Урок Святой адмирал Федор Ушаков


Урок
«Святой адмирал».
Тема урока: Святой адмирал Федор Ушаков.

Цель: познакомить учащихся с малоизвестными фактами биографии адмирала Ф.Ф.Ушакова, раскрыть смысл его канонизации, формировать нравственный идеал на примере исторической личности.
Задачи:
показать православный облик героя, его стремление следовать христианским заповедям;
воспитывать у школьников чувство любви и уважения к Родине, людям, прославившим ее,
развивать творческие способности учащихся, умение вживаться в образ, перевоплощаться.
Оборудование:
портрет и икона адмирала Ф.Ф Ушакова,
реквизит, декорации и костюмы к инсценировке,
фрагмент фильма «Адмирал Ушаков»

Подготовительный этап:
за неделю до урока классу даётся опережающее задание - ученикам предлагается найти значение следующих терминов и понятий: Евангелие, икона, нимб, канонизация, благочестие, милосердие, праведник, добродетель, подвижник, благотворительность.
Задания по группам:
консультанты - комментируют православные термины;
биографы - готовят биографическую справку;
военные эксперты - комментируют военные эпизоды;
архивариусы - анализируют текст документов;
актеры – готовят инсценировку «Святой адмирал».
Методические приёмы: проблемное обсуждение, анализ текстов, определение терминов, беседа, инсценировка.
Ход урока:
Организационный момент (2 мин)
Учитель называет тему, цель урока, предлагает учащимся посмотреть инсценировку «Святой адмирал».
Инсценировка «Святой адмирал» (13 мин)
На сцене появляются Экскурсовод и два школьника, Юноша и Девушка, с интересом рассматривающие икону и портрет Ф.Ушакова.
Экскурсовод: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть в нашем музее. Что вас так заинтересовало?
Девушка: На этой иконе явно изображен военный человек. Разве так бывает?
Экскурсовод: О, это особая икона. Адмирал Ушаков, ни разу не проигравший ни одного морского сражения и совершивший подвиг во имя Отечества, после смерти был канонизирован и причислен к лику святых.
Юноша: Святой адмирал?! А в чем его святость?
Экскурсовод: Хотите, я расскажу вам историю его жизни?
Девушка: Конечно, хотим!
Юноша: Очень интересно…
Экскурсовод и школьники проходят к краю сцены, садятся за столик, открывают книги. На экране в центре сцены высвечивается берег реки, слышен шум и плеск волн. На сцену выходят Старик и Мальчик (юный Федор Ушаков).
Сцена 2. Старик и Мальчик. Прощание.
Старик: Здрав буди, Федор!
Мальчик:Здравствуй, Митрич!
Опять на берегу реки?
Старик:Да где же тише есть обитель?
Покоя ищут старики.
Мне гладь реки напоминает
Просторы моря, шепот волн,
Которые песок лобзают…
Я вспоминаю, словно сон,
Что было время, был я молод,
Служил у батюшки Петра.
И канониром был от Бога,
Военная была пора.
Служить Отечеству был призван,
Со шведом, турком воевал.
Служил я Родине, Отчизне
И долг свой с честью исполнял.
Мальчик:А я ведь, Митрич, попрощаться,
В кадетский корпус поступаю.
Старик:Ну что ж, тебе черед стараться,
И будет толк в тебе, я знаю.
Один лишь раз корабль увидев,
Полюбишь флот ты всей душой.
Россию не давай в обиду,
И защищай любой ценой.
Она одна дана солдату,
Лишь перед ней держать ответ.
Иди во флот, служи. Обратно
Тебе теперь дороги нет.
Старик и Мальчик уходят.
Сцена 3. Екатерина Вторая и Григорий Потемкин.
На экране высвечивается слайд с изображением здания кадетского корпуса, затем танца. С двух сторон появляются Екатерина Вторая и Григорий Потемкин, встречаются посередине сцены, звучит музыка.
Екатерина:Светлейший! Отчего так хмур ты?
Кадеты все как на подбор.
А завтра ранним-ранним утром
Нас встретят море и простор.
И императорскую яхту
Кадеты смело поведут.
Потемкин:Ах, матушка! Во всем права ты,
И все ж невесело мне тут.
России не жалел я жизни,
Но Ушаков посмел сказать:
«Сюда я шел служить Отчизне,
Не фаворитов развлекать!»
Екатерина:Так что ж? В словах тех мало толку,
Его примерно накажу…
Потемкин:Нет, матушка, он малый ловкий,
И вот что я тебе скажу:
Приставить к делу его надо,
Себя чтоб смог он проявить.
Ему не нравятся награды?
