Урок литературы с использованием метода Шести шляп


«Онегин, добрый мой приятель…»
Краткая аннотация.
В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами. Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта. Метод признаёт значимость всех компонентов- эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.
Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» может быть использован на уроке любой предметной области. Использование данного метода на уроке литературы развивает у обучающихся способность структурировать информацию, в «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление. В основе этого метода лежит идея параллельного мышления.
Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные
точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник.

Цель урока: используя метод шести шляп Эдварда де Боно обобщить и систематизировать материал по образу Евгения Онегина – заглавного героя романа в стихах А.С. Пушкина
Задачи:
Образовательные:
сформировать у учащихся представление о герое пушкинского произведения.
Развивающие:
развивать навыки целостного анализа художественного произведения; умение сопоставлять текстуально изученные произведения, их проблематику и героев,
умения выделять главное, существенное;
развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герой; формировать умение обобщать материал и делать выводы;
грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой диалогической речи.
Воспитательные:
воспитывать интерес к литературе как виду искусства и учебному предмету;
воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям;
подвести учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.
формировать коммуникативные умения в процессе работы в группе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методика урока: слово учителя, работа со справочной и литературоведческой литературой, аналитическая беседа, текстуальный анализ отдельных сцен, комментированное чтение, выразительное чтение учащихся, работа по индивидуальным заданиям, работа над тезисами, работа с черновыми рукописями.
Педагогическая технология: «обучение в сотрудничестве»
Средства обучения: презентация, художественный текст
У. Теккерей)
“Жизнь есть театр, и люди в ней актеры”И кто сказал: Учитель не актер?Актеры, сценаристы, режиссеры…Наш с вами, сударь, беспредметен спор.Звенит звонок, терзая трелью нервы.Один – не три: последний – он же первый,И опоздавшие появятся… на сцене,С беспечностью срывая представленье.Звенит звонок сомнений и тревог –Маэстро – выход! Да хранит нас Бог!
ПРИТЧА
В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.
Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.
Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.
Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…
-Как вы думаете, что решили сделать братья?
Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода Эдварда де Боно.
Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп.
Братья в белой шляпе будут искать в тексте романа в стихах «Евгений Онегин» только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть
Братья в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на образ Онегина только с позиции оптимиста. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, размышляем над перспективой образа Евгения Онегина. И даже если поступки этого заглавного героя, на первый взгляд, не сулят ничего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону его поведения и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.
Братья в чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации на существенные и мнимые недостатки. Включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.
Братья в красной шляпе – проанализируют образ Евгения Онегина с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при чтении романа в стихах.Это – эмоциональная шляпа, шляпа чувств и интуиции. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами жизни рассматриваемого образа. С каким именно поступком связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление, страх, негодование, восхищение, и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими
Братья в зелёной шляпе попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи. Это – творческое мышление, это инновации и креативность, это то новое, что привнёс в литературу гениальный поэт. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Пушкин описал поведение и уклад жизни Евгения Онегина более детально, описал его чувства и мысли, восприятие поступков Онегина было бы иным?». Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу
Братья в синей шляпе – это дирижёры оркестра. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.
Белая шляпа:
Молодой дворянин Евгений Онегин ведёт жизнь, полную светских забав и любовных приключений. Каждый день он получает по нескольку приглашений на вечер, едет гулять на бульвар, затем обедает у ресторатора, а оттуда отправляется в театр.
После смерти отца, жившего долгами и в конце концов разорившегося, Онегин, не желая заниматься тяжбами, отдаёт фамильное состояние заимодавцам. Он надеется унаследовать имущество своего дяди. И действительно, приехав к родственнику, Евгений узнаёт, что тот умер, оставив племяннику имение, заводы, леса и земли. Евгений поселяется в деревне. Сначала новое положение его развлекает, но скоро он убеждается, что и здесь так же скучно, как и в Петербурге.
