Электронная таблица MS Excel. Создание электронных тестовых заданий.



План урока


Тема урока: Электронная таблица MS Excel. Создание электронных тестовых заданий.

Цели урока:

Обучающая цель: Научить учащихся основным понятиям электронных таблиц. Научить использованию различных функции для создания тестовых заданий и оформлению документа.
Развивающая цель: Раскрыть значения команд и пунктов меню. Ознакомить с возможностями и функциями программы.
Воспитательная цель: Научить учащихся четкости, последовательности в работе с компьютером.

Метод урока: Комбинированный урок.

Оборудования: Персональные компьютеры, интерактивная доска, флэш-памяти.

Наглядности: Плакат электронной таблицы Excel. Книга-брошюра «Табличный процессор Microsoft Excel». Раздаточные карточки с командами меню, формулами, и заданиями для выполнения.

Ход урока:

Организация урока.-2 мин.
Тестирование учащихся и оценка знаний по пройденным темам на компьютере.-10мин.
3. Новая тема. – 35 мин
Электронная таблица MS Excel. Создание электронных тестовых заданий.
3.1.Интерфейс программы.
3.2 Основные понятия электронных таблиц.
3.3 Ввод данных в ячейки: текста, чисел и формул.
3.4. Вычисления в программе. Использование команды «Автосумма».
3.5. Создание и оформление текстовой части тестовых заданий.
3.6 Программирование вычисления набранных баллов и оценки.
4. Задания на карточках для самостоятельного выполнения: «Создание электронных тестовых задании по разным предметам»-30 мин.
5. Проверка результатов задания и оценка учащихся.- 8 мин.
8. Итоговая оценка.- 2мин
9. Домашнее задание.- 3мин.















1. Организация урока.
Проверка посещаемости учащихся по журналу.

2.Тестирование учащихся и оценка знаний по пройденным темам на компьютере. Тестовые вопросы на тему: «Проверочный тест по Microsoft Office.» Тестирование пройдет на компьютере. Тест составлен в программе MS Excel. Компьютер выставляет учащемуся оценку по количеству правильных ответов. Вопросов всего – 10. Из них правильно ответов:
10,9 – оценка «5»;
8,7 – оценка «4»;
6,5 – оценка «3»;
4,0 – оценка «2».

Тестовые вопросы.
  
Проверочный тест по MS Office

1. MS Word - это
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

1
Графический редактор
 
 
 
 
 

2
Ситема электронных таблиц
 
 
 
 

3
Текстовой редактор
 
 
 
 
 

 

ответ вводить сюда
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Под каким расширением сохраняются файлы
 
 

в MS Word
 
 
 
 
 
 
 

1
.ppt
 
 
 
 
 
 
 

2
.doc
 
 
 
 
 
 
 

3
.avi
 
 
 
 
 
 
 

 

ответ вводить сюда
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Какой из ниже приведенных рисунков является
 
 

кнопкой автосуммы
 
 
 
 
 
 

1

 
 
 
 
 
 
 

2

 
 
 
 
 
 
 

3

 
 
 
 
 
 
 

 

ответ вводить сюда
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. MS Excel - это
 
 
 
 
 
 

1
Текстовой редактор
 
 
 
 
 

2
Архиватор
 
 
 
 
 
 

3
Система электронных таблиц
 
 
 
 

 

ответ вводить сюда
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Под каким расширением сохраняются файлы в MS Excel
 

1
.doc
 
 
 
 
 
 
 

2
.xls
 
 
 
 
 
 
 

3
.ppt
 
 
 
 
 
 
 

 

ответ вводить сюда
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Как в MS Excel можно защитить лист
 
 
 

1
Данные\Панель инструментов\Защитить лист
 
 

2
Сервис\Защита\Защитить лист
 
 
 
 

3
Файл\Защита\Защитить лист
 
 
 
 

 

ответ вводить сюда
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Какие из ниже приведенных рисунков, в MS Office
 
 

означают Вырезать/Копировать/Вставить
 
 

1
 
 
 
 
 
 
 
 

2
 
 
 
 
 
 
 
 

3
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ответ вводить сюда
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. Какой из ниже приведенных рисунков означает
 
 

кнопку Заливки
 
 
 
 
 
 

1

 
 
 
 
 
 
 

2
 
 
 
 
 
 
 
 

3
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
ответ вводить сюда
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

9. Как в Microsoft Office через меню сохранить документ
 

1
Файл\Сохранить
 
 
 
 
 
 

2
Данные\Сохранить
 
 
 
 
 

3
Сервис\Сохранить
 
 
 
 
 

 

ответ вводить сюда
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

10. Какой из ниже приведенных рисунков обозначает кнопку WordArt

1

 
 
 
 
 
 
 

2

 
 
 
 
 
 
 

3

 
 
 
 
 
 
 

 

ответ вводить сюда
 
 
 
 



Новая тема.

Электронная таблица MS Excel. Создание электронных тестовых заданий.





3.1 Интерфейс программы.



1 – Строка заголовка
2 – Строка «Меню»
3 – Панель инструментов «Стандартная»
4 – Панель инструментов «Форматирование»
5 – Строка формул
13 EMBED CorelDRAW.Graphic.13 1415
Чтобы переименовать лист, нужно дважды щелкнуть вкладку Лист1. Будет выделен Лист1. Ввести новое имя, например, Доход, и нажать клавишу Enter. На вкладке появится название Доход.

