Статья Шидалиной С.К. НИШ ХБН г.Атырау


РЕФЛЕКТИВНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ УРОКА
Шидалина Сара Кунакбаевна
Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления г. Атырау
Республика Казахстан
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы рефлективного преподавания в процессе образования и обучения. Процесс рефлексии показан в динамике, на примере одного урока физики, с применениями и интеграцией основных семи модулей. Раскрыто понятие «рефлективный практик», с точки зрения интеллектуализации проблем, подлежащих решению.
Аңдатпа. Мақалада білім беру мен оқыту барысындағы рефлективті үйретудің мәселелері қарастырылған. Рефлексия үрдісі бір сабақ мысалында, динамикада, негізгі жеті модульді қолдану және кіріктіру арқылы көрсетілген. Шешімін талап ететін интеллектуалды мәселелер тұрғысынан «рефлективті практик» түсінігі ашылған.
Annotation. Title considers matters of reflective teaching in the process of education. The process of reflection shown in the dynamics of one lesson, with application and integration of basic seven modules. The concept of “reflective practician”, from perspective of intellectual problems requiring solution.
Ключевые слова: критическое мышление, рефлексия, синквейн, кластер, саморегуляция, метапознание.
Для большинства учителей, в соответствии с их образованием и профессиональной подготовкой, естественны размышления о своей работе, но цель состоит в том, чтобы сделать этот процесс более ярко выраженным, систематическим и совместным с кем-либо. Понятие «рефлективный практик» исходит из работы философа, психолога и образовательного реформатора Джона Дьюи и философа, индустриального и технологического исследователя Дональда Шона. Книга Дьюи «Как мы думаем» (1910) оказала уникальное влияние на образование, определяя рефлективную мысль с точки зрения интеллектуализации проблем, подлежащих решению, развивая идеи или гипотезы. инициируя и осуществляя исследования практических ситуаций, апробируют гипотезы на практике. Технический рационализм не смог стать доминирующей парадигмой при сопоставлении с профессионализмом. Его понятие «размышление в действии» иногда описывается как «размышление на ходу». Это предполагает взгляд на наш опыт, связь с нашими чувствами и внимание к используемым теориям, влечет за собой выстраивание нового понимания для обновления наших действий в меняющейся ситуации. За этим процессом затем следует «размышление после действия» [1, с. 52]
«Учебные занятия, построенные на основе конструктивистского преподавания, предоставляют ученикам возможность размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объём знаний, перестраивать своё понимание определённых тем на стадии изучения. Этот процесс позволяет ученикам подвергать сомнению свои предположения и стремиться расширить и углубить представления о мироустройстве. Сами ученики играют важную роль при использовании учителем указанной формы преподавания: активно конструируют знания посредством социального взаимодействия со сверстниками. Учитель обеспечивает возможностями для обучения, материалами и пр., но сами ученики должны обладать желанием действовать с целью развития собственного понимания предмета» [1, с.112]. Изучив идеи всех модулей, я поняла, что современное преподавание требует конструктивистских подходов в процессе образования, переплетении новых стратегий, их реализации для достижения основной цели – воспитание личности. Изучив идеи, я провела анализ, как мне удалось или не удалось внедрить в свой урок, хотя бы элементы этих модулей. Современный урок – урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. С проблемой его анализа и оценки знаком каждый директор школы и заведующий учебной частью [2.c.2] Свой урок, я прежде всего, планирую так, чтобы он был содержательным, интересным и ориентированным на самостоятельную работу учащихся по приобретению и закреплению знаний, так, чтобы учащиеся смогли применить полученные знания на практике, то есть в жизни. Целью данного урока является систематизация и углубление знаний об электрическом токе, напряжении, электрической цепи. Цели и ожидаемые результаты при внедрении идей семи модулей по данном уроку.
