Программа кружка Творческая мастерская


Содержание
Пояснительная записка
Содержание разделов и тем
Первый год обучения
Тематическое планирование
Календарно-тематический план
Первый год обучения
Содержание разделов и тем
Второй год обучения
Тематическое планирование
Второй год обучения
Календарно-тематический план
Второй год обучения
Условия реализации программы
Список литературы
Терминологический словарь
1. Пояснительная записка
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера .Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.
Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое  и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.     Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это самые распространенные виды декоративно – прикладного  искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно - прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены
Курс кружка «Творческая мастерская» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Рабочая программа рассчитана для обучающихся начальной школы. Занятия проводятся в 1 классе 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год и во 2 классе 1 час в неделю, что составляет 34 часа.
Основные цели работы:
всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
создание условий для самореализации ученика в творчестве;
формирование практических трудовых навыков;
развитие индивидуальных творческих способностей.
Задачи:

развитие:
творчества;
сенсорики, мелкой моторики рук;
пространственного воображения;
технического и логического мышления, глазомера;
способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
овладение:
начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
опытом практической деятельности по созданию поделок;
способами планирования и организации досуговой деятельности;
навыками творческого сотрудничества.
воспитание:
уважительного отношения к результатам труда;
интереса к творческой и досуговой деятельности;
практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.
Ожидаемые результаты:
Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.
Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества - как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение своих умений и навыков.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке «Творческая мастерская»
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
2. Содержание разделов и тем
Первый год обучения
Вводное занятие.
Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.
Работа с бумагой и картоном.
Изготовление закладки по образцу.
Знакомство с оригами.
Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображенийовощей, фруктов, листьев.
Изготовление аппликаций по образцу.
Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).
Изготовление настольных игрушек (но образцу).
Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
Изготовление карнавальных масок.
Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Работа с тканью.
Знакомство с видами швов («вперед иголка», «через край»).
Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
Знакомство и шитье мягкой игрушки.
Работа с бросовым материалом.
Конструирование кормушки.
Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
Игрушки из пластмассовых бутылок, банок,
Работа с пластилином.
Лепка людей, животных, овощей (по образцу).
Пластилиновая аппликация на картоне «Полет на Луну» (по образцу).
Лепка по замыслу детей.
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Проведение итогового контроля.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин; название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, игла, напёрсток; правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками «вперед иголка».
3. Тематическое планирование
1 год обучения

п/п Тема Всего часов
1 Вводное занятие 1
2 Работа с бумагой и картоном. 18
3 Работа с тканью. 3
4 Работа с бросовым материалом 3
5 Работа с пластилином 3
6 Работа с природным материалом 4
7 Итоговое занятие 1
  Итого 33
4. Календарно-тематический план
Первый год обучения
№ Название тем Количество часов Запланировано по плану Фактически проведено
1. Вводный урок 1ч. Оригами 2 ч. 2. Лебединая семейка 1 ч. 3. Весёлые попугайчики 1 ч. Аппликация из природного материала 3ч. 3 ч. 4. Осенний букет (презентация) 1 ч. 5. В осеннем лесу (презентация) 1 ч. 6. Пернатые гости (презентация) 1 ч. Работа с бумагой и картоном 5ч. 5 ч. 7. Сказочный лягушонок 1 ч. 8. Изготовление закладки 1 ч. 9. Богатый урожай (аппликация) (презентация) 1 ч. 10 Цветочный хоровод (аппликация) (презентация) 1 ч. 11. Весёлые человечки 1 ч. Работа с бросовым материалом 2 ч. 2 ч. 12. Самолёт (из пластиковой бутылки) 1 ч. 13. Игрушка из прямоугольных коробок 1 ч. Работа с бумагой и картоном 3ч. 3 ч. 14. Открытка для Деда Мороза (презентация) 1 ч. 15. Новогодняя игрушка 1 ч. 16. Новогодняя гирлянда 1 ч. Работа с тканью 2ч. 2 ч. 17. Аппликация из ткани 1 ч. 18. Сумочка для сотового телефона 1 ч. Работа с бросовым материалом 1 ч. 1 ч. 19. Кормушка для птиц (презентация) 1 ч. Аппликация из природного материала 1ч. 1 ч. 20. Аппликация из семян 1 ч. Работа с бумагой и картоном 4 ч. 21. Зима в лесу (аппликация) (презентация) 1 ч. 22. Подарок для папы 1 ч. 23. Полёт на Марс (аппликация) (презентация) 1 ч. 24. Цветы для мамы 1 ч. Работа из пластилина 4 ч. 25. Животные леса (презентация) 1 ч. 26. Овощи и фрукты (презентация) 1 ч. 27. Аппликация 1 ч. Работа с тканью 1 ч. 28. Салфетка с бахромой 1 ч. Работа с бумагой и картоном 5 ч. 29. Весёлые зверюшки (зайка) 1 ч. 30. Весёлые зверюшки (мышонок) 1 ч. 31. Открытка для деда 1 ч. 32. Японский журавлик 1 ч. 33. Красивый букет (аппликация) 1 ч. 5. Содержание разделов и тем
Второй год обучения
Вводное занятие.
Проведение входного контроля.
Правила по технике безопасности.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Работа с бумагой и картоном.
Закладка с использованием вышивки.
Изготовление гофрированных фонариков (фонарик-веер, китайский фонарик).
Изготовление записной книжки (жесткий сплошной переплет).
Игрушки небывальщины (работа по замыслу).
Изготовление аппликации «Осенний лес».
Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).
Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.
Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
Изготовление карнавальных масок.
Изготовление поздравительных открыток (по замыслу).
Вырезание снежинок.
Работа с тканью, мехом.
Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций).
Изготовление грелки на чайник.
Шитье мягкой игрушки.
Изготовление сувениров.
Работа с природным материалом.
Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.
Изготовление композиций из засушенных листьев.
Изготовление животных из шишек.
Составление композиции (коллективная работа).
Работа но замыслу детей.
Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).
Художественное творчество.
Лепка людей, животных.
Пластилиновая аппликация на картоне «Мир вокруг нас», «Волшебная страна».
Лепка-игра.
Работа с бросовым материалом.
Умение передать в своём рисунке настроение.
Использовать различную технику нанесения мазков.
Использование в работе гуаши, акварели, цветных карандашей и фломастеров.
Итоговое занятие.
Подведение итогов.
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу; правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
6. Тематическое планирование
Второй год обучения

