Программа. Летний лагерь Культурная страна

Муниципальное образовательное казенное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества г. Лузы Кировской области

Районный конкурс программ в сфере летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков





Программа профильного лагеря





Автор программы:
Русских Надежда Юрьевна,
старший методист МОКУ ДОД
Дома детского творчества г. Лузы







г.Луза, 2014 год
Краткая аннотация программы
Полное название организации (с адресом и телефоном), опыт деятельности
Муниципальное образовательное казенное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества г. Лузы Кировской области.

Номинация конкурса
«Программы профильных лагерей и смен»

Название программы
«Культурная страна»

Руководитель
программы
Русских Надежда Юрьевна, старший методист МОКУ ДОД ДДТ г. Лузы

Автор,
авторский коллектив
Русских Н.Ю., старший методист МОКУ ДОД ДДТ г. Лузы
Попова Н.В., и.о. директора МОКУ ДОД ДДТ г. Лузы


Цель программы
Создание условий для развития культурно – исторических ценностей и культурологического мировоззрения подрастающего поколения через включение в разнообразную творческую деятельность.

Участники
программы
- учащиеся школ города в возрасте 8 – 16 лет, в том числе
дети из семей, оказавшихся в социально опасном положении;
дети, состоящие на учете в КДН и ЗП.
- актив лагеря представлен подростками, старшими воспитанниками ДДТ г. Лузы

Сроки реализации
18 дней, с 02 – 27 июня 2014 года.

Место проведения
МОКУ ДОД ДДТ г. Лузы

Основные формы и методы реализации программы
Работа лагеря строится по 5 основным направлениям деятельности:
интеллектуально – познавательная – викторины, занимательные минутки «А знаешь ли ты?..», час познания, деловые игры и др.;
агитационно – пропагандистская – проведение игровых программ культурно – исторической направленности на летних площадках, работа информационного лагерного центра «Вести «Культурной страны», создание видео – открыток, мульт – зал и др.;
социально – значимая и культурно-историческая – игра «Поле чудес» на тему «Символика России», КТД «Страна пионерия», природоохранные акции и операции и др.;
спортивно – оздоровительная – работа спортивных кружков, спортивно – оздоровительный праздник «Богатырские забавы», игры на местности, народные подвижные игры и др.;
творческая – творческие мастерские, концерт в ДШИ, костюмированный бал «В гостях у сказки» работа художественно – эстетических кружков.


Концептуальные положения программы
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Кроме того 2014 год в Росси был объявлен годом культуры, целью которого является привлечение внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.
Поэтому основная деятельность лагеря дневного пребывания «Культурная страна» направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками, развитие его культурно – исторического мировоззрения. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность в смене «Культурная страна» направлена на вовлечение детей в мероприятия связанные с культурной историей нашей страны.


Цель: - создание условий для развития культурно – исторических ценностей и культурологического мировоззрения подрастающего поколения через включение в разнообразную творческую деятельность.
Задачи лагеря:
Организационные
организовать активный, полноценный отдых и оздоровление детей средствами культурно-досуговой деятельности.
Образовательные
способствовать расширению и углублению культурно - исторических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
знакомить учащихся с историко – культурным развитием нашей страны;
совершенствовать умения и навыки практической культурно – исторически ориентированной деятельности;
Развивающие
развивать эмоционально – чувственную сферу личности школьников, ориентировать детей средствами культурно - исторической деятельности на общечеловеческие ценности: Человек, Отечество, Труд, Мир, Земля, Милосердие;
развитие коммуникативных и организаторских способностей участников лагерной смены.
Воспитывающие
воспитание чувства ответственности, неравнодушия к происходящему в окружающем мире.
формирование позитивного взгляда на себя и окружающий мир в целом.
Концептуальные основы программы опираются на идеи гуманистической педагогики и психологии. Основная идея летнего лагеря строится на сочетании гуманистического принципа воспитания с деятельностным подходом, т. е. воспитание через деятельность.

