ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


УДК 371.4
Ямщиков Сергей Васильевич,
учитель физической культуры государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы пос. Подгорный муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области
Tatiana-ymcshikova@yandex.ru
ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. Раскрывается содержание туристических проектов школы и процесс активизации в них познавательной деятельности обучающихся.
Ключевые слова: туристические проекты, школа, познавательная деятельность, обучающиеся.
TOURISTIC PROJECTS AS A TOOL OF ACTIVATION THE STUDENTS COGNITIVE ACTIVITY 
Abstract. In the article reveals the content of the school touristic projects and activation cognitive activity there .
Key words. The touristic projects, the school, the cognitive activity of the students.
В современной школе туристическая деятельность используется в разнообразных формах: походы, конкурсы, соревнования, проекты. Технология создания туристических проектов направлена на развитие интеллектуального, духовно-нравственного, физического потенциала обучающихся, активизацию познания. Особое внимание в нашей практике уделяется созданию туристических проектов с целью активизации познавательной деятельности обучающихся школьников. Ставится цель развивать потребность обучающихся в изучении родного края, своей Родины, её исторического и культурного наследия, приобретать умения проектировать свою деятельность, развивать самостоятельность, выносливость, любознательность; опыт работы в коллективе, практику социализации в обществе, безопасного общения с окружающей природной средой. Туристический проект в школе – это интегрированная форма познания, общения и деятельности, в которой происходит активизация познавательной деятельности школьников путём развития потребности изучать природу, окружающую действительность, «мир вокруг нас», наблюдать за природой, изучать памятники природы и историю. Туристическая деятельность помогает школьникам углубить знания о родном крае, его растительном и животном мире. Общаясь с природой, школьники становятся крепкимми физически, выносливыми, становятся неотъемлемой частью коллектива, учатся изучать и беречь окружающую природу. В походах приобретаются навыки выживания, развивается инициатива школьников, воспитывается чувство дружбы и коллективизма.
Туристические проекты в системе образования России являются традиционным и эффективным средством воспитания детей и молодёжи, создавая оптимальные возможности для творческого развития школьников, удовлетворения их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе туристической деятельности. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоуправления и самоорганизации; общественной активности и дисциплины; преодоления всевозможных препятствий, обеспечение безопасности, что в конечном итоге и определяет потенциал туристической деятельности как комплексного средства обучения и воспитания детей.
В контексте ФГОС современная школа ориентирована на максимально полное развитие познавательной потребности школьников. Для этого используются разнообразные средства. Определены первоочередные задачи: формирование любознательности, творческой активности; воспитание экологической культуры личности. Туристические проекты как мощное средство активизации познавательной деятельности обучающихся решают следующие задачи: создание условий для воспитания физически и нравственно здорового, социально адаптированного, самостоятельного гражданина России; развитие потребности познавать свою страну, патриотическое воспитание; адаптация школьников к современным условиям жизни страны, сознательному выбору профессии; вооружение обучающихся навыками выживания в экстремальных условиях; формирование национальной, социальной, нравственной, экологической культуры, рачительного отношения к природе; формирование умения творческой исследовательской деятельности, умения применять теоретические знания на практике; накопление и систематизация знаний школьников обо всех аспектах жизни своей Родины, овладение методами научного познания; разностороннее развитие личности каждого обучающегося в коллективе, гуманизация образования; становление, развитие и упрочение познавательной потребности и создание сплочённых содружеств и сообществ школьников.
В научно-практических работах туристические проекты признаются важной составляющей внеурочной деятельности школы [1; 2; 3]. Соответственно они должны быть направлены и на развитие познавательной деятельности обучающихся школьников. В частности, разработанная ЛаСС СГСПУ программа участия школьников в туристических походах – это реализация обучающимися большого туристического проекта – «Я познаю МИР!», который реализуется в школах как целевой, интегрированный социально-гуманитарный проект.
Анализ деятельности обучающихся школьников показывает, что туристические проекты способствуют развитию таких качеств как личная инициатива, настойчивость, сила воли, высокая дисциплинированность, любознательность. Участники проектов не только приобретают необходимые умения, но и проверяют имеющиеся знания и умения. Проводимое нами включённое наблюдение за школьниками во время походов показывает, что в туристических походах активизируется познавательный процесс. В частности, школьники чаще задают вопросы: «что это?»; «для чего это?»; «почему так?».
