ПроектВоспитание экологической культуры на уроках математики


Проект
Темая:»Экологическое воспитание на уроках математики»
"Любовь к родной стране начинается с любви к природе".
К. Паустовский
В настоящее время общее образование находится на этапе модернизации и обновления системы и содержания образования. Одной из задач образования становится формирование экологического сознания. Это не только любовь и бережное отношение ко всему живому, но и чувство личной ответственности за то, что происходит вокруг, потребность действовать. Экологическое образование включает в себя организацию учебной деятельности, предполагающую формирование знаний  об окружающей среде.        Экологизация  образования означает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности,  основанный на формировании экологических  ценностей. Экологическое образование – новая ценностная ориентация, в основе которой универсальные, естественные ценности бытия: человек, природа, созидание.  Конечная цель экологического образования – обучить человека и изменить его поведение.
Пришло время, когда понятие «экология» перестает быть только лишь разделом биологии и становится понятием, определяющим культуру современного человека. Сегодня необходим отказ от простого представления об экологическом образовании как сумме знаний по биологии, химии, экономике и другим наукам. Пришло понимание того факта, что экологическое образование имеет резко выраженный междисциплинарный характер, что это образование, помогающее понять нашу зависимость от окружающей среды и способного принять ответственность за нее, что есть опыт для принятия разумных решений в области экономики и политики.         Требуется дальнейшее вдумчивое участие педагогов в экологическом образовании с целью достижения глубокого понимания философской и методологической силы экологического образования, чтобы решать проблемы и в области экологии, и в области педагогики. Свой вклад в решении вопросов экологии я вижу в том, чтобы заинтересовать детей происходящим на свете, вокруг них и с ними.
Одно из направлений школьного экологического образования - экологизация школьных дисциплин. Реализация этого направления позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого предмета в формировании "экологической" картины мира и на этой основе сформировать у учащихся системный подход к анализу экологических проблем разного уровня с использованием специфических для каждой науки методов познания окружающей действительности.
Математика – один из предметов, который, на первый взгляд, мало связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются. Как и все другие науки, математика возникла из практической потребности людей. Целые разделы математики создаются для анализа явлений природы и для решения технических задач. Как и в экологии, в математике существуют два основных источника научных открытий: практика и потребность систематизации найденных фактов, их анализ, систематизация, выяснения их взаимосвязи. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. На многих занятиях в процессе изучения математики при объяснении темы можно подобрать такой материал, в котором будет присутствовать элемент экологического воспитания, а также будет содержаться компонент обязательной программы по математике.
В реализации ее программы задействованы все участники образовательного процесса. Передо мною, как учителем математики, встал вопрос о внесении своего вклада в развитие экологического образования учащихся. Ответ нашелся быстро.
В школьных учебниках математики почти нет задач с экологической тематикой. Поэтому возникает необходимость некоторые задачи наполнить экологическим содержанием, применяя специфические термины по экологии, которые знакомы учащимся.
Работая с учащимися 5 класса, я изучила большое количество методической литературы по экологическому образованию. Начала собирать материал по экологии, интересные факты, экологические задачи, составлять задачи с экологическим содержанием. За это время мною накоплено и систематизировано немало дидактического и наглядного материала, который заставляет детей задуматься. Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры.
Использование задач с экологическим содержанием на уроках и во внеклассной работе по математике создаёт условия для: а) разъяснения сущности экологических терминов, употребляемых в задачах;
б) формирования некоторых представлений об экологии страны; в) воспитания бережного отношения к национальному богатству страны; г) ознакомления с применением некоторых математических методов в экологии. Как учитель математики я предлагаю своим ученикам задачи, в основу которых положены данные из литературы о природе. Решение этих задач заставляет учащихся проникнуться проблемами экологии и не допускать в будущем ошибок, связанных с непродуманным натиском на природу.
Я рекомендую использовать задачи с экологической тематикой в 5-6 классах основной школы. Целью экологического воспитания детей данного возраста является формирование позитивного отношения к окружающей среде. Тематика задач может быть самой разнообразной: биоэкологическая, геоэкологическая, социологическая, в том числе решения задач по проблемам природопользования, историческая и т. д.
Это задачи, как для устного счёта, так и для письменной коллективной и самостоятельной работы. Конечно, нужно много подготовки, но эти затраты оправдывают результат. А математические задачи с экологическим содержанием получаются и познавательные, и интересные и обеспечивают овладение учащимися программным материалом.
Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств. Каждый курс математики может вносить вклад в формировании экологического сознания. Наиболее благоприятные темы в 5 классе: «Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Проценты», в 6 классе: «Пропорции», «Положительные и отрицательные числа» «Диаграммы» и другие.