В это время в соседнее поместье возвращается из Германии Владимир Ленский. Его душа ещё не испорчена светом, он верит в любовь, славу, высшую и загадочную цель жизни. Совсем разные люди, Ленский и Онегин, тем не менее, сходятся и часто проводят время вместе. В один из вечеров Ленский собирается в гости к Лариным, Онегин отправляется с ним. На обратном пути Онегин откровенно делится своими впечатлениями: Ольга, по его мнению, заурядна; на месте юного поэта, влюблённого в неё, он выбрал бы скорее старшую сестру. Татьяна влюбляется в Онегина и пишет ему любовное письмо. Искренность и простота письма Татьяны трогают Онегина. Не желая обманывать доверчивую Таню, Евгений обращается к ней с «исповедью»
В день именин Татьяны Онегин, разозлившись на Ленского, любезничает с Ольгой, постоянно танцует с ней. На следующее утро он получает от Ленского записку с вызовом на дуэль. Дуэль оканчивается смертью Ленского. После его гибели Ольга недолго плакала: полюбив улана, она обвенчалась, а вскоре и уехала с ним. Татьяна осталась одна. Мать уводит её в Москву, «на ярмарку невест»
Через два с лишним года в Петербурге на светском рауте появляется Онегин. Он влюбляется в Татьяну, ставшую неприступной и величавой «законодательницей» высшего света, и рассказывает ей о своих чувствах. Татьяна признаётся, что любит Онегина, но останется верной своему мужу . С этими словами она уходит. Евгений поражён. Внезапно появляется муж Татьяны
Чёрная:
Онегину чужда связь с национальным, родным. «Забав и роскоши дитя» Онегин получил типичную для того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров.
Театр для него лишь дань определенному ритуалу светской жизни, место, где, как иронически замечает Пушкин:
Каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать еenterchat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Монну вызвать (для того,
Чтоб только слышали его).
Онегина («почетного гражданина кулис») больше интересуют встречи и интрижки с очаровательными актрисами, чем сцена, искусство. Он глубоко равнодушен и к неподражаемой «блистательной» Истоминой, и к великолепным постановкам Дидло.
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился и зевнул.
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел.)
— Какой комментарий дает Пушкин к последней строчке?
(Выразительное примечание: Черта охлажденного чувства, достойная Чайльд Гарольда. Балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной…»)
— А каково отношение к искусству Е. Онегина? Как показывает это автор? (Лирические отступления во многом углубляли наше понимание недопустимой глухоты героя к прекрасному. Авторское неприятие равнодушия Онегина к искусству очевидно. Однако прямой оценки этого явления в романе нет. Зато есть необъятный по богатству мир театра. Показ его таинственного могущества позволяет читателю ощутить эстетическую и эмоциональную ущербность Онегина.)
В деревне вся его деятельность помещика - хозяина, попытавшегося заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил...
не приносит ему удовлетворения, да и его деятельность на этом ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им.
Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекали при отсутствии общественной деятельности на полное одиночество.
— Почему Онегин свел знакомство с Ленским и как Пушкин от носится к их дружбе?
(Говоря, что сходятся Онегин и Ленский от делать нечего Пушкин предупреждает читателя, подчеркивает непрочность этой дружбы.)
— В чем причина такого отношения автора? Как это характеризует Евгения?
(Онегин и Ленский — совершенно разные люди, но дело не только в этом. Онегину чувство дружбы не свойственно. Его правило – отчужденность. Ленский лишь временное «исключение».)
В черновой рукописи была строфа, где Евгений раскрывался как человек, более открытый добру и высоким понятиям. В беловой рукописи эти качества сужаются, в окончательном тексте (ХIV строфа II главы) почти исчезают.
Является ли Онегин жертвой общества и обстоятельств?
(Нет. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Однако, отказавшись от света, Онегин стал не деятелем, а созерцателем. Погоня за удовольствиями сменилась уединенными размышлениями.)
— Какие испытания проявляют в Онегине зависимость от светского общества?
(Испытание любовью и испытание дружбой показали, что внешняя свобода, не означает свободу от ложных предрассудков и мнений общества.)
— Как характеризует героя испытание дружбой?
(В испытании дружбой (ссоре и дуэли с Ленским) Онегин показал себя «мячиком предрассуждений» глухим к голосу своего сердца и к чувствам Ленского. Его поведение — обычная «светская злость», а дуэль — следствие боязни злоязычия Зарецкого, а конечном счете — общества.)
— Итак, в какой же ситуации оказался Онегин?