- ученики смогут вступать в диалог работая в паре или в группе
- ученики смогут распознавать ошибки и определять методы решения задач
- ученики смогут анализировать при работе с приборами
- ученики смогут лаконично составить синквейн
- ученики смогут работать на интерактивной доске (шаги синквейна)
-ученики смогут решать задачи повышенной трудности
-ученики смогут оценить одноклассников и себя
В ходе проведения урока были применены следующие ресурсы:
- учебник «Физика и астрономия» для учащихся 8 класса
- сборник задач по физике под редакцией Лукашика В.И.
- интерактивная доска (при проверке домашнего задания, при оценивании синквейна
- набор электроприборов
- листы для рефлексии
Перед началом урока я попросила учащихся занять места в кабинете. Согласно тому разделению на группы, которое они сами предложили. При помощи старосты класса были отмечены отсутствующие, дежурная по классу раздала каждой из групп необходимые для проведения урока раздаточные материалы и приборы из приведённого выше списка ресурсов. На первом этапе урока целью было повторение пройденной темы и изложение нового материала. При опросе я использовала интерактивную доску, на которой учащиеся записывали формулы о силе тока, зарисовывали амперметр и источники тока. Излагая новую тему, я ввела определение электрического напряжения и составных частей электрических цепей. В процессе изложения я заметила, что некоторые ученики активно участвовали в обсуждении вопросов по новой теме, а другие тихо рассматривали приборы или переписывали формулы. Эти ученики получили соответствующее замечание от активных учеников. На следующем этапе урока – закреплении новой темы ребята приступили к практическим занятиям, то есть по приборам должны были составить электрические цепи с данными приборами. Началось обсуждение того, как составить цепи, что определить и какие приборы оказались лишними. В процессе групповой работы учащиеся вступили в исследовательский диалог, стали обсуждать, какие приборы из прошлых тем и какие из новой, в результате у всех групп была одна цель – составить больше электрических цепей, не перепутав приборы и оценить схемы других групп. В процессе работы порадовало то, насколько сплочённой оказалась каждая из групп, не было в группе равнодушных детей. Каждый проявлял инициативу. Следовательно, напрашивается вывод, что практическое применение знаний эффективнее чем её теоретическая часть. Ребята комбинировали так, чтобы получить целое, обладающее новизной и непохожий на задания других групп, одним словом, они синтезировали. «Обучение и преподавание на основе диалога предполагает подход, при котором диалог между учениками, между учениками и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление, «Обучение тому, как учиться» - это процесс формирования метасознания, согласуется с вопросами, как можно учащимся помочь, понять и взять на себя ответственность за собственное обучение, таким образом, чтобы они могли продолжить своё обучение самостоятельно» [1, с.117].
На следующем этапе урока я учитывая возраст учащихся придумала игровую разминку по ролям «Что важнее», в которой ребята должны были показать и свои актёрские способности и знания по физике – понимание важности прибора электрической цепи. Ученица Наташа из первой группы взяла инициативу в свои руки и сказала о важности источника тока, сравнив его с сердцем человека, так как без источника невозможно движение электронов в металлах как и течение крови по венам – без биения сердца. Это сравнение заставило всех задуматься о принципе работы источника тока. Как показали мои наблюдения, во всех группах с высоким уровнем саморегуляции, такая роль отводилась явному лидеру в этой группе. И в процессе работы с приборами и в ролевой игре учащиеся креативно подошли к выполнению задания.