3.2 Основные понятия электронных таблиц.
Основными понятиями электронных таблиц являются – лист, строки, столбцы и ячейки. Каждый лист предназначен для хранения одной электронной таблицы, которая представляет собой двумерный массив строк и столбцов.
На пересечении каждого столбца и строки расположен небольшой прямоугольник, который называется ячейкой.
В нее можно вводить данные (текст, число или формулы).
Столбцы обозначаются буквами латинского алфавита в следующем порядке: A – Z, AA – AZ, BA – BZ,,IV. Строки нумеруются от 1 – 65536.
Ячейки имеют уникальный адрес, состоящий из буквы столбца и номера строки, на пересечение которых она находится.
Например, А1 – адрес первой ячейки, а IV65536 – адрес последней ячейки. Адрес ячейки называется также ссылкой на ячейку.
Можно работать с одной ячейкой, а можно выделить несколько ячеек и работать с ними одновременно. Совокупность нескольких выделенных ячеек называется блоком или диапазоном. Адрес диапазона складывается из разделенных двоеточием адресов первой и последней ячеек этого диапазона.
Например, чтобы обозначить блок от А1 по C15 используют запись А1:C15.

Ячейка Диапазон ячеек















3.3. Ввод текста, чисел и формул в ячейки.

Ввод текста.
Текст – это набор любых символов. Если текст начинается с числа, то начать ввод необходимо с кавычки (апострофа).
Если ширина текста больше ширины ячейки и ячейка справа пуста, то текст на экране займет и ее место. При вводе данных в соседнюю ячейку предыдущий текст будет обрезан (но при этом в ячейке он будет сохранен полностью).
Ввод чисел.
Числа в ячейку можно вводить со знаков =, +, - или без них. Если ширина введенного текста больше, чем ширина ячейки на экране. Если Excel изображает его в экспоненциальной форме либо вместо числа ставит символы # ### (при этом число в ячейке будет сохранено полностью). Для того чтобы полностью увидеть такое число, необходимо сделать столбец шире.
Для ввода дробных чисел используется десятичная запятая или точка в зависимости от настройки. По умолчанию – запятая.
Ввод формул.
В виде формулы может быть записано арифметическое выражение. Оно представляет собой последовательность чисел или ссылок на ячейки, объединенных знаками арифметических операций или функциями.
Формулы всегда начинаются со знака равенства «=». Для того чтобы в Excel вычислить, сколько будет 2*3, следует записать =2*3. Для ввода в ячейку формулы C1+F5 ее надо записать как =C1+F5. Это означает, что к содержимому ячейки C1 будет прибавлено содержимое ячейки F5. Результат будет получен в ячейке, куда занесена формула (т.е. в ячейке где находится табличный курсор).
По умолчанию после фиксации формулы в ячейке отображается результат вычислений по заданной формуле.
Например, СУММ(А1:А300) – подсчитает сумму чисел в трехстах ячейках диапазона А1:А300
Так как функция суммирования часто используется, то за ней закреплена кнопка на панели инструментов.





3.5. Создание и оформление текстовой части тестовых заданий.

На первом листе программы создаем текстовую часть теста. Для этого набираем вопросы
и варианты ответов. Например в таком виде:

Для оформления можно использовать команды Заливка , Автофигуры , Цвет текста и т.д. Например, оформленный тест может выглядеть таким образом:




3.6 Программирование вычисления набранных баллов и оценки.

На втором листе сначала набираем номера вопросов, под ячейкой «Ответы» - набираем формулу для определения правильных ответов на каждый ответ отдельно.
Например,
=ЕСЛИ(Лист1!A8=3;1;0)
Здесь:
=ЕСЛИ – функция,
Лист1!A8 – Номер ячейки, куда вводится номер правильного ответа на Листе1,
=3;1;0 – 3- номер правильного ответа, 1 – правильно: набирается 1 балл, 0 – не правильно: 0 баллов.

Далее под ячейкой «Набранные баллы» набираем формулу суммирования правильных ответов:
=СУММ(B2:B11)
Здесь:
=СУММ – функция суммирования,
(B2:B11) – Диапазон ячеек для суммирования набранных баллов.

Далее под ячейкой «Итоговая оценка» набираем формулу для автоматического выставления оценки по сумме набранных баллов:
=ЕСЛИ(A14>=9;5;ЕСЛИ(A14>=7;4;ЕСЛИ(A14>=5;3;ЕСЛИ(A14<=4;2))))

Здесь:
=ЕСЛИ – функция,
(A14 – адрес ячейки, где суммируются количество правильных ответов,
>=9;5 – если правильно ответов 9 и более, то ставим оценку 5,
ЕСЛИ(A14>=7;4; - если сумма правильных ответов равно и больше 7, то выводится на экран оценка 4, и так далее
ЕСЛИ(A14<=4;2)))) - оценка 2 ставится в том случае, если человек отвечает на 4 вопроса и меньше правильно. Скобки закрываем в конце программы, смотря сколько открытых.
На экране все это может выглядеть таким образом:

В диапазоне В2:В11 находятся следующие формулы:

=ЕСЛИ(Лист1!A8=3;1;0)
=ЕСЛИ(Тест!A16=2;1;0)
=ЕСЛИ(Тест!A24=2;1;0)
=ЕСЛИ(Тест!A31=3;1;0)
=ЕСЛИ(Тест!A38=2;1;0)
=ЕСЛИ(Тест!A45=2;1;0)
=ЕСЛИ(Тест!A53=1;1;0)
=ЕСЛИ(Тест!A61=3;1;0)
=ЕСЛИ(Тест!A68=1;1;0)
=ЕСЛИ(Тест!A75=3;1;0)


=СУММ(B2:B11)