Конспект урока кубановедения Кубань — многонациональный край (2 класс)

многонациональный край.
Цели урока:
1.Познакомить с общечеловеческим законом о равенстве всех людей вне зависимости от расовой и национальной принадлежности.
2.Способствовать формированию терпимого уважительного отношения к людям разных национальностей, умение видеть в каждом собеседнике прежде всего Человека.
3.Формирование таких качеств как толерантность, гражданственность и патриотизм.

Оборудование: мультимедийное устройство, презентация, дерево из бумаги, разноцветные ладошки из бумаги, фонограмма песни «Вместе весело шагать».
Слайд 1.
Ход урока.
Организационный момент
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада, что вы собрались сегодня все вместе.
II. Сообщение темы и целей урока.
-Тема нашего занятия «Кубань – многонациональный край». На уроке мы познакомимся с общечеловеческим законом о равенстве всех людей вне зависимости от расовой и национальной принадлежности, узнаем, что такое толерантность, будем учиться видеть в собеседнике прежде всего Человека.
- Наш урок сегодня необычный – урок-путешествие. Он состоит из 5 станций. По окончанию нашего урока вы должны будете оценить его.
- У вас на столе лежат ладошки разных цветов для того, чтобы в конце урока вы с их помощью смогли поделиться впечатлениями. Красная ладошка - это радостное настроение; синяя - грустное; жёлтая - светлое, приятное впечатление.
Итак, в путь.
- Посмотрите в глаза своему соседу, возьмитесь за руки. Ведь через несколько минут мы отправимся в путешествие по нашей любимой Земле. В дорогу мы возьмем доброту, взаимопонимание, уважение к окружающим людям.
Слайд 2.
III. Работа по теме урока.
Станция «Улица Дружбы народов»
Слайд 3-6
- Ребята, посмотрите, детская площадка. Кого мы видим на ней? (Мы видим детей)
- Чем они различаются? (у них разный цвет кожи)
- Что у них общего? (они играют в одну игру)
- Может ли разный цвет кожи помешать детям играть вместе?
- Посмотрите, какие эмоции на лицах играющих детей? (они радуются, веселятся)
- Зависит ли настроение людей от национальности?
- Ребята! А что вам нужно для игры? (хорошее настроение)
-На планете Земля около трех тысяч народов. Каждый из них отличается от других своей культурой – песнями, танцами, костюмами, а также языком, на котором люди думают и говорят.
IV. Физминутка.
-Я предлагаю вам поиграть в «Перепелочку». Это украинская игра.
«Перепелочка»
Ой, у перепелочки да голова болит.
Да голова болит.
Тут была, тут была переплочка.
Тут была, тут была сизокрылая.
Ой, у перепелочки да колени болят.
Да колени болят.
Тут была, тут была переплочка.
Тут была, тут была сизокрылая.
Ой, у перепелочки крылья не болят.
Да крылья не болят.
-Понравилась ли вам игра? Какое у вас было настроение во время игры?
-Нельзя судить о человеке по его принадлежности к тому или иному народу. Судить о человеке надо по его поступкам.
Слайд 7.
- В наше время общечеловеческое правило – закон - утверждает, что люди всех рас и всех народов равны между собой. Это очень важный закон. Поэтому в 1995 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день толерантности (терпимости).
Слайд 8.
«Мы в России всегда уделяли и будем в дальнейшем уделять самое серьезное внимание развитию национальных культур. Каждый народ, каждая маленькая этническая группа должна чувствовать себя в России комфортно, должна понимать, что это ее родной дом». Говорит президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.
Слайд 9.
- Краснодарский край называют «краем ста народов». Все они живут в мире и согласии. В школах учатся дети разных национальностей.
Слайд 10.
«Многонациональность – это наше богатство и красота».
Александр Николаевич Ткачев – губернатор Краснодарского края.
Слайд 11.
На Земле, под синим небосводом
Создано немалое народом
