Роль комнатных растений в развитии творческих способностей воспитанников

Слепцова Анисья Дмитриевна, воспитатель
ГКУ РС (Я) «Верхневилюйский социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних»

Роль комнатных растений
в развитии творческих способностей воспитанников

Многие люди недооценивают значение комнатных цветов, думая о них лишь как об украшении дома, лекарстве или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] помещения, и даже не предполагают, что цветы способны открыть перед человеком целый мир гармонии, очистить помещение и защитить его от неприятностей. Цветы помогают развить творческие способности, благотворно воздействуют на сердечно - сосудистую систему и на физическое, психологическое и энергетическое состояние человека в целом. Комнатные цветы минимизируют вредоносное воздействие бытовой техники и синтетических материалов в помещении, очищая пространство вокруг себя, создают атмосферу комфорта, защищают помещение от внешних нежелательных влияний.
Таким образом, зеленые насаждения создают более уютную обстановку, наполняют любую комнату, дом, учреждение энергией жизни, создают настроение и благотворно влияют на здоровье. Известно также, что цветы реагируют на доброе отношение к ним и от этого распускаются пышной листвой.
Для создания уюта, благоприятной обстановки не обязательно нужно покупать дорогую мебель, украшения, а найти более простые, но эффективные формы и методы работы по созданию уюта. Одним из них является – комнатные растения. Комнатные растения – это прекрасный способ сделать атмосферу в учреждении спокойной, уютной и гармоничной.
Поэтому с момента работы в центре моей главной задачей было создание уюта, благоприятной обстановки для проживания несовершеннолетних, воспитание доброжелательного отношения, привитие любви к комнатным растениям и к уходу за ними, пополнение разновидностей комнатных растений и использование их в целях фитотерапии, лекарства, флорадизайна учреждения.
В свободное от занятий время я приобщаю воспитанников к важным моментам содержания комнатных растений и правильному уходу за ними с помощью пооперационных карт, такие занятия учат наблюдать, способствуют закреплению знаний у детей о комнатных растениях группы: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними используя условные обозначения; развитию умения ухаживать за растениями, используя для этого модель трудового процесса: ставить цель (помочь растению, чтобы оно снова себя хорошо чувствовало); выбирать предмет труда (растение с опущенными листьями, земля сухая, серая, отбирать инструменты
· и материал); выполнять трудовые действия в правильной последовательности (лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне); получать результат (политое растение, которое вскоре будет чувствовать себя хорошо); воспитанию желания заботиться о комнатных растениях, понимания необходимости помощи живому существу.
В ходе занятий используются следующие материалы: демонстрационный - схематические модели, карточки с условными обозначениями приемов ухода за растениями, пооперационные карты.
Методические приемы и формы работы:
1. Проблемная ситуация с использованием игрового персонажа;
2. Беседа с детьми об основных потребностях комнатных растений;
3. Обследование растений для выявления отличительных особенностей внешнего вида и приемов ухода за ними, с использованием условных обозначений;
4. Организация трудового процесса с использованием моделей – пооперационных карт;
5. Совместный труд детей, помощь воспитателя;
6. Оформление цветочных горшков;
7. Изготовление декоративных цветочных горшков из пластиковой бутылки;
8. Флорадизайн – озеленение помещения;
9. Изучение лекарственных комнатных растений и использование в народной медицине.
Флорадизайн является терапевтическим средством, он способствует снятию психологического напряжения, успокаивают, частично избавляют от различных комплексов, в целом, занятия флорадизайном помогают детям справиться с различными трудностями, адаптироваться в социальной среде.
Создавая угол флорадизайна, лучше его разместить у окна, но не на сквозняке, между растениями поставить емкость с водой для увеличения влажности.
На занятиях в кружке «Уранчааннар» воспитанники центра из природных и иных материалов своими руками делают цветочные горшки, украшают их бусами, стразами, поделки, картинки.
В результате усердной, кропотливой работы воспитанников центра в настоящее время насчитывается 39 разновидностей комнатных растений, руками детей сделаны цветочные горшки, создан уголок флорадизайна «Наши зеленые друзья» на улусной НПК в секции «Флора и фауна» «Искорка» 2 воспитанника приняли активное участие среди детей младшего школьного возраста.

































15