Рабочая программа кружка Творческая мастерская

Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» на основе программы по внеурочной деятельности Т. М. Рагозиной.
Продолжительность учебного года для учащихся 2 классов составляет 35 учебных недель. Таким образом, календарно – тематическое планирование составляет 35часов.
Программа предназначена для обучающихся 2 классов МАОУ «Лицей №36»
Срок реализации – 1 год

Программа разработана на основе Стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Цели программы:
развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;
формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, проектных, конструкторско- технологических, коммуникативных;
создание условий для овладения обучающимися различны- ми видами художественной деятельности: изготовление игрового материала, флористики, изонити, декупажа, бумагопластики, дизайна;
развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Форма организации внеурочной деятельности: кружок.
В программе внеурочная деятельность представлена творческими мастерскими, которые составляют Город мастеров.
Во 2 классе организуются мастерские игротеки, лепки, флористики, Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования и моделирования.
Занятия расширяют конструкторско- технологические знания и умения аудиторных (урочных) занятий, обеспечивая реализацию основной идеи стандарта второго поколения взаимосвязи образовательного пространства, обеспечивающего развитие универсальных учебных действий младшего школьника.
Мастерские игротеки, флористики, изонити, декупажа, бумагопластики, дизайна, мягкой игрушки, волшебной паутинки знакомят детей с новыми видами художественной деятельности.
Для организации творческой деятельности мастерских предлагаются примерные объекты, которые являются для детей ориентиром в работе. Все объекты имеет определенную конструкцию, однако ее подробности ребенку не видны, их ему следует выявить путем мысленного анализа, в ходе которого необходимо выделить основные части и детали, определить их форму, размеры, взаиморасположение, способы соединения, сравнить между собой, найти сходство и различия. Кроме анализа, обучающиеся самостоятельно планируют трудовые операции, определяют материалы, подбирают оборудование. В этой деятельности будут задействованы основные познавательные процессы и приемы умственной деятельности ребенка такие, как целенаправленное восприятие и про- извольное внимание, анализ, синтез, сравнение, память и др.
В программе многие объекты имеют различные варианты, которые схожи в главном: имеют общую конструкцию, но при этом отличаются в чем-то менее существенном. Как правило, сравнительный анализ вариантов позволяет понять, что именно в конструкции объекта является главным, существенным, а что менее важным; что изменяется в изделии с изменением главных конструктивных частей; что изменяется с изменением деталей. Такой анализ способствует развитию вариативности и гибкости мышления обучающихся, формированию универсальных учебных действий.
Работа в мастерской может быть организована учителем по заданным условиям. При таком способе организации занятий объект работы отсутствует, вместо этого обучающимся предлагается перечень условий (требований), которым должен удовлет- ворять изготавливаемый предмет. Руководствуясь сформулированными условиями, дети самостоятельно продумывают, какие именно детали и в каком количестве им следует использовать, как их расположить и соединить между собой. В процессе организации творческой деятельности учитель может включать в работу задачи на изменение или дополнение образца в соответствии с определенными требованиями. Например, дан образец ребристого шара, следует на его основе разработать фигурку зайчика, птички или цыпленка. Подход к работе детей в мастерской дизайна будет иным. Ученики должны учитывать основные правила дизайна: для каждой вещи, создаваемой и используемой человеком, существует одно общее требование: она должна быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне; в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид; каждая вещь должна соответствовать общей обстановке, характеру и облику своего хозяина. Подобный подход будет применим и целесообразен при выполнении каждого задания. Например, изготовление упаковки предполагает учет того, для чего именно она предназначена: упаковка должна сочетаться с подарком по форме, размеру, декору. Такая работа постепенно позволяет вырабатывать у обучающихся правильное отношение к вещам, стремление избегать ненужной вычурности и бессмысленных излишеств. А значит, формирует истинное понимание дизайнерских правил, хороший эстетический вкус. Предлагаемый программой перечень объектов для организации творческой деятельности может быть изменен с учетом региональных особенностей, национальных традиций, наличия природных (искусственных, синтетических) материалов.
Основные формы работы в творческих мастерских групповые и коллективные. Результат работы создание тематических композиций, игрового материала, украшений для новогодних праздников, динамических моделей, кукольного театра и т.д. Продолжительность: в течение учебного года 1 ч в неделю.
























Календарно-тематическое планирование занятий
№ п/п
Название мастерской
Тема
Форма организации
Количество часов
Дата план
Дата факт

1
Мастерская флористики
Композиции из листьев. Композиции из цветущих растений, стебельков
групповая
4



2
Мастерская лепки
Лепка фигурок животных, композиции из пластилина
Индивидуальная Групповая
4



3
Мастерская игротеки
Домино из массы для моделирования. Шахматы из шишек
Индивидуальная Групповая
4



4
Мастерская Деда Мороза
Новогодние игрушки из цветной бумаги
Групповая Коллективная
4



5
Мастерская коллекции идей
Поделки из цветной бумаги
Индивидуальная Групповая Коллективная
11



6
Мастерская оригами
Пальчиковый кукольный театр. Сюжетные композиции
Индивидуальная Групповая
4



7
Мастерская конструирования и моделирования
Вертушки, парашют. Плавающие модели. Динамические модели (мобили)
Индивидуальная
4




Литература в помощь учителю
Баркер Э., Мом Д. Первые поделки для малышей / Пер. с фр. О.Ю. Пановой. М., 2009.
Нагибина М.Н. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1998.
Нагибина М.Н. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
Орен Р. Секреты пластилина: Учебное пособие. М., 2011.
Тойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона, яичной скорлупы, горшочков и природных материалов / Армин Тойбнер, Нелли Болгерт, Ральф Крумбахер. Ярославль, 2010.
Черныш И. Поделки из природных материалов. М., 1999.
Черныш И. Удивительная бумага. М., 1998.
15