Презентация по литературе для внеклассного чтения Алексей Елисеевич Кулаковский (10 класс)


МБОУ «Кюпская Агрошкола» Усть-Майский улусВиртуальная образовательная экскурсия о жизни и творчестве А.Е.КулаковскогоРаботу выполнила Иванова Ольга 8 классРуководитель: Павлова Л.Н. Алексей Елисеевич КулаковскийАлексей Елисеевич Кулаковский родился 4 (16) марта 1877 г. в местечке Учай 4 Жехсогонского наслега Батурусского (ныне Таттинского) улуса в традиционной патриархальной семье крестьянина среднего достатка Елисея Васильевича и Анастасии Николаевны Кулаковских, в которой он был третьим ребенком. В становлении личности А. Е. Кулаковского помимо родителей большую роль сыграли его дед по материнской линии Николай Алексеевич Собакин и старший брат Иван Алексеевич Кулаковский. Дед воспитывал Алексея до девяти лет, он же, будучи грамотным, обучил внука чтению и письму, а также элементарной арифметике. Сказитель и певецАлексей с детства слушал якутский эпос, и мелодика олонхо легла в основу его поэтической системы. В одном из писем Кулаковский вспоминал: «Будучи малолетком, я целые ночи просиживал «под челюстями» (якутское выражение) сказочника, слушая его сказки, легенды…» ⦋Дементьев⦌. Старшего брата А.Е.Кулаковского считали прекрасным сказителем и певцом. Егор Дмитриевич Кулаковский – Хойостоон, родственник Алексея, был знаменитым олонхосутом. Образование А.Е.КулаковскогоА. Е. Кулаковскому удалось получить качественное образование. В 1886 – 1890гг. он учился в Чурапчинской начальной школе. С этого времени начинаются его подвижнический труд по сбору материалов устного народного творчества и собственные первые попытки стихотворчества. С отличием закончив школу, заверив родителей, что после учебы вернется к ним, он попытался поступить в Якутское реальное училище. Но по причине «иного родства» у него документы не приняли, и Алексей проучился один год в Якутском духовном училище. Трудно переоценить заслугу Ивана Елисеевича, который в течение года обивал пороги разных учреждений, писал письма вплоть до Петербурга о разрешении небогатому «инородцу» получить светское образование и добился этого, тем самым сыграв решающую роль в становлении А. Е. Кулаковского. Окончив с отличием курс духовного училища в 1891 г., он блестяще выдержал вступительные экзамены и сразу, без подготовительного, поступил в первый класс Якутского реального училища. Училище имело семь классов и один подготовительный. Его выпускники получали полное среднее образование и имели право поступать в высшие учебные заведения. Это было одно из лучших учебных заведений в области, дававшее как основательные гуманитарные знания – учащиеся изучали три иностранных языка, литературу, историю, так и серьезную подготовку по естественным и точным наукам. « Собор и башня»В реальном училище А.Е.Кулаковский обучался рисованию и черчению у Иоакима Дмитриевича Аркуши ⦋Коняев⦌. Известно, что художник был родом из села Андрушевка Липовецкого уезда Киевской губернии. Проучившись некоторое время вольнослушателем Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, он уехал в далёкий Якутск.Городскую жизнь времён А.Е.Кулаковского запечатлело небольшое полотно «Собор и башня» И.Д.Аркуши. θксɵкʏлээх θлɵксɵйЛитературный псевдоним поэта θксɵкʏлээх θлɵксɵй приблизительно можно перевести как Орёл Алексей. θксɵкʏ - «сказочно-шаманская птицаис двумя или тремя головами; орёл, хотой; двуглавый орёл » Эта птица в традиционном мировоззрении народа саха имела сакральное значение и была тотемом многих родов. В мифологической модели мира якутов, как и в культурах многих других народов, орёл служит маркером верхнего мира; согласно описанию якутских олонхо, птица восседает на вершине мирового древа, которая служит коновязью для верховного небесного божества. Алаас КулаковскогоВ 1921 г. Кулаковский работает учителем Таттинской школы в Черкёхе. Черкёх- родина выдающегося общественного и государственного деятеля Якутии, ученого, основоположника якутской советской литературы Платона Алексеевича Ойунского. С 1913 по 1930 гг. это село было центром Таттинского улуса. А.Е.Кулаковский, В.Я.Слепцов, И.Г.ВасильевКулаковский был не только свидетелем, но и участником многих важнейших событий в Якутии первых десятилетий ХХ века. В годы революции и Гражданской войны А.Е.Кулаковский находился на севере Якутии. В августе 1917 года он был назначен исполняющим обязанности комиссара Временного правительства по Верхоянскому округу, став высшим представителем власти на гигантской территории, которую занимают Булунский, Усть-Янский, Аллаиховский, Момский, Жиганский, Абыйский, Верхоянский улусы ⦋Коняев⦌. А.