п/п Тема Всего часов
1 Вводное занятие 1
2 Работа с бумагой и картоном. 16
3 Работа с тканью, мехом 5
4 Работа с природным материалом 5
5 Работа с пластилином 3
6 Работа с бросовым материалом 3
7 Итоговое занятие 1
  Итого 34
7. Календарно-тематический план
Второй год обучения
№ Название тем Количество часов Запланировано по плану Фактически проведено
1. Вводный урок 1 ч. Оригами 2ч. 2 ч. 2. Весёлые человечки 1 ч. 3. Осенью в лесу (презентация) 1 ч. Аппликация из природного материала 4ч. 4 ч. 4. Экскурсия на природу 1 ч. 5. Изготовление композиции из засушенных листьев 1 ч. 6. Работа по замыслу детей 1 ч. 7. Изготовление животных из шишек 1 ч. Работа с бумагой и картоном 4ч. 4 ч. 8. Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков 1 ч. 9. Изготовление аппликации «Осенний лес» 1 ч. 10 Игрушки небывальщины (работа по замыслу). 1 ч. 11. Игрушки небывальщины (работа по замыслу). 1 ч. Работа с бросовым материалом 2 ч. 2 ч. 12. Ваза с цветами (из пластиковой бутылки) 1 ч. 13. Игрушка из прямоугольных коробок 1 ч. Работа с бумагой и картоном 3ч. 3 ч. 14. Вырезание снежинок (презентация) 1 ч. 15. Новогодняя игрушка 1 ч. 16. Изготовление карнавальной маски 1 ч. Работа с тканью 2ч. 2 ч. 17. Шитье мягкой игрушки1 ч. 18. Шитье мягкой игрушки1 ч. Работа с бросовым материалом 1 ч. 1 ч. 19. Кормушка для птиц (презентация) 1 ч. Аппликация из природного материала 1ч. 1 ч. 20. Мозаика из семян Работа с бумагой и картоном 4ч. 4 ч. 21. Зима в лесу (аппликация)
(презентация) 1 ч. 22. Подарок для папы (презентация) 1 ч. 23. Закладка с использованием вышивки 1 ч. 24. Подарок для мамы (презентация) 1 ч. Художественное творчество 3 ч. 3 ч. 25. Летом в лесу (презентация) 1 ч. 26. На реке (презентация) 1 ч. 27. Первые цветы (презентация) 1 ч. Работа с тканью 3ч. 28. Грелка на чайник 1 ч. 29. Грелка на чайник 1 ч. 30. Шитьё мягкой игрушки 1 ч. Работа с бумагой и картоном 3 ч. 3 ч. 31. Открытка к празднику Победы 1 ч. 32. Изготовление записной книжки 1 ч. 33. Красивые бабочки (аппликация) 1 ч. 34. Итоговое занятие. 1 ч. 8. Условия реализации программы
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению, трафареты букв. Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.9. Список литературы
Агапова И., Давыдова М. «Школа рукоделия: мягкая игрушка» - М., 2007
Н.С.Ворончихин «Сделай сам из бумаги»
Т.М. Геронимус «Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации». 1997г.
Т.М. Геронимус «Работаем с удовольствием» 1998г.
С.И.Гудилина «Чудеса своими руками»
А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах»
М.А.Гусакова «Аппликация»
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками»
С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова «Капитошка дает уроки»
Н.Докучаева «Сказки из даров природы»
Т.Еременко, Л.Лебедева «Стежок за стежком»
Т.И. Еременко «Рукоделие»
М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных «Рукоделие для детей»
Н.М.Конышева «Чудесная мастерская»
Н.М.Конышева «Наш рукотворный мир»
Н.М.Конышева «Умелые руки»
Н.М.Конышева «Секреты мастеров»
С.В.Кочетова «Игрушки для всех»(Мягкая игрушка).
В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева «Трудовое обучение в сельских школах»
О.С.Молотобарова «Кружок изготовления игрушек-сувениров»
М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры»
Терминологический словарь
Акварель - художественные краски, легко разводимые водой. 
Аппликация -  способ создания рисунка, орнамента посредством нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т.п.кусочков ткани, бумаги и т.п.другого цвета или другой выделки. 
Гирлянда - сплетенные в виде цепи цветы, ветви и т.п., предназначенные обычно для украшения чего-либо.
Грелка - прибор для согревания, обогревания. 
Гуашь - краска, растертая на воде с клеем и примесью белил, дающая непрозрачный слой. 
Закладка - полоска бумаги, лента и т.п., вкладываемая в книгу, чтобы отметить нужную страницу. 
Композиция - строение, соотношение и взаимное расположение частей.
Марионетка - разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.
Мозаика - узор из скрепленных друг с другом кусочков.
Напёрсток - металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой.
Сувенир - подарок на память.
Фломастер - принадлежность для письма, рисования - держатель с пористым стержнем, пропитанным красителем.
Шаблон - пластина с профилем, контуром предмета или иное приспособление, являющееся образцом при изготовлении изделий.
Фотографии готовых поделок