Разных стран, обычаев, культур,
И любой народ велик и мудр.
Слайд 12.
Станция «Площадь Согласия»
Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
Слайд 13.
Толерантность - это милосердие.
Толерантность - это доброта души.
Толерантность - это сострадание.
Толерантность - это уважение.
Толерантность - это дружба.
Толерантность - это терпение.
Цветок толерантности.
- Предлагаю вам мне помочь. У меня на столе есть листочки: они разные, как и мы с вами. Давайте украсим класс – составим цветок толерантности. Но есть одно условие: вы должны при этом говорить добрые слова своим одноклассникам. Договорились?
( выходят по одному и составляют цветок)
Слайд 14.
- Посмотрите, как стало красиво.
Слайд 15.
- Ребята! А теперь давайте познакомимся с золотым правилом и постараемся его запомнить:
«Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».
Как вы понимаете эти слова?
Слайд 16.
Станция «Народная Мудрость»
Как хорошо, что дружба есть на свете.
Она, как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба на планете!
Пускай, как солнце, светит нам она!
- На солнечном Кавказе говорят: «Горе легче тогда, когда друзья разделяют его с тобой»
- А вы знаете пословицы о дружбе? Давайте поиграем. Я говорю вам первую половину пословицы, а вы вторую. Попробуем.
Слайд 17. (первый щелчок – половинка пословицы, второй – вторая половинка)
Верный друг лучше сотни слуг.
Слайд 18. (первый щелчок – половинка пословицы, второй – вторая половинка)
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Слайд 19. (первый щелчок – половинка пословицы, второй – вторая половинка)
Один за всех - все за одного.
-Молодцы!
-А вы знаете, что у нашего региона есть три сокровища:
Слайд 20.
Первое – Земля: горы и равнины.
Слайд 21.
Второе – Вода: реки, родники, озера и моря.
Слайд 22.
Третье – Люди, их мастерство и свершения.
Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на Земле.
Слайд 23.
Станция «Проспект Победы»
-Совсем недавно, 9 мая, мы отметили 66 годовщину Великой Победы. Это праздник со слезами на глазах.
-Как вы понимаете эти слова?
-На полях сражений, бок о бок, воевали люди разных национальностей. Они защищали свою Родину, Кубань, Россию. 248 наших земляков удостоены звания Героя Советского Союза за освобождение нашего многонационального Отечества.
Что жизнь коротка – не беда,
В ней можно успеть очень много,
Лишь мирно бы солнце светило всегда,
Сияло над каждым порогом.
-Мы, люди разных национальностей, мы – как ветви одного дерева, у которого общие корни. Только любовь и дружба творят чудеса, только они могут сделать нашу Землю красивой и благодатной.
V. Итог урока.
Слайд 25.
Станция «Переулок Творческий»
- Ребята, вот и закончилось наше путешествие. С удовольствием отмечаю, что все вы молодцы!
- У вас на столах лежат ладошки разного цвета- красные, желтые, синие. Мне очень интересно узнать ваше мнение об уроке. Напоминаю вам, что красный цвет – это радостное настроение, жёлтый – светлое, приятное впечатление, синий – грустное. Прикрепите, пожалуйста, ладошки к дереву.
- Обратите внимание на наше дерево, оно получилось очень красивым разноцветным.
- Ребята, наш край это дерево, которое вросло своими корнями в землю, а ладошки - это народ, который живет в нашем крае. Разноцветные же ладошки подчеркивают, что Краснодарский край многонациональный. В нем проживает более 120 народностей. И очень хочется, чтобы все нации, живущие в нашем крае, жили в дружбе и согласии, относились с уважением к традициям и обычаям всех народностей, проживающих на нашей кубанской земле.
-Ребята! А как вы думаете, какой наш край? Благодаря чему Краснодарский край стал таким процветающим?
- Вот и у нас с вами получилось дерево дружбы.
- Спасибо за работу.








МБОУ «СОШ № 1» Краснодарский край ст. Тбилисская, Полубоярова Анна Емельяновна




15