Активные методы обучения на уроках биологии


Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский политехнический центр № 3»

Активные методы обучения на уроках биологии
Горлач Светлана Владимировна
преподаватель биологии
ГБПОУ СПЦ № 3
Поронайск
2016г.
Горлач С. В., преподаватель биологии
ГБПОУ СПЦ № 3
г. Поронайск
Активные методы обучения на уроках биологии
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место. Согласно ФГОС выпускник должен уметь самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, ситуациях, умело выходя из любых конфликтных ситуаций или предотвращая их; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Этим и обусловлена актуальность рассматриваемой темы.
При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, отвечающую этим требованиям.
Эти задачи в состоянии решить использование на уроках активных методов обучения соответствующего направления.
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности обучающихся. [1, c. 12] Именно на активных занятиях – если они ориентированы на достижение конкретных целей и хорошо организованы – обучающиеся часто усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя [3].
При реализации активных методов обучения важным является пребывание обучающихся и преподавателя в одном смысловом пространстве; совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т.е. включение в единое творческое пространство; согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи; совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Формы организации обучения с использованием активных методов различны и большое количество всевозможных вариантов и комбинаций использования активных приемов обучения.
На различных занятиях согласно изучаемой темы успешно применяю задания с использованием активных способов учебной деятельности.
1.Терминологические диктанты: вставить пропущенные в тексте термины, дать определения перечисленным терминам, подобрать к терминам определения и т.д.
2.Задания на классификацию: составить классификацию объектов, признаков, процессов, свойств по значимому основанию, определить значимое основание или принцип предложенной классификации, дополнить классификацию примерами и т.д.
3. Задания на интерпретацию текста в графическое изображение: схему, таблицу или слайд, презентацию.
4. Задания на сравнения и сопоставление: сравнивая отдельные объекты или группы организмов, найти сходства и отличия; выделить признаки для сравнения или сопоставления.
5. Составление характеристик отдельных групп растений или животных, процессов, свойств, органов по аналогии с раннее изученными или по заданному плану; составление презентаций явлений или объектов по плану.
6. Составление конспекта, плана ответа по материалам сайта, статьи и т.д.
7. Задания, связанные с мыслительными операциями анализа: выделение признаков отдельных групп, образующих таксономическую единицу.
8. Выделение причинно-следственных связей: определение связи между строением и выполняемыми функциями у органоидов клеток, тканей, органов, выделение причины и следствии явления или процесса.
9.Задания на оценочную деятельность: найти допущенные ошибки при ответе, в тексте, рисунке, оценить ответ, презентацию, сайт и другие задания по заданным параметрам.
Рассмотрим пример организации урока – семинара по общей биологии на тему: «Теории происхождения жизни».
Для подготовки к семинару необходимо за 2 недели до проведения занятия разделить группу на подгруппы согласно теориям происхождения жизни. Каждая подгруппа получает задание – подготовить доклады, выступления, вопросы.
Проводятся 2 консультации по теме семинара, предлагается список литературы.
В начале занятия преподаватель разъясняет задачи семинара, объясняет правила ведения дискуссий (уважение мнений и взглядов оппонента, аргументированность ответов, корректность высказываний).
Заслушиваются доклады, просмотр презентаций.
По окончании докладов Арбитры (участники семинара) задают вопросы по докладам.
Дискуссия. Арбитры подводят итоги проведенной дискуссии.
Заключительное слово преподавателя. Выставление оценок.
На данном занятии вовлеченной в процесс обсуждения темы оказывается вся группа, так как оценки за работу на уроке получают не только докладчики, но и оппоненты.
Цель поведения подобных семинаров, дискуссий - научиться вести дискуссию, делать выводы, аргументировать свое мнение и уважать мнение другого человека. Только научившись открытому конструктивному диалогу при условии взаимоуважения и терпимости сторон к мнению друг друга, можно считать себя современным человеком, ставшим на путь движения человечества к устойчивому развитию.
Например, на уроках по теме «Закономерности наследования признаков» используются проблемные вопросы. Во-первых, в задаче необходимо: 1) уметь сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 2) необходимо четкое знание терминов, их смысла; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во- вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это стимул для каждого обучающегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, и интересная работа. Таким образом, через задачи определяю, умеет ли обучающийся использовать свои знания и насколько успешно он это делает. Решение биологических задач на кодирование и декодирование белков, наследование генетических закономерностей, задач творческого и проблемного характера по любой теме позволяют проверить степень усвоения теоретического материала.
В результате использования активных методов на уроках биологии повышается эмоциональный отклик обучающихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении. Применение активных методов обучения способствуют развитию приоритетных ценностей, таких как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, положительная активная жизненная позиция. Такие уроки стимулируют познавательный интерес, расширяют кругозор, общую культуру, а также создают благоприятную психологическую атмосферу, «ситуацию успеха», в которой обучающиеся готовы реализовать свои способности и возможности. Поэтому выбор активных методов обучения следует рассматривать как одно из важнейших требований к современному уроку биологии.

Список литературы
Генике Е. А. Активные методы обучения: новый подход / Е. А. Генике. ‒ М.: Сентябрь, 2013. ‒ С. 12-15
Щукеева Г. А. Активизация познавательной деятельности учащихся в познавательном процессе / Г. А Щукеева // Педагогика. – М., 2013. – № 5 – С. 43-49
Земцова С. Г. Нестандартные уроки / С. Г. Земцова // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/624961/Коростелева Н. М. Активные методы обучения / Н. М. Коростелева // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/624961/Шмырева Т. В. Использование активных методов обучения в образовательном процессе / Т. В. Шмырева // Режим доступа: http: // nsportal.ru/shkola/