Принципы деятельности лагеря.
1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: посильность и конкретность любой деятельности для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений и вредных привычек, формирование чувства ответственности за свои поступки и действия.
4. Единство интеллектуального и эмоционального восприятия культурной и исторической среды позволяет наиболее полно представлять события в культурно - исторической жизни страны, что способствует их лучшему усвоению.
5. Изучение культурных аспектов на основе краеведческого материала – необходимое условие актуализации имеющихся знаний и усвоения новых.

2. Участники программы.
Участниками профильной смены «Культурная страна» являются 55 учащихся городских школ в возрасте 8 – 16 лет, в том числе:
дети из семей, оказавшихся в социально опасном положении;
дети, состоящие на учете в КДН и ЗП.
Актив лагеря представлен подростками, старшими воспитанниками ДДТ г. Лузы

Сроки и место проведения лагеря. Реализация программы лагеря будет проходить с 02 – 27 июня 2014 г. на базе МОКУ ДОД ДДТ г. Лузы.

Особенности реализации программы лагеря.
Работа лагеря строится на основе проведения имитационной сюжетно – ролевой игры «Культурная страна». Сюжетно ролевая игра строится по такому принципу: весь период работы смены посвящен культурно-историческим события, происходящим в истории России с IX – по XXI век, которые разбиты на 5 основных исторических этапов: IX – XIIIвв., XIV – XVII вв., XVIII – XIX вв., XXв., XXI в.
Каждый отряд – город в « Культурной стране» со своей символикой и традициями.
Название городов - команд размещается на свитках, размещенных на общем стенде лагеря, который называется «Летопись «Культурной страны». Подведение итогов производится следующим образом:
Командные достижения отмечаются символичными штампами, которые появляются на информационном свитке города. За победу в конкурсном испытании – 2 штампа. Общий результат команды – количество заработанных штампов.
Индивидуальные достижения - лиры, которые размещаются на индивидуальных информационных листах, расположенных в отрядных комнатах.
Работа лагеря строится по 5 основным направлениям деятельности:
Реализация направлений программы:
Направление деятельности
Формы работы
Ожидаемый результат

Интеллектуально – познавательная
интеллектуально – познавательные игры;
викторины;
конкурс знатоков;
дискуссия - подиум;
поход;
деловая игра
занимательные минутки «А знаешь ли ты?..» и т.д.
Усвоение теоретических и практических культурно-исторических знаний и навыков учащимися.
Формирование убеждения в ценности природы как единого целого.
Развитие и расширение кругозора учащихся.
Повышение мотивации к изучению предметов исторического цикла.
Формирование умения видеть проблемы и находить пути их решения.

Агитационно – пропагандистская
проведение игровых программ на летних площадках;
работа информационного центра «Вести «Культурной старны»;
создание видео – открыток,
социальный видео – зал и др.

Формирование навыков ведения дискуссии, отстаивания своего мнения.
Выпуск печатной и электронной версии информационно- просветительского вестника «Вести «Культурной» по итогам работы профильной смены.
Проведение игровой программы «Велородео» для детей, отдыхающих на площадках города.
Создание не менее 5 видеооткрыток по каждому этапу смены.


Социально – значимая и культурно - историческая
Акция «БУНТ»;
КТД «Страна пионерия»;
«Тимур и его команда»;

Формирование активной жизненной позиции и неравнодушного отношения к жизни во всех ее проявлениях.
Очистка территории городского пляжа, берега реки у пер. Набережного и городского сада от бытового мусора.
Помощь одеждой и канцтоварами 5 детям – инвалидам.

