Воспитательное пространство класса на основе социального проектирования


Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний,
кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать.
В.А. Сухомлинский
Актуальность.
Ключевое изменение в ФГОС НОО состоит в том, что на первый план выступает развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который и предполагает воспитание и развитие личности, переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся.
Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. На практике деятельностный подход к обучению согласно стандартам второго поколения предполагает организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.
Ребенок един, поэтому воспитание и обучение нельзя отделять друг от друга. «Обучение – это один из лепестков цветка, который называют воспитанием», – говорил В. Сухомлинский. Именно поэтому на первом плане ЛИЧНОСТЬ ребенка. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС НОО – интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Наша школа является экспериментальной площадкой и работает по теме «Создание оптимальной образовательнойкультурологической среды на основе взаимодействияобщего и дополнительного образования».
Организационным механизмом интеграции может быть разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в такой форме, как социальное проектирование, которое является одним из интенсивных методов включения детей в жизнь.

МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
Актуальность можно определить словами В. Гузеева «…Социальное проектирование поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»
Социальное проектирование в триаде «учитель – ученик – родитель» позволяет получить опыт системного подхода к решению межпредметных, надпредметных и личностных задач.
Цель:создание единого воспитательного пространства класса, приобщающего подрастающее поколение к выработанным вековым общечеловеческим ценностям – ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОТЕЧЕСТВО, КУЛЬТУРА.
Задачи:
создание содружества детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями к окружающему миру;
обогащение и совершенствование человеческой сущности младших школьников посредством социально-педагогической и социально-культурной поддержки их собственных усилий, направленных на обретение своей личностной, гражданской и социокультурной идентичности;
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм безопасного поведения с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированную на достижение планируемых результатов ФГОС;
воспитание уважения к закону, социальной ответственности как важнейшей черте личности;
приобщение учащихся к системе духовных и культурных ценностей русского народа;
формирование экологической культуры и культуры общения;
организация работы с родителями, предотвращающая разрыв воспитательного влияния школы и семьи, организация постоянной и широкой информатизации родителей о воспитательном процессе и успехах воспитания школьника, организация совместной деятельности детей и родителей.

МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
Эти цели и задачи, реализуются через цикл социальных проектов, ключевых дел, традиционных праздников. Главной структурной единицей является классный коллектив, которому предоставляется возможность творческой социальной самореализации, достаточная свобода выбора содержания и формы участия в общем деле. Класс ощущает себя частью единого целого и живет идеями и настроениями школы, общества, страны. Социальные проекты коллективно планируются, коллективно проводятся и коллективно анализируются.
Педагогическая идея построения воспитательного пространства класса на основе социального проктирования
1 - личностный подход в воспитании. Признание личности развивающего человека в качестве высшей социальной ценности, учет уникальности и своеобразия каждого ребенка;
2 – единство воспитания, общения и развития – важнейшее условие формирования целостной личности;
3 – организация социальной, идейной и эмоциональной насыщенности жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса;
4 – гуманизация межличностных отношений: «ученик-ученик», «ученик-педагог», «педагог-родители», в целях создания комфортных отношений, в которых растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой.
5 – эстетическая организация среды – важнейшее условие повышения эффективности социального воспитания;
6 - средовый подход в воспитании. Создание таких альтернативных среде социальных условий жизни младших школьников, которые давали бы им возможность адекватно оценивать среду и вырабатывали у них правильное отношение к ней.
Результат воспитания будет достигнут в том случае, если воспитательная социальная действительность не оторвана от опыта ребенка, а актуальна для него, формирует целостное мировоззрение, учебные универсальные действия, необходимые для дальнейшей жизни. Кроме того, ребенка привлечёт новизна проекта или творческого дела. Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая форма, богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
Теоретические основы.
В конвенции ООН «О правах ребенка» определено, что детство – это время от рождения до 18 лет. В этом жизненном пространстве особое место занимают школьные годы как годы становления и интенсивного развития личности.
Социальное проектирование – вид деятельности, удовлетворяющий современного ребенка:
благодаря взаимодействию РЕБЕНОК – РЕБЕНОК рождается продукт деятельности: усваивается информация о мире, формируются УУД, дети приобретают социальные навыки, которые облегчают им вхождение в общество, учат решать жизненные проблемы; формируется гражданственность, патриотизм учащихся;
взаимодействие РЕБЕНОК – ВЗРОСЛЫЙ осуществляется многопланово: педагог, родители в проектировании могут выступать с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности.
Таким образом, при проектировании осуществляется совместная деятельность и с взрослыми, и со сверстниками, что не нарушает единства в учебно-воспитательном процессе и позволяет воспитывать гармонично развитую личность.
Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке. Хотя, как отмечает автор одной из ранних работ по методологии социального проектирования, В.М. Розин, первую попытку разработки глобального социального проекта осуществил еще Платон, разработав учение об идеальном государстве.
На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении.
Что касается социального проектирования, то его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, П. Хиллош, Ф. Ханикой и другими исследователями.
1. Человек открыт к социальным нововведениям — к их созданию и к их потреблению. Открытость к нововведениям — предварительное условие их разработки и осуществления. Социальные изменения желанны, но мера желания существенно различается и по типам общества, и по особенностям мировосприятия отдельных людей и их сообществ. Общество парадоксальным образом сочетает проницаемость и упругость: оно принимает даже слабые проекты, сопротивляется даже сильным.

МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
2. Социальный проект повышает степень организованности общества. Создание и внедрение социальных проектов сокращает дистанцию между «своим» и «чужим», «мы» и «они» в узкой сфере отношений, за счет этого переструктурирует общности и этим уменьшает напряженность в отношениях противостоящих социальных групп.
3. Человек уникален в своей целостности, в своих отдельных свойствах и отношениях он типичен. Неопределенность и мозаичность жизненного пространства преодолевается в области социального проектирования введением параметра типичности:
а) потребности людей типичны (что подходит для одного, то подходит для многих);
б) жизненные траектории людей типичны (формы жизнедеятельности одного есть формы жизнедеятельности многих);
в) поведенческие реакции людей типичны (сходные стимулы рождают в определенной социальной среде сходные реакции);
г) всегда найдется определенный тип, а значит — и группа людей, которая поддержит предлагаемый проект или нуждается в его осуществлении.
Но типичное не есть характерное для всего общества. Проект не должен опираться на идею всеобщего счастья.
4. Среди социальных ценностей людей солидарность — одна из высших. Явной или латентной целью социального проекта всегда является солидарность людей.
5. Конструктивность социального проектирования не отменяет запредельных идей, и «требование невозможного» на предварительных этапах работы, включая концептуальный этап, есть также создание возможного.
Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. В результате социального проектирования ребенок формирует свою « Я-концепцию», устанавливает социальное взаимодействие с миром. В результате совместной деятельности, в ходе которой ребенок вступает во взаимодействие с социумом, формируется «продукт» деятельности, имеющий для ребенка практическое значение.

МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
Социальное проектирование имеет четкую структуру: социальная проба, социальная практика, социальный проект. Проба, практика и проект могут существовать как самостоятельные виды деятельности, но чаще всего выступают как взаимодополняющие виды деятельности. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.
Социальное проектирование – активная форма воспитания, поскольку эта форма способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Социальное проектирование играет ведущую роль в воспитании «порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», выпускника, способного самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").
Технология разработки социального проекта.
Ребенок перестал быть объектом обучения и воспитания. На первый план вышли субъект – субъектные отношения. И системно-деятельностный подход становится основополагающим в учебно-воспитательном процессе. «Герой» современной деятельности – ученик, а не учитель – транслятор знаний, истин и формул. Ребенок будет осознавать себя частью этого мира, с какого бы урока или внеклассного мероприятия он не вышел, поэтому на первый план выходят метапредметные технологии преподавания, позволяющие формировать целостное мировоззрение, так как проблемы XXI века требуют междисциплинарного подхода. Именно метапредметные технологии культивируют другой тип сознания у учителя и ученика – деятельностный. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не становится «хранителем знаний, истин и формул», а овладевает УУД, сам добывает информацию о мире. Это требование ФГОС НОО.
МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
Воспитательное пространство класса, включающее социальное проектирование, будет достигать трёх уровней результатов:
приобретение школьником социальных знаний,
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, культура);
формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом;
получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Разработка социального проекта проходит 8 стадий.
1 стадия. Подготовка обучающихся и их родителей к работе над проектом.
Диагностика личностной готовности школьников для социально-значимой деятельности.
Формирование команды, распределение ролей, обязанностей внутри проектной команды.
Организация учебной деятельности младшего школьника, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.
Итог работы на первой стадии: формирование команды, распределение ролей и обязанностей внутри команды.
2 стадия. Выбор проблемы.
Задачи второй стадии:
детально анализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данного коллектива и требуют своего решения;
способствовать формированию ясного понимания проблемы, над которой предстоит работать команде;
соизмерять уровень возможностей учащихся и родителей по отношению к решению выбранной проблемы.
Объектом деятельности могут выступать:
социальные явления
социальные отношения
социальные институты
социальная среда
МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
Формы выявления и анализа проблемы:
«Ящик предложений».
Социологический опрос.
Интервью с родителями, родственниками, соседями.
Экскурсия с обучающимися по своему району с фотоаппаратом.
Анализ материалов средств массовой информации.
Итог работы на второй стадии: выбор наиболее актуальной проблемы для дальнейшей работы над проектом.
3 стадия. Сбор и анализ информации.
Задача: собрать и проанализировать информацию по заинтересовавшей проблеме из разных источников:
СМИ, библиотеки;
научные работники, преподаватели ВУЗов, педагоги;
Сеть Интернет;
познавательные и научные фильмы;
административные и законодательные органы.
Итог работы на третьей стадии: проработанная учащимися и родителями информация по проблеме проекта.
4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы.
Задачи четвертой стадии:
обработать и систематизировать полученный материал по разделам:
актуальность и важность данной проблемы;
информация о различных подходах к решению данной проблемы;
программа действий, разработанная данной командой;
разработка варианта реализации своей программы;
выработать версии преодоления проблемы.
Итог работы на четвертой стадии: предоставление своего варианта, своего проекта преодоления сложного вопроса.
Итог работы:осуществленная реализация проекта школьниками и их родителями непосредственно через свое практическое участие.
5 стадия. Реализация плана действий команды учащихся и родителей.
Задача: реализовать на практике полностью или частично свою версию решения проблемы.
МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
6 стадия. Подготовка к защите проекта.
Задачи:
сгруппировать весь собранный материал в два блока (демонстрационный и документальный), которые отражают все этапы работы над проектом;
организовать тренировочные упражнения по ораторскому мастерству.
Итог работы на шестой стадии: готовые материалы для прослушивания; отработанные сценарии выступлений.
7 стадия. Презентация проекта.
Задачи:
представить аудитории информацию о важности проблемы, выявленной учащимися;
объяснить и оценить альтернативные пути решения проблемы так, чтобы собравшиеся могли понять преимущественно и недостатки каждого из них;
объяснить эффективность выбора командой пути решения проблемы и продемонстрировать имеющиеся для этого ресурсы;
показать, как группа школьников и родителей может организовать поддержку предложенной программы действий со стороны своих сверстников, сообщества, органов управления разных уровней.
Итог работы на седьмой стадии: защита представленного проекта.
8 стадия. Рефлексия.
Задача восьмой стадии: самостоятельно проанализировать стадии подготовки и представления проекта.
При поддержке педагога проходит анализ проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта.
Итог работы на восьмой стадии: разработанные на основе анализа направления деятельности по повышению эффективности работы над проектом.
Виды социальных проектов.
Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике); например, обустройство близлежащего озера или аллеи.
МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории); например, изучение влияния автомобилей на жизнь людей.
Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации); например, проект «Школьное самоуправление» или «Выборы».
Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача...).Социальный проект – это способ сделать воспитание детей реальным, а не формальным. А практика реализации социальных проектов - это настоящая жизненная школа, уроки которой помогут как в обычной жизни, так и в самых неожиданных обстоятельствах.
Работая над социальным проектом, решая социальные проблемы конкретного сообщества, принимая на себя ответственность за будущее своего родного города, воспитанник тем самым становится Личностью, Гражданином, Жителем планеты Земля.
Планируемые результаты
Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:
• в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
• в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
• в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
• в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
МБОУ СОШ № 4 г. Муром
«Воспитательное пространство класса
на основе социального проектирования»
Личностные результаты
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
 
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебно – социальную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения социальных задач;
сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. 
Коммуникативные УУД
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, не совпадающих с его и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Концепция социального проектирования выдвигает еще одну, новую для российской школы модель воспитательного идеала: самовоспитывающуюся, самосовершенствующуюся, саморазвивающуюся личность.