России станет пусть служить
На корабле, где потруднее,
И порох нюхать где придется…
Екатерина:Ну, что ж, готовь указ скорее,
Во флоте ко двору придется…
Екатерина Вторая и Григорий Потемкин уходят.
Сцена 4. Переписка «сильных мира сего».
Слышна грозная музыка, грохот орудий. На экране высвечиваются даты и карты, картины сражений. Затем на экране появляются портреты исторических деятелей, одновременно с их появлением звучат голоса за кадром – учащиеся «озвучивают» исторических деятелей.
Потемкин: Наши благодаря Богу такого перцу туркам задали, что любо… Флот торжествует. Будьте милостивы к адмиралу Ушакову. С каким бы я адмиралом мог ввести правило драться на ближней дистанции, а у него – линия начинает бой в ста двадцати саженях, а сам с кораблем был против «Капитании» в двадцати саженях…
Учитель: Как вы думаете, кем и кому были написаны эти строки?
Екатерина Вторая: Черноморский флот есть наше заведение собственное, следовательно, сердцу близко. Контрадмиралу Ушакову посылаю по твоей просьбе орден святого Егория второй степени и даю ему пятьсот душ в Белоруссии за его храбрые и отличные дела…
Учитель: В 1791 году умирает покровитель Федора Ушакова Григорий Потемкин, а в 1796 – ценившая флотоводца императрица Екатерина Вторая. Вскоре кто-то другой лично убеждается во флотоводческом и организаторском таланте Ушакова. Скажите, кто этот человек, услышав его послание Ушакову.
Павел Первый:Господин вице-адмирал Ушаков! Коль скоро Вы получите известие, что французская военная эскадра покусится войти в Черное море, то немедленно сыскав оную, дать решающее сражение. Мы надеемся на Ваше мужество, храбрость и искусство,что честь флота нашего соблюдена будет…
Учитель: По окончании Средиземноморской операции слава Ушакова гремела по всей Европе. С ее блистательным завершением Федора Ушакова поздравил один знаменитый полководец. Скажите, кто он, услышав его поздравление.
Суворов: Великий Петр наш жив! Что он, при разбитии в 1714 году шведов при Аландских островах произнес, а именно: «Природа произвела Россию только одну, она соперницы не имеет!» То и мы говорим. «Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю сам себе: «Зачем не я был при Корфу, хоть бы мичманом!»
Учитель: В 1801 году в результате заговора убит император Павел Первый. На престол восходит Александр Первый.
Сцена 5. Мать и солдат.
На экране высвечивается березовая роща, звучит слегка печальная музыка. Мать обнимает Сына, приехавшего на побывку.
Мать:Сыночек! Прибыл на побывку?
Скорее дай тебя обнять.
Мне, увидав твою улыбку,
Теперь не страшно умирать.
Ах, как ты долго не был дома,
Совсем уж взрослый, не дитя.
Благодарить я стану Бога,
Что дал сыночка мне обнять.
Солдат:Ах, матушка! Слова молитвы
И адмирал наш повторял.
Просил у Бога он защиты,
Для нас, и славу воздавал
Ему за нас он ежечасно,
И сам в бою нас охранял.
От пуль, и от иных несчастий,
От бед, болезней нас спасал.
Когда чума распространилась,
Заслон надежный ей поставил.
Болезнь ушла, смерть отступилась,
И их уйти лишь он заставил.
Мать:Да кто таков он? Его имя
Прошу тебя, мне назови.
За его здравие отныне
Я стану Господа молить.
Солдат:Мы с ним прошли огонь и воду,
Когда он турков покорял.
Он отдал жизнь России, флоту,
Ни разу он не проиграл,
Ни одного сраженья, мама,
Ему и Нельсон не соперник.
«Морским Суворовым» мы звали
Его за подвиг беспримерный.
России преданы солдаты…
А воспитал нас Ушаков.
А вот теперь…Теперь отставка.
Указ царя теперь такой:
России быть лишь сухопутной,
Ведь содержать огромный флот
Теперь обуза. Очень трудно
Кормить, наверно, лишний рот.
На экране высвечивается портрет Александра Первого.
Мать:Да как же, милый? Это точно?
А корабли? России слава?
Солдат:Наш адмирал сказал: «Сыночки,
Еще великою державой
Россия станет, мне поверьте,
И вновь великим станет флот.
Пусть годы пролетят, столетья,
России час еще пробьет!»
На экране высвечивается портрет Ф.Ф.Ушакова. Мать и Солдат уходят. Экскурсовод и школьники ведут разговор за столом у края сцены.
Экскурсовод: Слова Федора Федоровича Ушакова оказались пророческими. Вскоре на Росси. Обрушилась армия Наполеона. Но «великой» было суждено стать не ей, а российскому народу, одержавшему победу.