Спортивно-оздоровительная
Медицинский осмотр в начале и конце смены (рост, вес);
Витаминизированное питание;
Утренняя зарядка;
Подвижные игры, в том числе на свежем воздухе;
Поход;
Спортивно – оздоровительный праздник «Богатырские забавы»
Спортивные кружки.
Создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей.
Улучшение физического и психического состояния учащихся через общение с природой.
Организация работы во время лагеря спортивных кружков


Творческая
Бал «В гостях у сказки»;
Концерт в муз. школе;
Выставка поделок из вторичного сырья;
Придумывание конкурсов;
Организация КТД;
Работа творческих кружков.
Дискотека «В ритмах XX века»
Оформление стендов для лагеря.
Выставки работ воспитанников лагеря по итогам работы в лагере.
Организация работы творческих кружков.
Организация творческих мероприятий



Используемые инновационные формы и методы работы:
Социальный видео – зал;
Изготовление видео – открыток (информационные технологии);
Дискуссии – подиум;
Интерактивные тренинги.
«Ладошки радости» (для рефлексии).
Для продуктивной работы команд необходима сплоченная, слаженная творческая команда. С этой целью в программе лагеря запланированы мероприятия по формированию толерантного, терпимого отношения друг к другу, к людям, непохожим на других.
Отдельно отметим организацию диагностико – аналитической деятельности, которая позволит оценить эффективность работы лагеря, изменение нравственных установок личности воспитанников, мотивы их деятельности в лагере. Все это позволит проанализировать используемые формы работы и внести коррективы на организацию работы в будущем.

Во время работы лагеря организуется работа следующих кружков:
«Фантазёры» – изготовление оригинальных поделок и сувениров из бросового материала;
«Волшебные краски» - кружок изобразительного искусства;
«Хрустальный голосок» - кружок вокального искусства;
«Вести «Культурной страны» - работа информационного центра Дома детского творчества по работе лагеря «Культурная страна».
«Юный стрелок» - стрельба из пневматической винтовки
«Теннис» - игры в настольный теннис
«Спортивные игры» - проведение подвижных спортивных игр (футбола, волейбола, пионербола и т.п.);

Кроме того в течение всей смены будет организована работа игрового зала и зала для просмотра мультфильмов и обучающих фильмов

Режим работы кружков

День недели
Наименование кружка
Руководитель



понедельник
«Волшебные краски»
«Хрустальный голосок»
«Вести «Культурной страны»
«Теннис»
Тютрина З.А.
Русских Н.Ю.
Парфенова М.С.
Бабкин А.А.



вторник
«Фантазёры»
«Юный стрелок»
«Спортивные игры»
Росоха Н.И.
Бабкин А.А.
Венгер М.Ю.


среда
«Волшебные краски»
«Хрустальный голосок»
«Вести «Культурной страны»
«Теннис»
Тютрина З.А.
Русских Н.Ю.
Парфенова М.С.
Бабкин А.А.


четверг
«Фантазёры»
«Юный стрелок»
«Спортивные игры»
Росоха Н.И.
Бабкин А.А.
Венгер М.Ю.


пятница
«Час игры»
«Мульти – пультия»»
«Теннис»
Русских Н.Ю.
Парфенова М.С.
Бабкин А.А.


Организация работы кружков, так или иначе, делает упор на развитие творческих навыков школьников. Каждый кружок в определенную эпоху рассказывает об особенностях культурных, ремесленных, музыкальных, спортивных событиях, происходящих в этот период времени.
Организация разнообразных форм работы по этим направлениям позволит создать условия для полноценного и интересного отдыха всех воспитанников лагеря, развивая их творческие, интеллектуальные, художественные, физические и организаторские способности.



















