Тематическая работа №1 по подготовке к ГИА-9 по ИСТОРИИ по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»


Кашлева Т. Г.
Тематическая работа №1
по подготовке к ГИА-9
по ИСТОРИИ
по теме
«Народы и государства на территории нашей страны в древности»
Часть 1.
При выполнении заданий 1–22 в поле ответа запишите одну цифру,
которая соответствует номеру правильного ответа
1. В каком веке, согласно летописному преданию, в Новгород на княжение были призваны варяги?
1) VII в.
2) VIII в.
3) IX в.
4) X в.
2. Полюдье в Древней Руси – это
1) сборник законов Древнерусского государства
2) объезд князем с дружиной своих земель в целях сбора дани
3) владение младшего члена княжеского рода
4) денежный сбор с крестьян при уходе от землевладельца в Юрьев день
3. Что из перечисленного согласно летописи, стало одной из причин призвания варяжских князей в IX в.?
1) разгром Русью Хазарского каганата
2) неудачная война Руси с Византией
3) набеги половцев на Русь
4) межплеменные усобицы на севере Руси
4. Прочтите отрывок из летописи и назовите князя, о котором идёт речь.
«И сел [князь] в Киеве, и сказал: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот [князь] начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам…»
1) Рюрик
2) Олег
3) Игорь
4) Святослав

21. Рассмотрите схему и ответьте на вопрос.

Какой цифрой на схеме обозначен племенной центр ильменских словен?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Ответ:
25. Что из перечисленного относится к занятиям восточных славян в древности? Найдите в  приведённом списке два занятия и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) бортничество
2) выращивание картофеля
3) ирригационное земледелие
4) кочевое скотоводство
5) рыболовство
Ответ:
27. Запишите термин, о котором идёт речь.
Название одного из основных занятий восточных славян – сбора меда диких пчёл.
Ответ: ___________________________.
29. Запишите имя, пропущенное в схеме.

Ответ: ___________________________.
30. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют общественный строй восточных славян накануне образования Древнерусского государства.
1) вервь; 2) вече; 3) союзы племен; 4) народное ополчение; 5) уроки.
Найдите и укажите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
Ответ: ___________________________.
Часть 2
Для ответов на задания этой части (31–35) используйте отдельныйлист. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ
к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания
31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания изкурса истории.
«Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства – это соединение разрозненных племён чрез появление среди них сосредоточивающего начала, власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредоточивающее начало, эту власть. Здесь, в сосредоточении нескольких северных племён, положено начало сосредоточению и всех остальных племён, потому что призванное начало пользуется силою первых сосредоточившихся племён, чтоб посредством их сосредоточивать и другие, соединённые впервые силы начинают действовать».
31. Под каким названием вошло в историю легендарное событие, описанное в отрывке? Укажите год, когда оно произошло. Кто, согласно описанной в отрывке версии, явился родоначальником первой княжеской династии?
32. В чём автор видит значение призвания первых князей? Укажите не менее двух положений.
Из сочинения историка
«В первое время своей жизни на Ильмене и Днепре наши предки жили "каждый своим родом и на своих местах, владея каждый родом своим". Родовые старейшины, по этому определению летописца, имели большую власть в своём роде; а сойдясь вместе на совет (вече), они решали дела за всё своё племя. Но так бывало только в особо важных случаях, например в минуты общей опасности, грозившей всему племени. С течением же времени, когда племена и роды расселились на больших пространствах, не только ослабела связь между родами, но распадались и самые роды, поделившись на самостоятельные семьи. Каждая отдельная семья на просторе заводила свою особую пашню, имела свои особые покосы, особо охотилась и промышляла в лесах. Общая родовая собственность переставала существовать, когда расходились семьи, составлявшие род. Она заменялась собственностью семейною. Точно так же переставала действовать и власть родовладыки: он не мог управлять сразу всеми хозяйствами родичей, потому что эти хозяйства были разбросаны на больших расстояниях. Власть родовладыки переходила к отцу каждой отдельной семьи, к домовладыке.
С распадением родовых связей родичи перестали чувствовать своё взаимное родство и в случае нужды соединялись для общих дел уже не по родству, а по соседству. На общий совет (вече) сходились домохозяева известной округи, и родные друг другу и неродные одинаково. Соединённые одним каким-нибудь общим интересом, они составляли общину и избирали для ведения общих дел выборных старейшин. Так древнейшее родовое устройство заменялось постепенно общинным».
31. Укажите общее название племён, о которых идёт речь в тексте. Как называется общественный (социальный) процесс, ход которого описан в данном тексте?
32. Во втором абзаце найдите и выпишите предложение, содержащее утверждение, обоснования которого приводятся в тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в первом абзаце, с помощью которых можно обосновать указанное утверждение.
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Происхождение и расселение восточных славян». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.
План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с происхождением и расселением восточнославянских племён.
Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, Вы можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.
Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общественный строй восточных славян накануне образования государства». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.
План с пояснениями должен отразить основные явления, связанные с общественным строем восточнославянских племён накануне образования государства.
Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, Вы можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.
Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.