Статья «Форма правления как составляющая формы государства»


Форма правления как составляющая формы государства.
Любая форма человеческой жизни предполагает некоторую форму объединения, создания большого или малого, связанного лишь взаимной симпатией или пронизанного жесткой субординацией сообщества. Политическая практика не составляет исключения. Для осуществления ее человек также создает определенным образом организованное сообщество, имя которому – государство.
Сегодня в мире около двух сотен государств. Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».
Форма государства – это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, в способах организации высших органов государственной власти и в административно-территориальном делении государства. Таким образом, форма государства является структурно сложным явлением, состоящим из определенных элементов.
Вообще, в науке теории государства и права сформировалось два взгляда на вопрос о структуре формы государства. Чаще всего в форме государства выделяют три элемента:
1) форма правления;
2) форма государственного устройства;
3) политический режим.
Согласно мнению других исследователей форма государства включает в свой состав два элемента: форма правления и форма государственного устройства. В данном случае политический режим не рассматривают как элемент формы государства и утверждают, что он имеет самостоятельное значение. Действительно, политический режим занимает самостоятельное место, он является принадлежностью всей политической системы общества. Это связано с тем, что нередко политический режим рассматривают вместе с сущностью государства, он так или иначе тяготеет к сущности государства, тесно связан с ней. В то же время политический режим нередко определяет форму государства (особенно это отражается на форме правления) и частично входит в ее состав. Именно поэтому политический режим необходимо включать в форму государства и рассматривать его как своеобразный элемент формы государства.
Политический режим – это совокупность методов осуществления государственной власти. Политический режим говорит о том, как осуществляется государственная власть, и на какие методы она опирается в своей деятельности.
Форма правления – это организация верховной власти в государстве или организация высших органов государственной власти. Форма правления говорит о том, кому принадлежит верховная власть в государстве, какими органами она представлена, как эти органы взаимодействуют друг с другом и с населением страны.
Форма государственного устройства – это территориальная организация государства, характеризующая соотношение государства в целом с его составными частями. Форма государственного устройства говорит о том, как государство организовано в пределах своей территории из каких территориальных единиц оно складывается, как взаимодействуют высшие и местные органы государства.
Вопрос о форме государства очень тесно связан с вопросом о сущности государства, поскольку сущность всегда имеет внешнюю форму выражения, (долгое время считалось, что форма государства определяется сущностью государства, но история это опровергла). Однако сущность государства не оказывает прямого влияния на его форму, т.к. одна и та же сущность государства может проявляться в различных формах.
На форму государства влияют самые разнообразные факторы и основной из них – расстановка и соотношение политических и классовых сил в стране, особенно влияющих на форму правления. Также необходимо назвать экономические, социально-политические, идеологические и иные факторы – это и уровень экономического развития, величина территории страны, ее национальный состав, накопленные исторические традиции, уровень культуры и цивилизованности народа, степень влияния других государств и т.д.
Форма правления – это организация высших органов государственной власти, способы их формирования.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
- как создаются высшие органы государства и каково их строение;
- какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина, соотношений между собой и с населением страны.
Одной из первой формой правления, появившиеся в истории цивилизаций, является монархия. В переводе с греческого данный термин означает «власть одного, единовластие». Однако, в современном понимании монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.
Монархия – исторически первая форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных классовых движений.
Монархическая форма правления появилась на рубеже IV-III тыс. до н.э. В этих обществах ранних земледельческих культур организация власти, осуществляемая на жестко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной и понятной, соответствовала строжайшей регламентации сельскохозяйственного производства, духовному миру земледельцев-общинников. Как правило, монарх признавался посредником между предками и народом, выступал в этой религиозной роли носителем священных традиций, опыта, благоденствия. Он – непременный участник религиозных ритуалов и обрядов, обязательный посредник между народом и верховным божеством, его представитель в духовной жизни. Его правление освящается божественными предначертаниями, решения подкрепляются религиозными санкциями. Таким образом, первичные формы монархии во многих регионах земного шара окрашены в теократические тона, по сути, это специфическая форма теократического правления (Африка, Америка, Европа и др.).
Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, «отец нации», лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Не случайно один из королей Франции заявлял: «Государство – это я». Но это означало только юридическую персонификацию государства, а не фактическое положение дел.
Ученые выделяют несколько типов монархии:
Абсолютная монархия
Ограниченная монархия
Ограниченная монархия делится на два типа: на парламенскую и дуалистическую монархии.
Следующей формой правления является республика.
В переводе с латинского языка означает «общественное дело». В современном понимании республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами избираемыми населением на определенный срок. Республиканская форма правления, также как и монархическая, весьма древняя форма государственной организации общества.
Первые республики появились уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-IIIтыс. до н.э.), а впоследствии в древнегреческих полисах. Власть имела сложную структуру (городская община – собрание и совет, дворец, храм). В этой структуре зачастую верховенство оставалось за демократическим органом власти – советом и собранием. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военноначальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.
Республиканские, точно так же, как и монархические, формы правления определяются не только соотношением классовых сил, стремлением тех или иных социальных сил господствовать, эксплуатировать другие классы, но и историческими традициями, национальной психологией, экологическим (географическим) фактором, различными контактами с окружающими государствами (фактор заимствования, подражания, завоевания) и т.п.Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания, советы и т.п. – имеют сложную структуру, наделяются определенными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти – законодательными, представительными, в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном порядке. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство.
Республиканское правление основано на принципе разделения властей. Принципы разделения властей – разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, когда различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством: парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.д.) поручается принимать законы; правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) – выполнять законы, организовывать их исполнение; судебным органам – осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение.
Все ветви единой государственной власти осуществляют властные полномочия, т.е. организуют и обеспечивают отношения «власти-подчинения» в соответствующих сферах государственной жизни. Кроме того, несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласованно, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга. Например, исполнительная власть готовит и передает парламенту проекты законов, а судебная власть функционирует как система, предотвращающая нарушение законов.
Современные республики бывают двух видов: президентские и парламентские, главное различие между ними состоит в юридической ответственности правительства, порядке его формирования и порядке выборов главы государства.
Несмотря на своеобразие тех или иных форм правления в различных государствах, все они, тем не менее, поддаются классификации и могут быть сведены к нескольким типовым «моделям» организации государственной власти. Не следует только забывать, что эти «модели» на практике в конкретной исторической ситуации никогда не реализуются в чистом виде. Каждому государству свойственны индивидуальные особенности, объясняемые его историческими традициями, политической культурой, природно-географическими, и национальными факторами и т.п., которые придают своеобразные черты той или иной форме правления. Поэтому не существует в мире абсолютно идентичных монархий или республик, каждая отражает в своей организации своеобразие того государства, той страны, в которой она существует.