Девушка: Адмирал Ушаков уже не мог принимать участия в боевых действиях. Сказывался возраст, славное военное прошлое. Но он пожертвовал немалые суммы на сбор и вооружение ополчения, на помощь жертвам войны.
Юноша:Ему было суждено встретить победу. Федор Федорович Ушаков скончался 2(14) октября 1817 года в деревне Алексеевка Темниковского уезда тамбовской губернии и был похоронен в Санаксарском монастыре.
Экскурсовод:Русский народ свято чтит память славного сына своего Отечества. Ему поставлены памятники, его именем названы географические точки, корабли, улицы, в городах, музеи. В годы Великой Отечественной войны были учреждены орден и медаль Ушакова.
Девушка:А в августе 2001 года состоялись торжества, посвященные канонизации Федора Федоровича Ушакова, который был прославлен русской православной церковью в лике местночтимых святых праведных воинов Саранской епархии.
Юноша: Теперь я понимаю, почему мой брат, отправляясь служить во флот, взял с собой маленькую иконку с изображением святого адмирала. Она защитит его, я верю!
На экране высвечивается икона с изображением святого воина Федора Ушакова и его портрет.
Постановка проблемной задачи: (5 мин.)
Учитель Учащиеся, возможные варианты ответов
Имя адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова хорошо известно представителям старшего поколения, а вот что знаете о нём вы, молодые россияне? Сформулируйте кратко свои ответы.
флотоводец 18 - начала 19 века,
современник Суворова;
участник русско-турецких войн
А теперь обратите внимание на эти два портрета флотоводца. В чем их существенное различие? Второй портрет является иконой
Как вы догадались? Над головой адмирала нимб
Давайте спросим наших консультантов: что такое нимб? Сияние вокруг головы: знак Божией благодати в виде диска или световых лучей, изображаемых на иконах как символ духовной славы.
А что такое икона? принятое Церковью изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых и разных событий из освящённой и церковной истории.
В 2001 году состоялось прославление святого Русской Православной церкви адмирала Феодора Ушакова. Большинство людей встретило эту новость с радостью, но некоторые были удивлены и с непониманием спрашивали: «В чём святость адмирала?»
Выступление биографов (5 мин)
Действительно, канонизация - причисление к лику святых - процесс, требующий серьёзных оснований с позиции Православной церкви: чудотворения, принятие мучений за веру, всенародное почитание.
Причисленному к лику святых устанавливается день празднования, составляется богослужение, пишется «житие», ему служат молебны, прося заступничества перед Богом.
Впервые в Русской православной церкви встал вопрос о канонизации воина-моряка. Комиссия по канонизации несколько раз приступала к рассмотрению дела о прославлении Ушакова, пока наконец не пришла к заключению, что адмирал не просто наиболее почитаемый русский флотоводец, снискавший себе всенародное признание, но и святой русский воин. 4 августа этого года в Санаксарском монастыре при стечении множества священнослужителей, представителей Морского флота России и множества простых верующих произошла торжественная канонизация Федора Федоровича, ставшего святым покровителем русских моряков.
Итак, давайте познакомимся с биографией адмирала и деяниями святого праведного воина Феодора Ушакова.
right000Адмирал Российского флота Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. Родителей его звали Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, и были они людьми благочестивыми и глубоко верующими.
День рождения будущего адмирала Российского флота - 13 февраля - приходится между празднованием памяти двух воинов-великомучеников: Феодора Стратилата и Феодора Тирона (память 8 и 17 февраля), а вся жизнь российского флотоводца, от младенчества до дня кончины, прошла под благотворным влиянием его родного дяди, преподобного Феодора Санаксарского.
Большое семейство Ушаковых состояло в приходе храма Богоявления-на-Острову, находившегося в трех верстах от Бурнаково на левом берегу Волги. В этом храме Феодора крестили, здесь же была школа для дворянских детей, где он обучался грамоте и счету. Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, будучи очень набожны, почитали главным условием воспитания детей развитие высоких религиозных чувств и строгой нравственности. Эти чувства, возбужденные примерами семейства и особенно родного дяди-монаха, глубоко запечатлелись в сердце возраставшего отрока, сохранились и стали господствующими во всю его последующую жизнь.
Будущий адмирал, отличаясь хорошей учебой и доброй нравственностью, прилежно постигал преподаваемые ему науки, особую склонность проявляя к арифметике, навигации и истории, и через пять лет успешно, одним из лучших, окончил Морской корпус, получил офицерский чин и был приведен к присяге.