Е.Кулаковский, Д.П.Неустроев, Т.ДягилевК Октябрьской революции 1917 года сорокалетний Кулаковский отнёсся весьма сдержанно. И хотя в составе нового правительства Якутии были бывшие ученики А.Е.Кулаковского – Аммосов, Барахов, Аржаков и др., он оказался единственным из известных якутских общественных деятелей, кто не вступил в ряды ни социал-демократов, социал-революционеров, ни федералистов, ни тем более большевиков ⦋Кулаковская⦌. Семейная жизньАлексей Елисеевич был женат два раза. Первая жена – Анастасия Егоровна Оросина, вторая – Евдокия Ивановна Лыскова. Исследователь и путешественникПоэт провел всю жизнь в странствиях, в поисках народного слова, в гуще исторических событий и катаклизмов. Известно, что А.Е.Кулаковский был неутомимым исследователем и путешественником. В своих экспедициях за 1900-1924 гг. он пешком прошел 500 верст, проехал на оленях 17640, на лошадях - 48220, на плотах, плотках и на пароходе – 288700, по железной дороге – 13 100, всего 108160 верст. Это равноценно двум кругосветным путешествиям. ⦋Степанов⦌. Опора на уникальные традиции, богатейший фольклор этноса помогли Кулаковскому создать золотой фонд якутского литературного языка. Творчество А.Е.Кулаковского вобрало гибкость и красочность фольклорного языка и заложило фундамент письменной литературы народа саха. Даниловское кладбищеВ конце 1925 г. Алексей Елисеевич был избран делегатом Первого съезда тюркологов в Баку. Выехав последним пароходом в начале октября, он только 27 декабря 1925 г. прибыл в Москву. Дальняя дорога в течение почти трёх месяцев без средств к существованию вызвала обострение язвы желудка. Рядом с ним находился А.И.Софронов. По настоянию работников постпредства Якутии в Москве А.Е.Кулаковский поступил во 2-ю Московскую университетскую больницу и после трех сложных операций умер 6 июня 1926 года. Поэт был похоронен в Москве на Даниловском кладбище. В июне 1992 года на Даниловском кладбище в Москве по решению Правительства Республики Саха(Якутия) был установлен надгробный памятник работы скульптора Петра Захарова и архитектора И.Андросова. Условная периодизация литературного наследия по Н.Н.Тобурокову и Л.Р.Кулаковской:Первый период(до 1926): характеризуется тем, что творчеству Кулаковского давали высокую оценку как в кругах якутской интеллигенции, так и в областных административных органах.Второй период(1926-1937): в силу исторических обстоятельств связан с пролетарской классовой ориентацией литературной критики.Третий период(1938-1943) начинается с политических репрессий и заканчивается 1943 годом, когда во время диктата партийной идеологии молодой учёный Г.П.Башарин совершает беспрецедентный по мужеству поступок- реабилитирует дореволюционных писателей.Четвертый период(1944-1950) связан с положительным отношением к наследию поэта, определено место А.Е.Кулаковского как основоположника якутской культуры; в 1946 году общественность республики широко отметила 20-летие со дня смерти поэта.Пятый период (1951-1956) отмечен противостоянием литературоведов и историков, положительно или отрицательно оценивающих наследие Кулаковского. В 1951 году Кулаковский был объявлен «буржуазным националистом», объявлен врагом советской власти. В 1952 году выходит в свет книга Г.П.Башарина «Три якутских реалиста-просветителя». Происходит политический и моральный террор против автора книги и других деятелей науки и культуры, поддерживающих учёного.Шестой период (1956-1989) связан с разоблачением на XX съезде КПСС культа личности И.В.Сталина в СССР. Постановление бюро обкома КПСС от 16 февраля 1962 года определило ориентиры и границы для дальнейших исследований творчества дореволюционных писателей Кулаковского, Софронова, Неустроева. В ноябре 1962 года в республике отмечали 85-летие со дня рождения основоположника якутской литературы.Седьмой период( 1989 по настоящее время) официальное признание действительной роли и места А.Е.Кулаковского в культурной и духовной жизни народа. «Сон шамана»Шаман – один из концептуальных образов в творчестве основоположника якутской литературы. Известно, что в роду Кулаковских был якутский жрец небывалого пророческого духа по имени Кээрэкээн.