Презентация Организация уроков географии при обучении детей разного уровня развития


Малюгина Елена Карловнаучитель географиивысшей категории Большеченчерская СОШ филиал МАОУ Новоселезневская СОШОрганизация уроков географии при обучении детей разного уровня развитияВыступление на РМО Дифференцированный подход к учащимся при обучении географии Сегодня, пожалуй, никто не усомнится в важности и своевременности дифференцированного обучения. Дифференцированное обучение – это один из главных принципов интегрированного обучения. На современном уроке учитель перестаёт ориентироваться на среднего ученика и старается так вести обучение, чтобы создать оптимальные условия для развития и продвижения как самых сильных, так и слабых школьников. Деятельность учителя при организации разноуровневого обучения состоит в: делении учащихся на типологические группы; разработке и подборке заданий в соответствии с выявленным уровнем знаний; оценивании деятельности учащихся.Уровневая дифференциация –это технология обучения в одном классе детей разных способностей. Школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на разных уровнях, но не ниже базового. Деление учащихся на типологические группы / тип восприятия // зрительное восприятие // слуховое восприятие // осязательное восприятие /Деление учащихся на типологические группы Деление учащихся на типологические группы/аудиалы // визуалы или кинестетики / Деление учащихся на типологические группы В интегрированном обучении распространено деление детей по уровню обученности. Для учителя также важно знать, какой тип восприятия у того или иного ученика: аудиал, визуал, кинестетик. Урок должен содержать такие формы работы и методические приёмы, которые давали бы возможность каждому ученику качественно получать знания с помощью зрения, слуха или ощущений. Ребёнок, глубоко погружённый в материал, начинает осознавать свою компетентность, видит свои реальные возможности и перспективы, повышается успеваемость и ребёнок занимает более уважительное место в классе. Создаётся благоприятный психологический климат на уроке. Ученики получают удовольствие от правильных ответов. «Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно» / ПЛАТОН /. Деление учащихся на типологические группы Дифференциация учебной деятельностиВиды заданийГруппа учащихся в зависимости от уровня обученностивысокийсредний низкийПо сложности3 уровень, проблемные задания2 уровень, репродуктивные задания1 уровень, воспроизведение информацииПо интересамс устойчивым интересом – задания практического, теоретического и межпредметного характера добровольные задания в занимательной формеПо характеру помощизадания выполняются без помощи учителя, сами отбирают источники информации и определяют логику выполнения заданияполучают краткую инструкцию, работа с типовым планомполучают подробный план – памятку с вопросами в соответствии с логикой эвристической беседы Примеры заданий по уровню сложности{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Виды заданий по сложностиУровнинизкий средний высокийТема«Сезонные изменения в природе» 5 кл.нарисовать «было – стало»описать изменения в природе с учётом причинно – следственных связейдоклад, мини – сочинение о природе данного периодаТема«Озёра» 6 кл.что такое озеро?объясните, чем отличается озеро от реки, моря, прудапочему западная часть о. Балхаш пресная, а восточная – солёная. Каспий – это озеро или море?Тема«Антарктида» 7 кл.расскажите об органическом мире материкаобъясните сходство и различие между пустынями Африки и Антарктидыустановить закономерности взаимосвязи жизни животных материка с океаномТема«Природные зоны России»8 кл.дайте характеристику природной зоны по плану /на выбор /сравните природные зоны тундры и тайги /по плану/назовите все безлесные природные зоны страны, где они расположены, есть ли черты сходства и различий, укажите причины Примеры заданий по интересамВиды заданий по интересамУровни высокий средний низкийдоклад, реферат, презентация, разработка викторины, игры, рисованный фильм и т.д. кроссворд, небольшое сообщение, экологические знаки Виды помощи слабым ученикамЭтапы урокаВиды помощиПри изложении нового материалаподдержание интереса к усвоению темы / связь с жизнью, новизна, актуальность, занимательность содержания, опора на межпредметные связи, стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала /В процессе контроля за подготовленностью учащихсясоздание атмосферы доброжелательности при опросе, снижение темпа опроса, дать план ответа, задавать наводящие вопросы, разрешить пользоваться наглядными пособиями, схемами, картинами, помогающими изложить суть явления, понятия. Стимулировать оценкой, похвалойВ ходе самостоятельной работы учащихся на урокеразбивка задания на « дозы», ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее, напоминание приёма или способа