Математика, как и любой другой предмет, имеет большие возможности для интеграции её с экологией. Это и жизнь животных, и растения, роль лесных массивов и вред загрязнения природы. Все это в доступной для детей форме, с учетом их возрастных особенностей включаю на разных этапах урока математики.
Предлагаю ряд задач и заданий с экологическим содержанием различной направленности, которые успешно применяю на уроках. Это задания направленные на сохранение природных богатств, здоровья человека, развитие экологической культуры, в том числе любовь к природе, через возможность увидеть красоту окружающего мира. После каждой задачи предлагаются небольшой комментарий или вопросы для обсуждения, в ходе дискуссии у учащихся формируется экологическое сознание.
Задачи для развития навыков устного счета:
1. 20 кг макулатуры сохраняют одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 100 кг макулатуры?
2. Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик вашего класса сорвал по 5 штук? А если не по пять, а по 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать?
3. Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту в реку поступает 100 л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час, за сутки?
4. На слайде числа: 25,4; 0,9 ; 2,04; 14,6; 100,9. Вопросы:
1) Сложите первое и четвертое числа и вы узнаете, какую площадь на планете занимают леса. (40 млн. км²)
2) Вычесть из последнего числа второе число с начала и вы узнаете, сколько лет разлагается в почве консервная банка. (100лет)
3)То число, которое у вас получилось, умножить на 5. Столько лет разлагается в почве пластиковая бутылка. (500лет).
А также большое количество примеров, в которых зашифрованы названия птиц, животных, растений, природных объектов.
На этапах закрепления материала, отработки навыков вычислений использую более сложные задачи:
1).Синий кит не имеет зубов и питается мелкими водными животными – рачками. Набрав в огромный рот воду, кит процеживает ее через ротовые пластинки (китовый ус), а оставшихся во рту рачков проглатывает. Таким образом, он может съесть за сутки 24 тонны пищи. Сколько пищи съедают 10 китов за неделю?
2).Самое большое млекопитающее животное – синий кит – имеет массу 40 тонн, а длину – 30 метров. Длина дельфина – 8м 50 см. Самое маленькое млекопитающее – этрусская мышь – имеет массу – 2г. Во сколько раз кит тяжелее этрусской мыши? На сколько метров длина кита больше длины дельфина?
3)Ель живет в лесу до 400 лет, а в городских условиях в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить ель в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?
4).На берегу реки Волги отдыхает компания туристов. Первый турист оставил после себя 2,54 кг мусора, второй турист – на 0,6 кг меньше, а третий турист насорил столько, сколько 1-ый и 2-ой вместе. Сколько кг. мусора оставила после себя компания туристов? Сколько кг. мусора оставят после себя 100 отдыхающих, если за одного отдыхающего взять туриста, который намусорил всех меньше ?
На занятиях математического кружка(внеурочки) работаем над небольшими проектами. Например, все знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников и тетрадей требуется много бумаги. Изучая тему «Площади и объемы», решаем задачу найти объем учебника, а домашнее задание: выяснить, сколько древесины требуется для изготовления 1 кг бумаги, каких и сколько деревьев для этого надо срубить, сколько лет растет дерево? В итоге остается выяснить, сколько новых деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть земле деревья, использованные для изготовления школьных пособий? Таким образом, в процессе работы рождается проект «Расход леса на изготовление учебников по математике для учащихся 5 класса».
С проблемами по защите и сохранению видового многообразия живых организмов учащимся предлагаю задачи, содержание которых связано с нашим родным краем, с видами животных, занесенных в Красную книгу.
Большую роль в развитии логического мышления играет способность учеников самостоятельно составлять задачи, поэтому я предлагаю учащимся самим составить задачи на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды и решить их. В конце учебного года мы планируем с учащимися 5 класса собрать библиотечку экологических задач на основе материала о нашей республике.
Приведенные примеры показывают, как средствами математики можно организовать работу по экологическому образованию. Таким образом, в ходе выполнения этих заданий учащиеся получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, значении животных и растений в природе ижизничеловека.А самое главное – происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование эстетических и этических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.
 Одним специалистам в области естественнонаучных дисциплин  с задачами экологического образования не справиться. Это слишком серьёзная проблема. Она — касается каждого! Ведь цель устойчивого развития — выживание человечества в целом и повышение качества жизни для каждого гражданина в отдельности. А потому мы все сообща  (несмотря на предмет, который преподаём)  должны формировать в подрастающем поколении устойчивое желание и умение жить так, чтобы сохранить нашу Землю для настоящих и будущих поколений. Путей здесь много… Главное — результат!
Список литературы:
Гаджиева С. Р., Шамилов Н. Т., Алиева Т. И., Пашаева А. А., Велиева З. Т. Объективная необходимость осуществления экологического образования и воспитания в процессе обучения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.).  — Уфа: Лето, 2011. — С. 6-