Занятие по курсу Учусь создавать проект 3 класс


Внеурочное занятие по курсу «Учусь создавать проект»
Тема учебного занятия: Предположение. Гипотеза. Решение задач.
Тип урока: УОНЗ
Оборудование урока: компьютеры у учителя, презентация у учителя, рабочие тетради у учащихся Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект» 3 класс. Часть 1, стр.32-36, памятки для детей, иллюстрации с изображением предметов, карточки.
Цель урока: создать условия для формирования умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий.
Планируемый результат
Предметные: формировать позитивное отношение к проектно-исследовательской деятельности, овладение учебными действиями с языковыми единицами проектной технологии и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на занятии и следовать им. (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. (Познавательные УУД).
Технологии урока: ИКТ, системно-деятельностный подход, игровые, здоровьесберегающие, контрольно-оценивающая деятельность.
Структура и ход занятия
Этап урока
задачи Деятельность учителя. Деятельность
обучающихся
1. Мотивация
к учебной деятельности
Развивать познавательную активность
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднения в пробном учебном действии.
Подготовить учащихся к открытию нового знания.
3. Выявление места и причины затруднения.
Способствовать развитию умения наблюдать, обобщать, делать выводы.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Сформулировать тему и поставить цель урока, разработать план учебных действий.
5. Реализация построенного проекта.
Обсуждение вариантов и выбор оптимального способа действий.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Формировать навык применения изученных способов действий.
8.Самостоятельная работа
с проверкой
по эталону.
Формировать действия самоконтроля.
9. Включение нового знания в систему знаний.
10. Рефлексия.
- Девизом занятия сегодня будут слова, которые написаны на слайде.
- Прочтите высказывание.
! ихепсу еишьлоб ястюаничан ичаду йокьнелам С- Смогли вы сразу прочитать? С чем столкнулись? (проблемой) С какой?
- Поделитесь, пожалуйста, своими рассуждениями.
- Как только возникает проблема, мы начинаем высказывать самые разные предположения по поводу того, что видим, слышим, чувствуем. В результате попыток поиска ответов на собственные вопросы рождаются ГИПОТЕЗЫ.
- Итак, ребята, попробуйте определить тему нашего занятия. (Карточку ГИПОТЕЗА на доску)
- Все слушали меня внимательно, ответьте, как вы понимаете слово ГИПОТЕЗА?
- Для тех, кто сомневается на парте в помощь Советы Дельфина.
- Наклейте карточку в печатную тетрадь. С 9
Приём «Провокация»
- Ребята, на каждом уроке мы ставим цель: чему должны научиться.
- Но сегодня я предлагаю не ставить цели нашей деятельности, т.к. это сделали уже ребята с другого класса.
- Согласны?
- Раз моё предложение вас не устроило, тогда определите для себя цель занятия.
- Вспомните, что такое цель. (Цель - это твоё стремление, то, что надо, желательно осуществить, решить)
Дети: учиться высказывать предположения, на возникшие проблемные вопросы, выдвигать гипотезы.
- В этом нам помогут занимательные упражнения и работа с текстом.
- Приступим.
А) Упражнение на обстоятельства
Рассмотрите картинки.
-При каких условиях предметы будут очень полезны?
- Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезны два или более из этих предметов?
- При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Б) Найдите возможные причину данного события. «Медведь зимой не заснул, а бродит по лесу».
- Ребята, скажите, знаете ли вы причину этого события?
- Запомните, делая предположения, мы используем следующие слова
-Назовите 2- 3 самых логичных, правдоподобных предположения.
- Придумайте 2 самых фантастических, неправдоподобных объяснения.
ПЕРЕМЕНА. Игры со спичками (по группам).
- Переложите 2 спички так, чтобы корова смотрела в другую сторону.
В) Работа с текстом (с.9)
- К нам пришло письмо от двух братьев, Тиграна и Георгия – братьев близнецов. Их часто путают. Вот они и решили исследовать, одинаковы ли их вкусы в отношении еды.
- Познакомимся с текстом из проекта двух братьев.
- В чём заключается ваше задание? (Должны написать несколько задач для данного проекта).
- Прочтите сначала совет Мудрого Дельфина.
(задача проекта – это выбор путей и средств для достижения цели)
- Как вы думаете, пригодится ли вам умение предполагать, выдвигать гипотезы в учебной деятельности?
- Да, для поисков ответов, решений, чтобы размышлять, задавать вопросы.
- Если вы довольны своей работой на уроке, считаете, что занятие прошло с пользой, поднимите зелёный фонарик, если
- Молодцы! Хорошо потрудились! Поаплодируем себе.
- В качестве подарка от Мудрого Дельфина тест
Включаются в деловой ритм внеурочного занятия.
Уч-ся пытаются прочитать, обозначают проблему. Высказывают свои предположения о том, как найти выход из проблемной ситуации.
Определяют, в каком порядке нужно прочитать, чтобы получилось высказывание.
С малой удачи начинаются большие успехи!
Определяют тему занятия
Учащиеся предлагают варианты.
Карточка-словарик в
печатную тетрадь вклеить.
Учащиеся не соглашаются, объясняя, тем, что чужая цель – это чужой результат. Если мы не определим для цель учебной деятельности, мы не сможем увидеть результат своей деятельности. Да и к чему тогда стремиться?
Учащиеся выполняют работу

Тренировка способности и в помощь вырабатывать гипотезы и провокационные идеи
Высказывают своё мнение (Нет)
Повторяют:
- может быть;
- предположим;
- допустим;
- возможно;
- что, если…
Для решения этой головомойки вам понадобятся спички ( у нас полоски картона)
Работают в печатной тетради с. 9
Работа с инструкцией.
Самооценка учебного действия.
1.Делая предположения, используй слова:
1. требуем, чтобы…;
2. предположим;
3. очень хотим, чтобы…;
2.Если не знаешь ответа на вопрос:
1. признайся, что у тебя недостаточно информации;
2. не признавайся, что у тебя недостаточно информации; 3. начинай сочинять ответ