6.Кадровый ресурс для реализации программы

Ф.И.О., должность
Образование
Обязанности в рамках работы лагеря


1.
Попова Наталья Владимировна,
и.о. директора
Высшее
педагогическое
Обеспечение материально-технической и нормативно-правовой базы, общее руководство


2
Русских Надежда Юрьевна,
старший методист
Среднее специальное
Начальник лагеря, основной координатор смены, разработчик содержания программы,
Руководитель кружка «Хрустальный голосок»

3.
Парфенова Марина Сергеевна,
методист
Среднее специальное
Методическое сопровождение содержания программы, руководитель информационного центра «Вести «Культурной страны»

4.
Тютрина Зоя Анатольевна, педагог дополнительного образования
Среднее специальное
Организация художественного оформления, творческих мастерских, руководитель кружка «Волшебные краски»

5.
Росоха Наталья Ивановна,
педагог дополнительного образования
Среднее специальное
Организация художественного оформления, творческих мастерских, руководитель кружка «Фантазёры»

6.
Венгер
Марина Юрьевна, педагог - организатор
среднее
Организация досуговой деятельности с детьми


7. Материально – техническое обеспечение программы
1. Максимальное использование имеющейся в наличии материально-технической базы лагеря:
помещений, кабинетов, мастерских, изостудии и тренажерного зала МОКУ ДОД Дома детского творчества г. Лузы;
туристского снаряжения: рюкзаков, палаток, репшнуров, карабинов и др.;
сценических костюмов и декораций;
спортивного и хозяйственного инвентаря.


2.Техническое сопровождение деятельности лагеря:
компьютер;
5 ноутбуков LENOVO;
мультимедиа- проектор с проекционным экраном;
принтер «SAMSUNG»,
магнитофоны «SAMSUNG» и «PANASONIC»,
музыкальный центр «LG»,
многофункциональное устройство «CANON»

3. Информационно – методическое обеспечение проекта:

перечень нормативно – правовых источников, регулирующих деятельность лагеря;
фонограммы (плюсовки и минусовки детских песен),
материалы обучающих презентаций, видеороликов культурно-исторической направленности,
перечень методической литературы, посвященной вопросам:
- нравственного воспитания школьников;
- организации экологической и природоохранной деятельности;
- психолого – педагогической поддержки общения с подростками (тренинги общения);
- воспитания толерантности и профилактики экстремизма среди подростков и молодёжи;



8. Взаимодействие с организациями и службами района.

Название службы (учреждения),
представитель

Степень привлечения

районный методический кабинет
(Першина Е.В.)
Информационно-методическая помощь

КОГОАУ СОШ г. Лузы
(Пелевин Л.В..)
Сотрудничество в проведении совместных мероприятий для учащихся школы

МОКУ СОШ №2 г. Лузы
(Казаков В.В.)
Сотрудничество в проведении совместных мероприятий для учащихся школы

Городской клуб ветеранов
(Субботина Т.Б.)

Помощь в проведении Дня скорби

ОГУ «Редакция газеты «Северная правда»
(Петухова Л.В.)
Освещение деятельности лагеря «Культурная страна» в СМИ

КОГУП «Лузский комплексный центр социального обслуживания населения»
(Онохов В.В.)
Помощь в организации социальных акций «Тимур и его команда»

Лузская районная библиотека им. В.А.Меньшикова
(Мельчакова Н.Н.)
Информационная помощь в проведении досуговых мероприятий

Администрация Лузского городского поселения
(Токовинин Р.В.)


(Власихина И.М.)
Помощь в предоставлении транспорта при проведении природоохранной операции «БУНТ»
Помощь в проведении спортивных мероприятий, предоставление спортивных помещений и стадиона.


ОГИБДД МО МВД России «Лузский»
Помощь в организации и проведении КТД «Азбука безопасности»

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав отдела образования администрации Лузского района
(Пономарева О.С.)
Помощь в проведении мероприятий по формированию толерантного отношения в подростковой среде


РЦКиД «Юность»
Помощи в организации и проведении дискотеки «В ритмах XX века»

МБОО БО ДШИ
(Романова Л.И.)
Помощь в организации и проведении бала «В гостях у сказки» и организация музыкального концерта.

Настоятель Усть – Недумского храма
(Иеромонах Леонид)
Помощь в проведении мероприятия «К истокам христианства»



"Культурная страна"15