Известно, что туристические проекты сочетают в себе разные формы туристско-краеведческой работы, которые развивают у школьников интерес к познанию, в частности: викторины, конкурсы. Их главная цель – развить у обучающихся потребность и интерес к познанию, проверять имеющиеся знания. Как показывает практика подготовка и проведение туристических викторин и конкурсов способствует развитию знаний учащихся, активизирует процесс коллективного познавательного творчества. Школьники учатся слышать и слушать другого человека, проверять и сравнивать свои знания. Темы викторин и конкурсов нередко предлагаются самими школьниками, например, «Что ты знаешь о Самарском крае?»; «Знатоки природы»; «Экология – это» и др. Другой формой реализации туристических проектов, активизирующей познавательную деятельность обучающихся, являются ученические конференции. Главной целью проведения таких конференций является расширение общего кругозора обучающихся, формирование навыков самостоятельной познавательной и исследовательской работы. Тематика конференций определяется проблемами региона и субрегиона, направлением исследовательской деятельности обучающихся. В частности, школьники активно включаются в изучение природы родного края, истории родного края, достопримечательностей своего села». В проекте «Чудеса рядом» школьники изучают необычные природные явления и людей, живущих рядом. Большой популярностью у современных школьников пользуются туристические олимпиады. Цели олимпиады – выявить одаренных обучающихся, их последующего развития, способствовать активизации интереса к туризму, краеведению. В олимпиаде принимают участие все желающие школьники. По мнению самих школьников на олимпиадах: интересно размышлять (22% мнений опрошенных школьников), проверять свои знания (20% мнений опрошенных школьников), сравнивать себя с другими (18% мнений опрошенных школьников); получать призы (17% мнений опрошенных школьников). В тоже время, 23% обучающихся не охотно участвуют в олимпиадах.
Совместно с научно-исследовательской лабораторией Субъектной самореализации Самарского государственного социально-педагогического университета (ЛаСС СГСПУ) мы выясняли причины этого явления. Оказалось, что существуют у школьников психологические барьеры: неуверенность в своих знаниях (57% обследованных школьников, не участвующих в туристических олимпиадах); отсутствие интереса к теме олимпиады (23% обследованных школьников, не участвующих в туристических олимпиадах); неумение позиционировать свои познавательные успехи (20% обследованных школьников, не участвующих в туристических олимпиадах).
В туристических проектах, активизирующих познавательную деятельность обучающихся школьников, используются туристско-краеведческие вечера, на которых школьников учат представлять и анализировать найденную информацию. Цель краеведческих вечеров (утренников) – развитие интереса к коллективному творчеству, исследуемому региону, активизация познания. Туристические проекты включают в себя и выставки. Цель проведения выставок – развитие интереса учащихся к новым знаниям, развитие умения презентовать сои достижения в поиске новой информации. Школьники с удовольствием представляют свои рисунки, фотографии, макеты, поделки, компьютерные презентации, практикумы, эссе. Например, на выставке «Мир природы», «Чудеса природы», «Необычный ракурс» школьники представляют результаты своих наблюдений за явлениями природы, учатся познавать, наблюдать и удивляться и радоваться тому, что увидели, делиться этой радостью с другими.
В туристических проектах процесс активизации познавательной деятельности обучающихся школьников происходит успешно и на предметных неделях, которые интегрируют знания и умения школьников, пробуждают интерес к новому познанию. Предметная неделя – традиционная форма внеклассной работы школы, позволяющая привлечь всех учеников школы к предметной деятельности в зависимости от их интересов и познавательных возможностей. Цель проведения предметной недели – развитие интереса к предмету, расширение краеведческого кругозора обучающихся, развитие потребности познавать, проверять свои знания. Как правило, предметные недели проводятся в тесном контакте с классными руководителями, учителями-предметниками. Особый интерес у школьников в туристических проектах вызывает выпуск газет, оформление информационных стендов. В частности, по итогам подхода школьники выпускают тематические стенные газеты. Опрос учащихся показывает, что стенные газеты и стенды интересны им тем, что позволяют показать другим свои достижения, а процесс подготовки тематических газет и стендов становится увлекательным, интересным и творческим. В школе имеется сменный стенд, отражающий свежую информацию о жизни региона, школы, села.
