Технологическая карта урока истории 5 класс Возвышение Македонии


5/45 И Возвышение Македонии.Цели урока по линиям развития личности:
Линия 3. Историческое мышление.
Научить выявлять причины ослабления Греции и усиления Македонии.
Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.
Научиться давать, объясняя, свои оценки действиям жителей покорённой Эллады с гражданско-патриотической точки зрения.
Обязательный минимум содержания: подчинение Греции Македонией (причины и последствия). Содержание данной темы обязательно для изучения, но не для контроля.
План урока:
I. Проблема урока: почему Македония покорила греков?
II. Поиск решения проблемы:
Причины поражения Греции в борьбе с Македонией.
1. Ослабление Греции.
Предполагаемый вывод по проблеме: войны между полисами и внутри полисов между богатыми и бедными ослабили Грецию. Ополчение граждан заменили наёмники, которые воевали за деньги, а не за свободу полисов.
2. Усиление Македонии.
Предполагаемый вывод по проблеме: объединение племён под единой властью царя, огромное войско свободных равных общинников, воины ополчения, новая лучшая организация войска (македонская фаланга) – всё это позволило Македонии усилиться и одержать победу над греками. Немаловажную роль сыграл тот факт, что Македония стала «своей» для греков, так как приняла греческую культуру, к тому же многие греки готовы были сами подчиниться, лишь бы наступил порядок и мир.
3. Мудрость царя Филиппа.
Предполагаемый вывод по проблеме: благодаря мудрым действиям царя Филиппа, который забрал часть свободы у греков, но дал им порядок и мир, Македония смогла завоевать Грецию.
Этапы урока Действия учителя Действия учеников Формирование УУД, технология оценивания
I. Входная диагностика в начале изучения модуля. Откройте учебник на с. 183. Давайте выясним, чему, с точки зрения авторов, мы должны научиться в этом разделе.
– Что нам поможет добиться поставленных целей?
– Что нового мы узнаем в этом разделе?
– Прочитайте название IV раздела.
– Как вы думаете, почему сведения об этих двух народах даны в одном разделе, в общем названии?
– Проверьте, готовы ли вы овладеть умениями по новому разделу. Выполните задание на
с. 183. 7
Обратите внимание на разные уровни успешности.
– Первоначально сделайте задание на необходимом уровне. В случае успешного выполнения переходите к заданиям повышенного и максимального
уровней.
– Давайте проверим, что у вас получилось.
Необходимый уровень.
4. Объединение нескольких родовых
посёлков в одну общину с единым собранием, властями, ополчением.
5. Установление единовластия военачальника.
2. Замена временныхдаров властям постоянными налогами.
Повышенный уровень подразумевает заполнение всех квадратиков.
– Если не удаётся выполнить задание или возникают затруднения, то нужно написать, каких знаний и умений вам не хватает.
Один из учеников читает вслух
(1-й абзац, с. 183).
– Изучение параграфов.
В содержании учебника знакомятся с темами.
Определяют новое: у греков – это
появление империи, а также новая цивилизация – это Древний Рим.
Высказывают свои предположения.
Например, история этих народов
тесно переплетается.
В течение двух минут индивидуально, самостоятельно выполняют задание на с. 183. 7 Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД
1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).
2. Выявлять причинно-следственные связи.
3. Делать выводы.
4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
5. Представлять информацию в разных формах (текст).
6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.
7. Классифициро-вать по заданным основаниям.
8. Определять понятия.
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
II. Создание проблемной ситуации. – Итак, мы начинаем изучать новую главу «Встреча Запада и Востока».
– Её первый параграф называется …
Персия пыталась покорить греков в V веке. С каким результатом?
Фиксирует на доске:
1-й факт:
Персия – греки (V в.) не покорились.
– Кто пытался покорить греков уже в IV веке? 1
– С каким результатом? 1
Фиксируем на доске:
2-й факт:
Македония – греки (IV в.) покорились.
– В чём здесь противоречие, что удивляет? 1
– Какой возникает вопрос? 1
Фиксируем проблему урока на доске. – «Возвышение Ммакедонии».
– Персия греков не смогла покорить. 1
– Македония.
– Успешно.
– Персия – сильная, могущественная, не покорила, Македония – маленькая, покорила.
Почему Македония покорила греков? III. Версии. – Есть у вас версии, предположения? 2
Выразите их одной фразой кратко. Предлагают свои версии. 2 IV. Актуализация знаний. – Что нам надо вспомнить для проверки версии?
