Презентация к докладу на педсовете Роль учителя в развитии творческих способностей школьников


«Роль учителя в развитии творческих способностейшкольников»Логинова Л.В. «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления» К. Боуви «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» Т. Эдисон Рассел: Установка + знание+ навыки мышления= интеллектуальное (критическое) мышление Структурные компоненты интеллекта: ощущение и восприятиепамять и воображениевниманиемышлениеречьэмоции, волямотивация Взаимодействие этих компонентов определяет такие качества творческой личности, как наблюдательность и проницательностьлюбопытство и любознательностьупорство и упрямствососредоточенность и рассеяностьнастойчивость и решительностьсамостоятельностьувлечённость Способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах, способность осознавать новое в бытииСоздание нового творческого продуктаОригинальность, состоятельность личностиВалидность, адекватность задачеОриентация на пригодность: эстетическую,экологическую, оптимальную форму, правильную и оригинальную на данный моментРазработка и создание креативных продуктов, совершенно различных по природе Творческий процесс = поиск новых путей постановки задач + отбор нужной информации творчество Чувствительность синергия интуиция Особенности творческой личности: Большая самомотивацияТолерантностьТерпимость к неопределённостиСклонность к рискуУмение задавать вопросы и отвечать на нихУмение аргументировать Факторы, оказывающие негативное влияние на творческую активность: Постоянное оцениваниеНадзорВознаграждениеСоревнованиеОграниченный выбор (материала)Внешние факторы, влияющие на выбор работы Стратегии, развивающие творческое мышление: Мозговой штурмСтратегия «плюс – минус - интересно»Связующий алгоритм КровицаПрименение списка свойствКонтрольный список идей по ОсборнуВизуальное мышление тест 0-2-низкий уровень развития данного типа мышления,3-5- средний уровень, 6-8- высокий П-Д А-С С-Л Н-О К 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 3+ 6+ 6+ 7+ 4+ средн выс выс выс ср Лондон, Женева, Париж, Москва Гарднер: Творческий человек должен регулярно решать творческие задачи и создавать продукты творчества Структура базовой модели урока, направленного на развитие творческих способностей 1 этап: разминка2 этап: работа по развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей3 этап: выполнение развивающих частично-поисковых задач4 этап: решение творческих заданий Требования к задачам: Познавательные задачи строить преимущественно на межпредметной, интегративной основе; способствуют развитию психических свойств, лежащих в основе развития творческих способностейЗадачи подбирать с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, актуализирующих имеющиеся знания, к частично- поисковым, а затем к творческим 3. Система задач должна вести к формированию важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли (количество идей за единицу времени), гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых), любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира), умение выдвигать, разрабатывать, аргументировать гипотезы.