(Он стал пленником своего старого кумира — «общественного мненья».)
Жёлтая шляпа:
Итак, кто же такой Онегин?
(Онегин — типичный молодой петербургский щеголь. Он умен, довольно образован, он смутно чувствует, что так как принято в светском обществе, жить нельзя.)
— Каково окружение Онегина? Чем отличается герой от своего окружения?
(Кроме самого Пушкина, считающего Онегина своим добрым приятелем к друзьям принадлежит один из передовых, мыслящих людей — Каверин, а затем в романе появляется еще одно имя — Чаадаев, хотя с Кавериным герой встречается в модном ресторане, а на Чаадаева похож тем, что в своей одежде был педант и то, что мы назвали «франт».)
— Случаен ли круг знакомств Онегина, описываемый автором?
(Эти имена приведены неслучайно, это уже намек на более глубокие, чем у обычных петербургских франтов, запросы героя.)
— Чем Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи?
(Автор отмечает его «мечам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло привести Онегина к разочарованию жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, выразившееся в разрыве с обществом и отъезде в деревню.)
«Но труд упорный ему был тошен...»
Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них. И будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет связь с людьми.
— Каково внешнее окружение бесед Онегина с Ленским?
(Интерьер, которым Пушкин сопровождает беседы Онегина с Ленским (ХVII строфа 4-ой главы), постоянно указывает на состояние охлажденной, угасающей души Онегина, «едва» согретой присутствием юного поэта.)
— Каковы результаты этих бесед? В чем основное отличие Ленского от Онегина?
(Онегин убил... восемь лет жизни, но душа его все еще не мертва. Он не верит чувствам, хотя тоскует по ним. Поэтому общение с Ленским усиливает в Онегине потребность одушевления чувств. В юном Ленском «Онегину все было ново». От холодного Онегина Ленский отличен прежде всего тем, что «его душа была согрета», он не разочарован внешним миром.)
— Почему пылкие чувства Ленского вызывают у Онегина «невольный вздох сожаленья»?
(Перемены происходят и в Онегине, так как он, прежде бранивший Гомера, Феокрита, внимательно слушает отрывки «северных поэм Ленского. Это пусть очень робкое, но очевидное приближение к искусству. И оно возможно потому, что в Онегине пробуждается потребность чувствовать:
Но чаще занимали страсти
Умы пустынников моих.
Ушед от их мятежной власти,
Онегин говорил об них
С невольным вздохом сожаленья.)
— Как проявил себя Онегин в испытании любовью?
(Как благородный и душевно тонкий человек. Смог увидеть в Татьяне искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Но герой не послушался голоса своего сердца, а поступил рассудительно. «Резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам, подмеченные Автором, стали причиной драмы несостоявшейся любви.)
Ответ Онегина действительно благороден: он сумел не оскорбить первое чувство девушки. Евгений и начинает, и заканчивает свою речь похвальным словом, отмечая её ум, искренность, чистоту, доверчивость. Он подчёркивает, что ценит её и тронут её привязанностью, но в силу возраста не может разделить чувств Татьяны. В его ответе подчёркнуто, что «Напрасны ваши совершенства: \ Их вовсе недостоин я». Это очень важно, ведь «урок» Онегина мог быть более жестоким. Даже более того, Онегин оставляет маленькую надежду на то, что не всё потеряно: «Я вас люблю любовью брата \ И, может быть, ещё нежней». Онегин не исчерпывается книгами, которые он прочел. «Лорда Байрона портрет» и «столбик с куклою чугунной» (Наполеон), конечно, символы веры Онегина, но не боги, которым он поклоняется. Богов у Онегина вообще нет, он слишком скептичен для поклонения и слишком уважает самого себя, чтобы подчинить свою жизнь чужим правилам. Но Татьяна этого не поняла и разуверилась в любви и своем герое.
В то же время Онегин претерпевает новый этап в духовном развитии. Он преображается. В нем не остается ничего от прежнего холодного и рассудочного человека — он пылкий влюбленный. Он испытывает впервые настоящее чувство, но оно оборачивается для него драмой.