Как известно, физика наука точная, то есть однозначно в этой науке приходится оперировать числами в ходе решения количественных задач. И моя задача, как учителя физики, заключается не только в том, чтобы учащиеся приобрели какой-то объём теоретических знаний, но и в том, чтобы эта теоретическая база могла быть ими использована при количественном описании моделей каких-то физических процессов, то есть при решении расчётных задач. Для решения задач повышенной трудности и составлении «задач – ошибок» ученики поделились попарно в группах, что позволило им оценить друг друга. Учитывая возрастные особенности учащихся, я позволила им самим составить задачи с ошибками, с критериями – несложные, с небольшими ошибками, либо в условии, либо в единицах измерения. Это не заставило ребят занимать много времени от урока, быстро перепроверив друг друга, они преступили к задачам повышенной трудности, здесь не все смогли справиться с заданиями. Ученики с более глубокими знаниями предмета решили такие задачи, остальные завершат их дома. При такой проверке были выставлены формативные оценки. Например, ученик Дамир решил задачу повышенной трудности, а его оценил рядом сидящий с ним Ислам, он сам не успел решить свою задачу, но зная Дамира не только, как олимпийца по физике, а учитывая его глубокие теоретические знания оценил объективно и предложил сразу поставить высший балл. Радует объективность оценивания, без предвзятости, без обид. Я уверена, что Ислам обязательно решит свою задачу, потому что оценивал для обучения. «Ученики были вовлечены в процесс оценивания, чтобы они определили свои сильные и слабые стороны, чтобы развиваться дальше. Лишь тот, кто учиться, способен научиться и в этой связи для того, чтобы усовершенствовать своё обучение, необходимо реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что требует понимания, мотивации и желания действовать. Вышеуказанное заключение чрезвычайно значимо и актуально для практики преподавания и обучения» [1, с.164].
На следующем этапе урока учащиеся учились составлять синквейны по данному им алгоритму:
Первая строка – одно слово, описывающее тему (обычно существительное)
Вторая строка – два слова, описывающее тему (обычно прилагательные)
Третья строка – три слова, выражающее действие по теме (обычно глаголы)
Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме
Пятая строка – одно слово –синоним, которое ещё раз подчёркивает сущность темы [3, с. 25]
Ребята с интересом приступили к данному заданию, это было заметно по огоньку в глазах. Но прежде чем приступить к работе я предложила перегруппироваться для того, чтобы они чувствовали себя комфортно в любой группе, несмотря на симпатии и антипатии, для дальнейшего развития коммуникативных способностей. Метод «Синквейн» в обучении дает импульс творческим способностям учащихся, отражает глубокое понимание темы, учит резюмировать, лаконично излагать свое мышление о теме, свое ведение, свой подход и учит развитию критического мышления. Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организационным общественным действиям и развитию критического мышления о других [1, стр154]. Например ученики из второй команды решили создать Синквейн об измерительном приборе –вольтметре.
Вольтметр.
Электромагнитный, электродинамический.
Измеряет, показывает, фиксирует.
Помните, всегда параллельное включение.
Электроприбор.
Третья группа написала об источнике тока- аккумуляторе.
Аккумулятор.
Железный, тяжелый.
Заряжается, делит, отдает.
Имеет полюсы «положительный» «отрицательный».
Гальваноэлемент.
Ребята пришли к выводу, что эти два синквейна в наибольшей степени отражают ключевые идеи пройденного материала. Они сумели оценить по критериям, которые заранее написали на интерактивной доске. Первая группа выразилась более лаконично. Этот вид работы я включила для реализации модуля критического мышления. Чтобы развивать критическое мышление ученики вступают в разные виды диалога- это и кумулятивные, и исследовательские. Мы видим переплетение модулей,, их плавное сочетание, отражение друг в друге, понимаем, что нельзя применяя один модуль не сказать о присутствии другого.
В заключительной части урока, учащимся было предложено провести рефлексию, собственно, что они делали и на предыдущих уроках. На листах рефлексии они записывали свои впечатления об уроке, что им понравилось, что они поняли и какие затруднения были в процессе обучения, располагали их на «дереве-достижении», этим самым показали, где и как они себя ощущали в контексте сегодняшнего урока.
