформировать знания о видах равнин на высоте;
- развить умение давать описание равнины по плану, создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности.
Определяют по
географическим
картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения.
Выявляют
Черты сходства и различия крупных равнин мира.
Наносят на контурную карту крупнейшие равнины мира и России.
Описывают равнину по карте.
Представляют
Информацию в письменной форме в виде плана- конспекта.
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к само-развитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов
П:
Распознавать на физических картах разные формы рельефа, определять количественные и качественные характеристики
Р:
Уметь распознавать на физических картах равнины с разной абсолютной высотой.
Выполнять практические задания по карте и плану.
Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит
К: Оценить действие партнеров
П. 24
У. стр. 83 № 5.
Р.т стр. 38 № 17

29

Рельеф Земли. Горы.
Урок изучения нового материала
Индивидуальный опрос
Сформировать понятие «горы»;
- выяснить, как различаются горы по высоте, размерам;
- сформировать представление об условиях жизни и хозяйственной деятельности людей в горах;
- дать представление о формах рельефа и стихийных явлениях в горах и на равнинах.
Определяют
по географическим картам количественные и качественные характеристики
крупнейших гор Земли, особенности их географического положения.
Сравнивают
по плану.
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов
П:
Распознавать на физических картах разные формы рельефа, определять количественные и качественные характеристики
Р:
Уметь распознавать на физических картах горы с разной абсолютной высотой.
Выполнять практические задания по карте и плану.
К: Оценить действие партнеров
П. 25 стр. 84-85
Р.т. стр. 39
№ 18, 20, 21

30

Разнообразие форм рельефа в горах и на равнинах
Урок актуализации знаний
Практическая работа №5. Описание рельефа своей местности
Сформировать понятие «Стихийные явления»,
- выяснить причины образования оврагов
- выяснить, почему овраги осложняют хозяйственное использование земель.
- дать представление о дюнах и барханах
- выяснить, как животные участвуют в создании неровностей поверхности.
Определяют
по географическим картам количественные и качественные характеристики
крупнейших форм рельефа.
Описывают
рельеф своей местности.
Научиться называть признаки изучаемых понятий,
Научиться извлекать информацию из различных источников.
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности
П:
Уметь характеризовать разнообразные формы рельефа.
Р:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
К: Самостоятельный анализ, умение слушать другого.
П. 25 стр. 86-87

31

Учимся с «Полярной звездой»
Урок практика
Проект «Скульптурный портрет планеты»
- включать учащихся в создание проекта;
- на основе проектного задания разработать туристический маршрут «Скульптурный проект планеты»
- оформить проект в форме контурной карты и письменного обоснования.
Включение учащихся в создание проекта.
Самостоятельная разработка туристического маршрута.
Подготовка презентации.
Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах на континентах
Наносить маршруты путешествий на контурную карту.
Находить информацию (в Интернете и других источниках)
Формирование основ экологической культуры
П:
Выполнять проектное задание в сотрудничестве
Р:
Уметь разрабатывать туристический маршрут, оформлять проект
К: Самостоятельный анализ, умение слушать другого
П. 26

32

Решение практических задач по карте. Проектное задание «Скульптурный портрет планеты»
Урок практика
Проект «Скульптурный портрет планеты»





П. 26

33

Литосфера и человек
Урок актуализации знаний
Фронтальный опрос
показать значение литосферы для человека;
- показать влияние человека на литосферу;
- раскрыть значение охраны литосферы.
Составляют и анализируют схему, демонстрирующую соотношение
внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа.
Сравнивают антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду.
Находят дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием
Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний о мире
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни и необходимого бережного отношения к окружающей среде
П: Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности
Р:
Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору
К: Формировать компетентности в общении.
П. 27

34

Обобщение по теме «Литосфера – твердая оболочка Земли»
Урок контроля
Тестовое задание
Обобщить и систематизировать сведения по теме, включать учащихся в различные виды деятельности
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

П. 20-27

35

Итоговое тестирование за курс 5 класса
Урок контроля
Итоговая контрольная работа
Основные термины и понятий курса
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной деятельности
Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний о мире
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной деятельности
П: Рефлексия собственных способов действий и партнера при повторении материала
Р: Контроль, коррекция, оценка собственных действий и действий партнеров.
К: Волевая саморегуляция при оценки действий собственных и партнеров



15