Выступление консультантов (2 мин)
Учитель уточняет у биографов смысл слова «благочестие», «великомученик», «преподобный»
Великомученики - страдальцы, претерпевшие за Христа особенно тяжкие и продолжительные муки.
Преподобный – святой из монашествующих, своими подвигами и святостью жизни, стяжавший высокое нравственное достоинство.
Выступление архивариусов и консультантов (3 мин)
Учитель предлагает группе архивариусов познакомить всех с документом-текстом присяги "Аз, Феодор Ушаков, обещаюся и клянуся Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием в том, что хощу и должен ея императорскому величеству моей всемилостивейшей Государыне императрице Екатерине Алексеевне самодержице и ея императорского величества любезнейшему Сыну Государю Цезаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу, законному всероссийскаго престола Наследнику, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови... В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий!"
Учитель показывает Евангелие, просит назвать его авторов, объяснить, почему присяга давалась на нём?
Евангелие - (гр.благая весть) общее название первых четырёх книг Нового Завета, благовествующих о жизни и учении Иисуса Христа, явившегося для спасения человечества. Авторами являются четыре апостола-евангелиста: Матфей, Марк, Лука, Иоанн.
Учитель предлагает посмотреть фрагмент фильма «Адмирал Ушаков», выступить группе военных экспертов (5 мин)
В конце ХVII - начале ХVIII века была выдвинута государственная задача возвращения России побережья Черного моря. В 1775 году, при Императрице Екатерине II, было принято решение о создании на Черном море регулярного линейного флота. В 1778 году, в тридцати верстах выше устья Днепра, недалеко от урочища Глубокая пристань было устроено адмиралтейство, основаны порт и город Херсон. В августе 1783 года в Херсон прибыл и капитан второго ранга Феодор Ушаков.
В это же время в городе началась эпидемия чумы. В Херсоне был установлен карантин. В то время считалось, что чума распространяется по воздуху. Для отгнания морового поветрия на улицах разводили костры, окуривали жилища, но эпидемия усиливалась. Несмотря на сложную военную обстановку, требовавшую продолжения строительства кораблей, был дан приказ полностью прекратить работы и все силы направить на борьбу с чумой.
Все команды были выведены в степь. Не хватало лекарей, их обязанности принимали на себя командиры. Капитан Федор Ушаков стал твердо устанавливать особый карантинный режим. Всю свою команду он разделил на артели. У каждой имелась своя палатка из камыша, по сторонам которой были установлены козлы для проветривания белья. На значительном удалении располагалась больничная палатка. Если в артели появлялся заболевший, его немедленно отправляли в отдельную палатку, а старую вместе со всеми вещами сжигали. Остальные артельщики переводились на карантин. Общение одной артели с другой было строго запрещено. Ушаков сам неустанно за всем этим следил. В результате энергичных действий Феодора Ушакова в его команде чума исчезла на четыре месяца раньше, чем в других. В самое тяжелое по напряженности время эпидемии он никого не посылал в госпиталь, переполненный больными, и спас от смерти многих.
Какие качества проявил Ф.Ф.Ушаков? Прежде чем ответить на этот вопрос, прошу вас послушать отрывок из «Деяний» о Федоре Ушакове, подготовленный нашими архивариусами: «Благодаря Богу, как неизменно любил говорить праведник, не только не потерпел он ни одного поражения в морских баталиях с превосходящими силами неприятеля, но не потерял при этом ни единого корабля, и ни один из его служителей в плен вражеский взят не был. Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побежденный им неприятель».
Здесь проявились его исключительные способности решать самые трудные и неожиданные задачи; но, главным образом, здесь сказалась великая любовь Феодора Ушакова к ближним своим, любовь милующая, сострадательная, подсказывавшая ему наиболее верные решения.
Учитель: В заключение нашего разговора о святом адмирале Федоре Ушакове я прошу наших архивариусов зачитать отрывок из «Обращения к потомкам» Федора Ушакова. «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».
Рефлексия. (5 мин). Домашнее задание: написать сочинение о Федоре Ушакове.

Литература:
1.Шипов Я.А. Православие: словарь школьника/ Священник Ярослав Шипов-
М.:ООО» Издательство» РОСМЭН-ПРЕСС»,2004.
2.Ганичев В.Н.Святой праведный Феодор Ушаков.
-М.: Молодая гвардия, 2005- ( Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; вып. 945)
3.Валерий Ганичев. Жизнь, ставшая житием./ Общенациональный Русский
Журнал , №2, февраль 2008, с.98
4.Адмирал Ушаков. «Победитель всех неприятелей России на морях…»//
Энциклопедия для детей. Т.5.История России и её ближайших соседей. Ч.2.
-М.:Аванта+,2004. с.202-209
5. Стихи автора.