Проанализировав результаты рефлексии, я пришла к выводу, что большая часть учащихся ушла с урока с ощущением уверенности в себе и своих знаниях. У некоторых учащихся самооценка была очень высокой, так как они не до конца понимали важность обратной связи, воспринимая происходящее как игру. Ведь так было и на первом уроке из серии последовательных уроков, когда учащиеся не могли понять вообще урок ли это или внеклассное мероприятие по физике. Но из урока в урок они осознавали и признали необратимость новых подходов в обучении, когда каждый из них может свободно высказать свое мнение, пусть даже неправильное, и не услышать от учителя «садись, неправильно» или от одноклассника «твое решение не верное». Они смогли оценить себя и других, что раньше применялось не так часто. Деление на группы проводилось только с целью разнообразия формы проведения урока, но не для эффективности урока. Раскрылось поле деятельности и для учеников-молчунов, и для учеников-озорников, которые показали свои артистические или ораторские способности, стали увереннее, задали траекторию дальнейшего движения, запустили механизмы самообразования и саморегуляции. Ребята стали осознавать, как происходит обучения и научились регулировать свое обучение. Некоторым ученикам было трудно оценивать без видимых критериев, следовательно, учителю надо давать шаблоны критериального оценивания, а уж потом, они научатся их составлять сами. Анализируя урок, я сейчас могу сказать, что не всегда была внимательной к учащимся, к их ответам и суждениям, приходилось сажать детей, не выслушав не до конца его ответа, не проверив до конца данную задачу. Все это лишний раз доказывает то, что надо рационально распределять время на разных этапах урока, не торопится с выводами и самое главное услышать «Голос ученика», разглядеть и объективно оценить его творчество. «Творчество рассматривается по отношению к процессу, продукту или личности (Баррон, 2002) и определяется как межличностный и внутриличностный процесс, посредством которого разрабатываются оригинальные, высококачественные и гениальные результаты» [1, стр189]. Анализ урока показал, что надо интерпретировать, чтобы идти дальше, надо глубже изучать теорию о современных подходах к обучению, ведь не зная теории нечего будет внедрять и в практику, надо совершенствоваться самой, чтобы больше интегрировать идеи семи модулей. «Многие учителя считают, что работа по совершенствованию собственной практики-хорошее начало, но если процесс был на самом деле успешным, и коллеги оказываются вовлеченными в него, то изменения в практику преподавания и обучения в школе будут внедрятся постоянно. Иными словами, школа научится делать что-либо по другому, для чего необходимо заинтересовать коллег и вовлечь их в сотрудничество» [1, стр. 193]. Этот анализ говорить о том, что на последующих уроках необходимо продолжить работу по приобретению устойчивых навыков решения задач на «Законы постоянного тока», вероятно, используя при этом другие формы организации деятельности учащихся. Мои убеждения о том, что развития критического мышления людей-это необходимое условие в быстро меняющемся мире, когда люди не успевают следить за новой информации, не могут выделить главное, а самое обидное не находят этому применение. Мои убеждения о развитии критического мышления подтвердил ученик Эдуард, выступивший в конце урока, который посоветовал посмотреть замечательный фильм «жизнь ПИ», главный герой которого, попадая в жизни в самые нелепые и казалось бы безвыходные ситуации, когда ему приходилось выживать, используя подручные средства, сражаясь и с стихией, и с животными, и с людьми. Эдуард разглядел в фильме межпредметную связь физики с математикой, химией, биологией. Анализируя урок, я пришла к выводу, что в дальнейшем предстоит много работы, требуется более конструктивистский подход в построение урок, так как мы все находимся в начале грандиозных перемен. Как в умах, так и на практике. Завершить свой отчет я хотела бы в стихотворной форме:
Пришел высоких технологий век
Он открывает в светлый мир врата,
Да будет совершенствоваться человек,
Как бы дорога знаний не была крута!
К далеким звездам путь мы держим,
Стремится человечество вперед.
И грандиозную победу мы одержим,
Салют великих подвигов и дел зовет!
(Шидалина С.К)
Список литературы:
Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ РК.
Александрова Е. Современный урок: каким он видится учителям, и каким он видится ученикам // журнал «Директор школы» / №8, 2002. С. 2.
З.У.Имжарова Учебно-методическое пособие «Критическое мышление в образовательном процессе» // №1, г.Актобе,2010г.