Через дневниковые записи Онегина Татьяна узнала его боль, раздумья о судьбе современного человека и была поражена остротой «озлобленного» ума, вынужденного жить в бездействии, в противоречивом сочетании добра и зла. Ей открылась душа человека, живущего напряженной жизнью, ищущего правды, истины.
Красная шляпа:
Значимость гибели Ленского подчеркивается и структурой произведения. 6-я глава оказывается кульминацией в общей композиции романа. Именно здесь совершается глубокий, драматический перелом в судьбах всех героев. Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился и которое было основой его жизни, оказалось «мнимым». И этим открытием Онегин «сражен». «Убив на поединке друга», он нарушил, по мысли Пушкина, нравственную природу вещей. Пушкин знал, что презирать — brafer — суд людей не трудно; презирать суд собственный невозможно. Невозмутимость Онегина (слово «хладнокровно» не раз повторяется в сцене дуэли) обернулась смертельным холодом ужаса перед происшедшим, перед собой:
Мгновенным холодом облитый,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его... напрасно:
Его уж нет.
В ХХХIV строфе Пушкин призывает нас, читателей, пережить этот ужас, чтобы почувствовать душевную смуту Онегина.
Герой не выдерживает и испытание любовью. В первых главах автор показывает, что любовь прошла мимо Онегина, потому что Евгений лишен самой способности любить. Его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских «истин», главная цель которых — обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле.
— Что привело героя к прежде недоступному миру чувств?
(Трагедия (убийство друга) и овладевшая «тоска сердечных угрызений»)
— Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?
— Что для Татьяны любовь Онегина?
(Любовь Онегина для нее «малость», «чувство мелкое», а в нем самом она видит только раба этого чувства. Вновь, как когда-то в деревне, Татьяна видит и «не узнает» подлинного Онегина.)
— В чем причина такого Онегина Татьяной?
(Ее ложное представление о нем порождено светом, тем «утеснительным саном», приемы которого, как заметил Автор, она «скоро приняла».)
Зелёная шляпа:
"Евгений Онегин"- это новаторское произведение, реалистический роман, созданный в эпоху главенства романтизма, но далекий от литературных шаблонов и романных клише. В романе своеобразное начало: новый для литературы того времени художественный прием: без всякого вступления, без единого предваряющего слова вводит поэт читателя в жизнь своего героя, а уже потом знакомит с ним, дружески, доверительно и просто.
Найдем с учениками и прочитаем «вступленье» к «Онегину» в конце седьмой главы и сделаем вывод: Пушкин иронизирует над одним из правил классицизма.
Основной принцип композиционной организации романа – это симметрия и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3-ей и 8-й главах: встреча-письмо-объяснение. При этом Татьяна и Онегин меняются местами. Параллельны же следующие ситуации: написание письма, ожидание ответа и объяснение.
Онегинская строфа
Его главные герои - это национально-исторические типы, которые изображены не однолинейно, а многопланово.
Онегин - представитель передовой дворянской интеллигенции, которую не устраивает консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя он так и не нашел.
Ленский уходит от быта, реальной действительности в атмосферу иллюзий, которые рушатся при столкновении с жизнью, и одна из причин краха - Онегин.
Татьяна - воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Ее трагедия в конфликте со средой своей семьи, ее ничтожными духовными запросами, она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви. Она жертва социальных условий, но не изменяет своему внутреннему миру, тогда как Онегин страдает, прежде всего, от собственной позиции нравственного отрицания. Татьяна - Пушкин впервыедаёт это имя главной героине, до этого Татьяны-простолюдинки
Важная особенность романа в том, что в нем раздвинуты границы личного конфликта, и в произведение входит русская жизнь во всех ее проявлениях. Фабулу романа можно уложить в рамки взаимоотношений четырех главных героев, а сюжет, благодаря наличию автора-повествователя, выходит за эти рамки.
Обычно роль автора ограничивается повествованием о событиях, происходящих в романе. Но Пушкин решительно отходит от этой традиции. Автор проявляется в романе двояко: и как герой романа, и как рассказчик.
Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин - не одно и то же.
Герой, от лица которого ведется повествование, - спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны.
Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью сюжета и обозначают границы романного, художественного времени.
В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии ценности человеческой личности. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни, это отношение к творчеству, таланту, способностям, отношение к Родине.
