Урок литературного чтения Старик-годовик (2 класс)


Тема: В.Даль «Старик-годовик»
Цели: 1)формирование умения понимать текст на примере сказки-загадки В.Даля «Старик-годовик»
2) формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В.Даля «Старик-годовик»;
3) совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения;
4) учить сравнивать, обобщать, делать выводы,
5) развивать фантазию, воображение;
воспитывать  чуткое отношение к красоте родной природы.
Планируемые результаты:
Предметные: относят произведение к одному из жанров :сказка, загадка; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами; отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать; воспринимают речь учителя.
Метапредметные:
Регулятивные: планируют решение учебной задачи, учатся высказывать свои предположения.
Познавательные: общеучебные - извлекают информацию из текста и иллюстраций, находят ответы на вопросы; логические – осуществляют сравнение, делают выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной речи; вступают в беседу на уроке, слушают и понимают речь других.Оборудование: карточки с загадками и сказками, учебник «Литературное чтение» В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова.
Мультимедийное приложение: презентация
ХОД УРОКА
I. Организационный момент 
II. Подготовка к восприятию. Сообщение цели урока. 
1) Задание:
У вас на столе лежат четыре карточки. Договоритесь между собой кто будет читать тексты, прочитайте их  внимательно и разбейте  тексты на две группы. Но для начала я повторю вам правила работы в группе: уважай мнение каждого, соблюдай дисциплину, готов ответить подними руку.
Дайте названия каждой группе текстов. Почему вы их так разделили? По каким признакам? (На работу 4 минуты.)
На какие группы вы разбили тексты?  (Сказки и загадки)
Давайте вспомним признаки сказки и загадки.
3) А может ли быть такое, что произведение  одновременно является и сказкой и загадкой? (Обсуждают в группах)
Ваши предположения.
Нам предстоит раскрыть этот литературный секрет. Будьте внимательны, за каждый правильный ответ группа будет получать жетоны.
Прочитайте название (слайд 1)
Подумайте, о чем будет это произведение?
4) Биография В.Даля (слайд 2)
В. Даль – русский писатель
1 том «Толкового словаря живого великорусского языка»
– опубликовал уникальный сборник «Пословицы русского народа». - появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны В.Далем.
В. Даль (1801-1872)
III.  Работа по новой теме
Я сейчас прочитаю произведение, а вы внимательно послушайте.
1) Чтение произведения учителем.
–Какова тема произведения? О чем это произведение?– Кто главный герой этого произведения?– Подтвердились ли ваши предположения?
ФизминуткаМы - листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул ветер - полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
 2)  Чтение по абзацам учениками. 3 слайд
Учитель: Разгадаем каждую деталь, упомянутую в этом тексте. Прочитайте первый абзац и разгадайте его секрет.– Какая тайна спряталась в тексте?  (Каждая птица – это один из зимних месяцев.) – Назовите зимние месяцы по порядку. 4 слайд– Как догадались, что речь идет о зиме?  («Повеял холод, мороз»)– Эту тайну, которую мы разгадали, можем назвать загадкой? Почему?
Давайте, тогда дальше эту тайну называть загадкой. 5 слайд
Прочитайте второй абзац и разгадайте его секрет.
–  А какую загадку спрятал старик годовик во 2 абзаце? (О весенних месяцах)–  Найдите в тексте признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы»)–  Перечислите названия весенних месяцев. 6 слайд–  Это вторая загадка которую мы разгадали. 7 слайд
– Прочитайте третий абзац и разгадайте его секрет.
– Что раскрывает третий абзац? (летние месяца)– Докажите словами текста, что говорится о летних месяцах.(«Стало жарко, душно, знойно.  Крестьяне стали рожь жать»)Что значит рожь жать? Давайте обратимся к толковому словарю Даля.–  Назовите по порядку летние месяцы. 8 слайд–  Это третья загадка которую мы разгадали. 9 слайд
– Прочитайте четвертый абзац и разгадайте его секрет.–  Назовите признаки осени. («Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.»)– Перечислите по порядку осенние месяцы. 10 слайд– Это четвертая загадка, которую мы отгадали. 11 слайд
– Прочитайте последний абзац. –  Что имел ввиду автор, описывая птицу? («Четыре крыла у каждой птицы – это четыре недели; в каждом  крыле по семь перьев – это дни недели;  белая половина крыла – день, черная – ночь.) 12 слайд–  Перечислите названия дней недели.
Кто же такой старик годовик? –  Итак, мы отгадали пятую загадку. Какие элементы признаки сказки вы увидели в этом произведении?  
IV. Итог урока
– Нашли мы ответ на вопрос «Может ли произведение одновременно быть сказкой и загадкой? Почему?».
V. Рефлексия
Мы с вами представляли, каким будет старик годовик, а давайте его украсим, теми жетонами, которые вы получили. 13 слайд
Учитель:  У каждого человека есть свое любимое время года. А может два времени года любимых, а возможно и все четыре времени года.– А какое любимое время года у вас ребята.Домашнее задание.– А теперь послушайте домашнее задание.
– Нарисуйте на альбомных листочках свое любимое время года и напишите сказку о нем.