выполнения задания. Инструктаж о рациональных путях выполнения задания, стимулирование самостоятельных действий учениковПри организации самостоятельной работы вне классапредупреждение о возможных затруднениях, поручение повторить материал, который потребуется для лучшего усвоения новой темы, более подробное объяснение последовательности выполнения задания, исключить перегрузку домашним заданием Уровневый контроль знанийВажной проблемой обучения является оценка достигнутых результатов. Вопросы для текущего и тематического контроля составляются по уровням сложности. Например, по теме « Географическое положение, исследователи и рельеф Северной Америки» можно организовать проверку следующим образом. На доске располагается игровое поле с секторами разного цвета: жёлтый цвет соответствует вопросам 1 уровня, зелёный – 2 уровня, красный – 3 уровня. Ученикам за ответы выдаются жетоны того же цвета, что и выбранный сектор. Ученик сам решает, на вопросы какого уровня он может ответить. 123456789101112131415161718192021222324Уроки обобщающего повторения часто можно проводить в игровой форме. Например: «Морской бой» по теме «Гидросфера» /видеоролик/. Игра – это путь к успеху, поиск, импровизация, инициатива, возможность раскрыть себя, желание помочь своим товарищам, отсутствие страха из – за возможной ошибки. Приёмы повышения мотивации на уроках географии:Подчёркнуть практическое значение знаний о природе.Подбираются интересные и занимательные факты, создать ситуацию удивления.Перед изучением материка или океана дать его краткий обзор с выделением природных рекордов.Опираться на жизненные наблюдения и опыт учеников.Использовать краеведческий материал.Практиковать игровые минутки на уроке, элементы соревнования, игры.Проводить конкурс на лучший эпиграф к уроку, использовать загадки, стихи, отрывки из произведений, народные приметы.Интеграция знаний по географии, биологии, экологии / « Войди в лес другом», « Живые организмы в суровых условиях Антарктиды»Раскрывать практическое значение социально – экономических знаний для выбора профессии.« Логические мостики» от ранее изученной темы к новому материалуОпережающие творческие работы / доклад, реферат, рисованный фильм, сообщение, презентация / Коррекционно–развивающие упражнения на уроках географииТип упражненияПримерыКоррекция восприятияКакие 2 буквы лишние?В З У Л И К А НРазвитие и концентрация внимания и памятиКаменный уголь – это не магматическая горная порода, а...- Основные формы рельефа – это горы и …Развитие аналитико – синтетической деятельностиПрочитать тему урока, записанную с помощью знаков: Развитие операции соотношенияРасставьте карточки по порядку и сможете прочитать тему урока: Коррекция слухового восприятия и логического соотнесенияНайди « лишнее» слово:дождь, снег, песок, град, иней- море, океан, река, пруд, ветертенияч10 о18ё14З58р75а Методические приёмы на уроке с детьми ЗПР:Отгадывание кроссворда по пройденной теме, найти ошибки в текстеСлабого ученика первым не спрашиватьНайти ответ в учебнике и зачитатьИспользовать карточки разной степени сложностиРабота в парах и группах, куда входят дети разноуровневыеИспользовать наглядность / схемы, картины, рисунки…/Применять активные формы урока / викторины, игровое повторение, игровые паузы /Оценивать работу каждого, если не отметкой, то похвалойНе требовать немедленного ответаНаводящие вопросыПрактические задания с подробной инструкциейПисьменный опрос в виде теста, с помощью перфокартыНельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, т.к во время движения у него идёт более прочное запоминаниеВизуалу разрешить иметь на уроке лист, на котором он в процессе запоминания может чертить, рисоватьАудиалу нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения задания издаёт звуки, шевелит губамиЗамечания ученикам лучше делать на их языке: покачать головой, положить руку на плечо, шёпотом сказать « ш-ш-ш» 17. Опрос слабых детей с помощью теста « Звезда»18.Проверка знаний по теме с помощью географического домино19. Проверка знаний с помощью географического лотоСамая маленькаяпланета СолнечнойсистемыЗемляМарсПлутонМетодические приёмы на уроке с детьми ЗПР:? 20. Игра « Геобизнес» или «Разрешённая подсказка» по теме « Евразия» 7 кл. В ходе игры ученики получают право на «подсказку», т.е. на оказание помощи отвечающему, если он испытывает затруднение. Класс делиться на группы, в каждой группе есть консультант. Учитель /« банкир» / выдаёт ученикам пакет вопросов и жетонов. Помощь консультантов стоит 1 жетон, банкира -2 жетона. Оценка зависит от количества оставшихся жетонов / акций /. Пример карточки. ЗаключениеУчащиеся любят то, что понимают, в чём добиваются успеха. Важно, чтобы ребёнок испытывал успех. Успех – это хорошее настроение – двигатель жизни, здоровье. Здоровье – это работоспособность – путь к новому успеху.