Автор является в романе и стержнем, и связующим звеном в картинах "энциклопедии русской жизни".
Образ автора — волшебное зеркало, которое фиксирует весь окружающий мир и солнечным зайчиком пускает его на страницы романа. Фламандские гастрономические пейзажи, фривольная игривость молодого повесы, акварельные картинки русской природы; петербургское, московское, провинциальное общество; горькие признания, грустные или, напротив, веселые советы — и еще много-много всего попадает в роман «Евгений Онегин». Так что роман уже не роман, а «энциклопедия русской жизни».
Образ автора создал тот жизненный водоворот, который был необходим для раскрытия и верного понимания заглавного образа — образа Евгения Онегина. Впрочем, выводы делать трудно: живое вещество романа плохо поддается расчленению. Единственное, что остается читателю, — удивляться, думать и вновь удивляться.
Так кто же такой Евгений Онегин? Он — человек — сложный, меняющийся, противоречивый. В недоумении те, кто ищет в нем однозначность литературного героя; разгадка — в живой человеческой неоднозначности Онегина. Такой герой, сложный, «суверенный», впервые введен в русскую литературу Пушкиным.
Онегин это особый человеческий тип — «лишний человек».
Финал «Евгения Онегина», как известно, открытый. Пушкин оставляет своего героя на перепутье, читатель не знает, что с ним произойдёт дальше. Как тонко заметил известный критик В.Г. Белинский, « мы думаем, что есть романы, в которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки»
«Евгений Онегин» стал итогом всего предшествующего пушкинского творчества. В нём был найден новый сюжет, новый жанр и новый герой. С одной стороны, Онегин характеризуется как светский человек, не обременённый службой и ведущий суетную, беззаботную жизнь, полную развлечений и «науки страсти нежной»»; с другой,- герой введён Пушкиным в своё близкое окружение (декабристы и близкие им дворяне).
Синяя шляпа:
Роман А. С. Пушкина — загадка. В нем все нетрадиционно: стихи вместо прозы, нединамичный сюжет, обилие лирических отступлений, пропущенные строфы. Сам авторский тон порой сбивает с толку: вручая нам «собранье пестрых глав», Пушкин говорит, что не желает исправлять противоречия. Завесу над тайной приоткрывает одно из писем поэта, в котором он определяет свое произведение как «болтовню» («Роман требует болтовни», — замечает он в этом письме). Пушкину хотелось создать легкий, жизнеподобный роман, не перегруженный морализаторством, не отяжеленный нарочитым драматизмом. «Евгений Онегин» — «свободный роман». Он адекватен жизни во всей ее сложности, противоречивости, изменчивости, поэтому и все образы романа, за исключением нарочито кукольных, лишены однозначной оценки. Они развиваются и меняются в пределах романа.
Образы автора и главного героя не являются исключением. На протяжении романа скучающий Онегин предстает то романтической загадкой светского Петербурга, то этаким русским Байроном в деревне, то милым собеседником и добрым приятелем, то вдруг страстно влюбленным человеком — почти поэтом. Взаимоотношения автора и героя, вписываясь в картину постоянной текучести, изменчивости романа, также развиваются и меняются. Поначалу в описании Онегина чувствуется тонкая авторская ирония, а значит, между Пушкиным и Онегиным — существенная дистанция, хотя первый склонен обобщать: «Мы все учились понемногу...» Автор подробно описывает воспитание, развлечения Онегина, но сам остается в тени, пока не наступает черед развернутого лирического отступления, называемого так, конечно, условно. Условно потому, что весь текст романа пестрит жизненно необходимыми «ненужностями». И тут мы вдоволь наслушаемся и про балеты, и про кулисы, и про женские ножки. Авторское «я» появляется в романе ошеломляюще неожиданно — и сразу уверенно заявляет о себе. Отныне, как это ни парадоксально, автор станет полноправным героем своего романа.
Итак, сюжет романа построен так, что герои словно выходят за его рамки. Они явно живут в двух сферах — авторском воображении и в реальной среде, где становятся знакомыми автора. Рядом с «романом героев» есть и «роман жизни», в котором действующие лица встречаются с автором, Пушкиным. И если «роман героев» кончается трагически, то «роман жизни» еще не завершен. Возникает художественная иллюзия, будто события в романе не вымышлены Пушкиным, а только подсмотрены в самой действительности. И это доказывает глубокую жизненность сюжета «Евгения Онегина».