Алексей Елисеевич Кулаковский занимался исследованием белого и черного шаманизма у якутов. Произведение «Сон шамана», по утверждению специалистов, является программным для творчества поэта. Философская поэма-пророчество изложена в форме монолога. Обращённого к зрителям- слушателям. В силу того, что автор говорит от имени шамана, в стихах используется много имён якутских божеств, мифологические образы, связанные с традиционной картиной мира. Автор создал национальное эпическое произведение на основе самобытных принципов мировоззрения и философии народа саха как носителя части мировой цивилизации. Драматизм повествования заключается в размышлении о судьбе якутов, перед которыми жизнь ставит нелегкую проблему выживания в условиях современной цивилизации ⦋Бурцев и др.⦌. «Вилюйский танец»Произведения А.Е.Кулаковского стали первыми образцами и в то же время вершиной самобытной национальной литературы, выросшей из из самой сердцевины устного народного творчества. Их отличает традиционно-фольклорная форма ⦋Максимова⦌. «Среди произведений, созданных А.Е.Кулаковским, «Вилюйский танец» занимает особое место как проявление в его поэзии форм хорического синкретизма. Умелое сочетание ритмика танца и мелодии слова в его творчестве представлено только данным произведением» ⦋Кулаковская⦌. «Певец»Стихотворение «Певец» посвящено классической теме в мировой поэзии- вопросу о назначении поэта, творца. Кулаковский понимает особую миссию певца-поэта как некоего «пророка», предназначение которого заключалось в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Он считает, что творческий дар имеет божественную природу, не случайно в стихотворении упоминаются якутские божества: Иэйэхсит, Айыысыт, Чыныс-хаан и Одун-хаан. Назначение певца он видит в том, чтобы «очищать души» людей, освобождать их от «черных дум», творить мир и добро. Письмо «Якутской интеллигенции»Письмо «Якутской интеллигенции» А.Е.Кулаковского – важный этап в развитии мировоззрения национальной интеллигенции Якутии. Смелая постановка глобальных проблем, масштабность мышления характеризует послание. Через все письмо красной нитью проходит мысль о том, что якуты будут обречены на вымирание, если не достигнут современного уровня культуры, не приобщатся к достижениям цивилизации. МанчарыАлексей Кулаковский в течение многих лет собирал предания, воссоздающие легендарный образ реальной исторической личности второй четверти 19 века Василия Фёдоровича Слободчикова из Нерюктяйского наслега Восточно-Кангаласского улуса, известного в народе под именем Манчары. Материалы впервые вышли отдельной книгой в 1945 году. До этого издания они распространялись в рукописном виде и послужили основой А.И.Софронову для создания драмы «Манчары». В примечаниях Софронов написал о том, что драма создана по материалам Кулаковского ⦋Кулаковская⦌. «Заклинание Байаная»Основоположник якутской литературы широко применял фольклорно-этнографический материал в поэтическом творчестве. В его произведении «Заклинание Байаная» фигурирует образ духа-покровителя охоты. Произведение проникнуто пафосом добра, любви к родной природе. Главный герой – охотник-заклинатель почитает духов-покровителей, но в то же время позволяет себе несколько фамильярное отношение к ним, называя духа тайги Байаная «тойон эhэм» и обращаясь к его многочисленным братьям «тойон убайдарым». Сам Байанай тоже отличается весёлым нравом. Охотник напоминает, что наступает долгожданное благодатное время, когда лес полон зверей. Затем заклинает духов-покровителей не обделять его охотничьей удачей и преподносит им скромные дары: масло, сбитое из молока «зрелой коровы», и сливки, приготовленные из молока «молодой коровы». В заключении герой бросает вверх гадальную ложку и произносит ритуальное «Тускуо». «Песня столетней старухи»« Золотую коновязь поставив,Дом – полную чашу радушием наполнив,Неугасимый, священный огонь величаво раздув;Круторогих направляя,Длинногривых погоняя,Густошерстых собирая;Горластыми сыновьями одарённая,Голосистыми дочерьми наделённая,Добрыми соседями окружённая;Что сказано мною – какПривет принимаясь,Что говорилось мною –В ста превращаясь,Что я поручала –За счастье почитаясь…»А.Е.Кулаковский «Песня столетней старухи» Перевод П.СлепцоваВ приведённом отрывке из стихотворения «Песня столетней старухи» описывается идеал якутской женщины-хозяйки. Поэтические формулы, основанные на лучших традициях старинного фольклора, метко и красочно отражают представления народа о хранительнице очага. Родственники и потомкиРодственниками, потомками А.Е.Кулаковского являются такие крупные фигуры в якутской литературе, как А.И.Софронов, народные писатели Д.К.Сивцев - Суорун Омоллоон, Н.Е.Мординов_- Амма Аччыгыйа, поэт Леонид Попов⦋Кулаковская⦌.