Туристические проекты широко используются с целью активизации познавательной деятельности обучающихся школьников, экскурсии (профессиональные, проводимые экскурсионными фирмами, самодеятельные, проводимые самими школьниками. Особо школьников привлекают театрализованные представления. Данная форма туристско-краеведческой работы имеет цель развития личностных качеств обучающихся, интереса к краеведению. Эта форма используется в сочетании с другими формами. Активизируется в туристических проектах познавательная деятельность обучающихся школьников в процессе выполнения общественно-полезной деятельности (ОПД). Эта деятельность характеризуется безвозмездным трудом, направленным на благо других людей, быстрым и видимым результатом. ОПД является конкретным вкладом обучающихся в изменение условий жизни региона. В частности, это благоустройство окружающей школу территории, зеленых массивов, организация экологических троп, участие в созидательно труде [3].
Важное место в туристических проектах с целью активизации познавательной деятельности обучающихся школьников занимают туристско-краеведческие факультативы, которые организуются учителями для создания постоянной группы учащихся, имеющих выраженный интерес к определённой теме. На основе этой формы работы нередко возникают туристско-краеведческие объединения обучающихся. Такая форма работы используется учителями, педагогами дополнительного образования, имеющими специальную подготовку и работающими с достаточно постоянной группой школьников. Такие объединения школьников участвуют в целенаправленных экспедициях.
Туристические проекты, активизирующие познавательную деятельность обучающихся школьников учат и здоровому образу жизни, активному отдыху. Анализ практики показывает, что наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения – это пешие и лыжные походы, путешествия. В школе активно используется пешеходный туризм как самый массовый и самый доступный вид туризма. На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты ежегодно ходят миллионы людей. Для школьников такие походы полезны, так как способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры, развивают коллективизм. Пребывание школьников на свежем воздухе, воздействие солнца и дозирование физических нагрузок, а также разнообразие впечатлений во время похода и путешествий нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливает силы, повышает работоспособность в познавательной деятельности, развивает познавательный интерес. Поскольку туристические проекты включают краеведческую работу, то обучающиеся во время походов активизируют свою познавательную деятельность, изучают историю, природу и культуру родного края – своей малой родины, готовят фото выставки, видеофильмы, рисунки, описания, презентации. Участвуя в туристических проектах, школьники изучают: основы туристической и краеведческой деятельности; виды туризма; технологии туризма; учатся новому. Школьники с удовольствием участвуют в географических диктантах, туристических викторинах, туристско-краеведческих конкурсах и туристических турнирах. В туристических проектах школьники показывают не только силу своих мышц, но и силу своей мысли. Именно это активизирует познавательную деятельность школьников, оказывает влияние на качество учебной деятельности в целом.
Проведённый опрос школьников показал, что, организуемые в школе туристические проекты, привлекают школьников: возможностью освоить и показать свои туристические умения (37% мнений опрошенных подростков); пообщаться в нестандартной обстановке с одноклассниками, познакомиться с новыми людьми (31% мнений опрошенных школьников); узнать много нового (25% мнений подростков). 7% опрошенных школьников не смогли ответить на вопрос о том, чем их привлекают туристические походы, ответив просто «нравятся и всё».
Традиционные функции туристической деятельности: отдых и оздоровление в природной среде, формирование навыков выживания в ней в природной и социальной среде обитания. В научно-практических работах туристические проекты, детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм, признаётся одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий. Цель детско-юношеского туризма, как спорта, является оздоровление и поэтому туристические проекты реализуются в сельской школе в целях формирования здорового образа жизни школьников и человек, а также развития и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании детей. Следует отметить, что при организации и проведении данной формы учебно-воспитательного процесса используется личностно-ориентированная педагогическая парадигма. Туристические проекты становятся мощным средством активизации познавательной деятельности обучающихся в том случае, если: реализуют когнитивно-развивающий, личностно-деятельностный; креативно-созидающий, культуро и природоообразный подходы.
Таким образом, важно подчеркнуть, что в школе реализация туристических проектов осуществляется в разных формах и становится мощным и привлекательным для школьников средством активизации познавательной деятельности. Анализ практики показывает, что дети и молодёжь охотно включаются в туристические проекты, проявляют готовность организовывать её со сверстниками и младшими, расширяя пространство познания, позитивного взаимодействия, социально-ориентированной деятельности.
Литература
Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие. - Москва: ФЦДЮТиК, 2006
Бардин К. В. Азбука туризма: (О технике пешеходных путешествий). Пособие для учителей, руководителей турист.походов со школьниками. – 2-у изд., испр. и доп. – Москва: Просвещение, 1981. 
Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. – Москва: Педагогика, 1985.