Открытый финал.
Евгений Онегин — меняющийся герой. Он меняется от главы к главе, при этом внутри одной главы авторская точка зрения на Онегина тоже может меняться. Основной принцип в изображении меняющегося («живого», «незастывшего») героя — «принцип противоречия».
В начале первой главы — сатирическое изображение Онегина как типичного представителя светского общества. В конце 1 главы — элегическое изображение Онегина как романтического («байронического») героя, близкие самому автору:
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность»,
«томление» («Томила жизнь обоих нас»),
усталость от жизни («В обоих сердца жар угас») и др.)
Автор отдает себе отчет в противоречивости своего героя:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
Сам роман должен разъяснить почему Автор не хочет «исправить» противоречия героя.
Кто же такой Онегин? Этот вопрос поставила перед собой любящая его Татьяна. Первоначально она искала в нем героя «возвышенных» романов — или «ангела», или «демона» («Кто ты, мой ангел ли хранитель, // Или коварный искуситель?»). Уже после дуэли Татьяна вновь задается этим вопросом: «Созданье ада иль небес, // Сей ангел, сей надменный бес, // Что ж он?»
Пушкин не дает простого ответа на этот вопрос. Ангел или бес, положительный или отрицательный герой? Ни то, ни другое. Татьяна пытается разгадать Онегина по тем книгам, которые он читает, по его пометкам на полях этих книг — и догадывается: «Уж не пародия ли он?»
Однако, и эта догадка лишь отчасти верна. Когда в VIII главе те же оценки даны Онегину светским мнением, автор возражает: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем?» да, в Онегине есть «пародия»; да, его поведение во многом определяется сменой масок («Мельмота, космополита, патриота, Гарольда...»), но разгадка его в ином.
Так кто же он? Он — человек — сложный, меняющийся, противоречивый. В недоумении те, кто ищет в нем однозначность литературного героя; разгадка — в живой человеческой неоднозначности Онегина. Такой герой, сложный, «суверенный», впервые введен в русскую литературу Пушкиным.
Онегин это особый человеческий тип — «лишний человек». Определяя тот характер, который открывался Татьяне при чтении любимых онегинских книг, автор указывает на важнейшую черту своего героя: «С его озлобленным умом, // Кипящим в действии пустом». «Пустое действие» — вот ключ для понимания Онегина. Онегин, одаренный человек, один из лучших людей твоего времени, не сделал ничего, кроме зла, — убил друга, принес несчастье любящей его женщине: «Дожив без цели, без трудов // До двадцати шести годов, // Томясь в бездействии досуга, // Без службы, без жены, без дел, // Ничем заняться не умел».
В этом трагическое противоречие Онегина: человек, который мог бы сделать многое, оказывается в этой жизни «лишним».

Заключение
Этот характер стал для русской литературы типическим. Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов. Все они объединены тем, что их высокие таланты оказались «лишними» для общества — отчасти по причине их слабости, отчасти же по вине общества (которому они служили укором). Истоки многих тем в русской литературе восходят к Пушкину; одна из них — тема «лишнего человека».
Давайте попробуем охарактеризовать героя с помощью цветовой палитры в разные периоды его жизни: на первом этапе и в последней главе.
Онегин в первой главе представляет радужный набор красок. Он ярок, благополучен, поэтому преобладают тёплые тона: он оранжевый, салатовый, даже красный, есть налёт лилового – это его умение избегать серьёзных разговоров, но знания обо всём: об экономике, политике, истории, латыни. Но с течением времени всё больше звучат холодные цвета: появляется синий, красный сменяется фиолетовым, салатовый – тёмно-зелёным. В последней главе Онегин – это довольно мрачное цветовое сочетание, темно-фиолетовое, черное, бордовое – и смешение цветов создаёт ощущение назревающего взрыва.
Устали в классе все, и надо бы взбодриться.
Быть может, сей урок Вам в жизни пригодится!
И в октябре капризном зачем зонты и тапки?
Давайте лучше мы примерим эти шляпки!