– Объясните значения слов: царство, полис, фаланга. 8
– Чем знаменит философ Аристотель? 4
– Какие выгоды давало рабовладельческое хозяйство в Греции? 2
– Что помогло грекам победить персов? (Сплочение и мужество.)
Выполняют задание № 1 из Рабочей тетради на с. 41. 8
Работают во фронтальном диалоге.
4
– За счёт труда рабов богатели полисы, это давало возможность гражданам заниматься развитием, управлением полисов. V. Планирование деятельности. – Чтобы узнать причины завоевания греков, что нам надо узнать? 3 – Что происходило в Македонии в IV в. до н.э. и что – в Греции в IV в. до н.э. 3 VI. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). 1. Причины ослабления Греции. 2 4 3 4
– Открываем с. 175. Давайте вместе искать причины поражения Греции в борьбе с Македонией.
– Прочитайте первый пункт. Можно сформулировать первую причину:
Македония покорила греков,
потому что …
– Прочитайте последний абзац и сформулируйте письменно третью причину поражения Греции: потому что …
– Это хуже или лучше? Почему?
– За что сражались граждане в ополчении?
– А наёмники?
– Дополните предложение, раскрывая причину поражения: Ополчение
граждан заменили наёмники, которые …
– Обведём всё это скобкой и обобщим
сведения о причине поражения. Что
произошло с Грецией в IV веке?
– Так какой вывод о причинах победы Македонии мы можем сделать? – …войны между полисами ослабили Грецию.
(Разорялись, разобщённые, слабые – таких легко завоевать.)
– …войны внутри полисов между богатыми и бедными ослабили Грецию.
– Ополчение граждан заменили наёмники.
– Хуже. Преследовали разные интересы.
– За свободу города.
– За деньги, интересы полиса их не волнуют.
– Ополчение граждан заменили наёмники, которые воюют за деньги, а не за свободу полисов.
– Нарушен порядок (разбойники, тираны).
– Греция ослабла.
– Войны внутри полисов и между полисами ослабили и разорили Грецию. 2. Причины усиления Македонии. 2 4 3 4
– Но греки по-прежнему считали себя цивилизованными людьми, а всех прочих свысока называли варварами
и дружно противостояли им, как когда-то персам.
– Македония же маленькая страна горных земледельцев и пастухов. Надо искать ещё причины!
– Прочитайте п. 2 стр. 176-177 целиком. Сформулируйте письменно ещё несколько
причин поражения Греции, и каждую подтвердите фактами: потому что … (факт, факт, …).– У вас 3 минуты, кто будет готов раньше, пусть поднимет руку.
– Проверим ваши предположения.
Читайте целиком.
После проверки задания применяем ТОУУ, одного из учеников просим оценить себя, применяя алгоритм cамооценки. 4 Индивидуально, самостоятельно работают с текстом.
– Македония стала «своей» для греков, так как приняла греческую культуру (родственники, письменность,мифы и боги, одежда, города, учёба).
– Македония усилилась:
1) племена объединены царём;
2) огромное войско свободных равных общинников-воинов ополчения;
3) новая, лучшая организация войска – македонская фаланга. 3. Потеря независимости.
2 4 3 4
– И тем не менее события войн с персами и македонцами похожи.
– В V веке всех афинян и союзников объединил яркий вождь – Фемистокл.
– А в IV веке кто?
– Почему же ему не удалось объединить всех греков?
– Они предатели? Хотели зла своей Родине?
– Какие слова того же и Сократа мы
читали .– И тем не менее это устраивало не всех! Помнили о славе Греко-персидских войн!
– В V веке было страшное поражение в битве при Фермопилах, захват
Афин, но потом победа.
– В IV веке решающую битву тоже проиграли. Где? Когда? (Херонея, 338 год.)
– Почему Фемистоклу после поражения не удалось поднять греков на новую борьбу?
– Какой вывод по проблеме урока можем сделать на основе полученных знаний? 3 – Демосфен.
Работают с пунктом 4 (с. 178-179) во фронтальном диалоге.
– Многие греки готовы были подчиниться!
– Променять свободу в беспорядке и
постоянных войнах на порядок и мирную жизнь.
– Мудрость царя Филиппа: забрал
часть свободы у греков, но дал
им порядок и мир. VII. Выражение решения проблемы. – Итак, какой же общий ответ мы можем дать?
– Проблему решили? 3 Перечисляют причины ослабления
Греции и возвышения Македонии. VIII. Применение нового знания. Выскажите свою позицию, по вопросу: «Могли ли греки отстоять свою независимость?» подтвердив её аргументами. 1 1 2 4 Работают в парах.
IX. Домашнее задание. § 40-41