Практические рекомендации «Развиваем играя»


ДОШКОЛЬНОЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Об авторах
Практические рекомендации «Развиваем играя» - формирование высших психических функций у детей с ОВЗ, интеллектуальной недостаточностью. Специально подобранные игры предлагаются психологами и дефектологами ,имеющими значительный практический профессиональный опыт работы в развитии, обучении, воспитании и коррекции детей данной группы ( д/с 1956, « Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья – «Благо» ГБПОУ города Москвы Технологический колледж № 21»).Образовательными учреждениями проводится постоянная работа в системе инклюзивного образования по тесному взаимодействию в форме программной преемственности. Такая практическая деятельность способствует успешному выполнению задач, стоящих перед инклюзивным образованием.
Содержание
Дошкольный возраст – это возраст формирования ВПФ (высших психических функций) через образные формы сознания, сенсорные эталоны. Ведущая форма деятельности этого возраста игра, вполне естественно использовать ее как можно шире в развитии детей. Практические рекомендации содержат конспекты коррекционно-развивающих игр по формированию каждой функции отдельно ,а именно восприятия ,памяти, внимания ,мышления ,речи с учетом психофизеологического уровня развития детей данной группы. Конспекты игр представлены двумя возрастными группами, от 0 до 4 лет и от 4 до 8 лет. Такое деление связано не столько с биологическим возрастом и формируется, главным образом с учетом данного психофизеологического уровня развития детей с ОВЗ ( 8- ми летний ребенок может находиться на уровне 2-3 летнего), а осуществление развития возможно только последовательно – ступенчато. Не проработанный материал первой возрастной группы не позволяет двигаться дальше.

Кому предназначено
Данные рекомендации рассчитаны на дошкольных педагогов в системе инклюзивного образования. Важной особенностью является то, что в конспектах развивающих игр предлагаются конкретные рекомендации для родителей, т.к. развитие детей с ОВЗ без из активной помощи практически невозможно.
Фрагмент практических рекомендаций «Развиваем играя»
ВПФ – ПАМЯТЬ
Особенности памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Память ребенка дошкольного возраста с ОВЗ формируется с учетом особенностей их психофизеологического уровня развития. Память детей данной группы отличается:
- медленным запоминанием и быстрым забыванием;
- неточностью воспроизведения;
- фрагментарным воспроизведением запоминаемого материала;
- меньшим объемом запоминаемого материала;
- значительно большим количеством повторений для запоминания;
- неспособностью вовремя воспользоваться приобретенными
знаниями и умениями;
- преобладанием образной памяти над словесно-логической;
- малодоступностью использования опосредованного приема
запоминания.
Таблица развивающих игр
(возраст детей от 0 до 4 лет)
Название игры,
игровой материал Описание развивающей игры
Рекомендации для родителей
Игра «Незнакомец»,
Резиновые игрушки знакомых животных; куклы, машинки
Цель: развитие зрительной памяти, умения целенаправленно запоминать предложенную информацию. Оборудование:резиновые игрушки животных, куклы, машинки. Ход игры: взрослый рассматривает с ребенком выставленные игрушки, называя и обыгрывая каждую. Затем предлагает поиграть ребенку закрыть глаза. В это время выкладывается новая игрушка. Открывая глаза ребенок выбирает новую появившуюся игрушку, с которой надо вместе поиграть. Подведение итогов игры: обязательно похвалить ребенка (даже если ему не удалось справиться с заданием) Взрослый: « Ты старался, смотрел внимательно и запомнил какие игрушки были сначала и какая появилась потом…» На небольшом пространстве (поверхность стола ,коврик на полу) разложить от 2 до 5 знакомых игрушек, примерно одного размера. Начинать лучше с меньшего количества. Игрушки должны быть яркими, удобными для удержания в руках ребенка. Очень важно побуждать ребенка к совершению действий с предметами ,вызывая у них положительные эмоциональные реакции.
Игра «Разложи правильно»
Дидактический набор – ягоды,грибы, фрукты,овощи Цель: развитие слуховой памяти, внимания, развитие способности удерживать на слух инструкцию Оборудование: муляжи ягод, грибов и листья ( более сложный вариант с картинками ), корзинка ,сумка,коробка. Ход игры: перед ребенком на столе или коврике муляжи. Ребенок самостоятельно или с помощью называет их. Взрослый предлагает внимательно послушать и разложить ягоды в корзинку, грибы в сумку, листья в коробку» Подведение итогов игры: обязательно похвалить ребенка (даже если ему не удалось справиться с заданием) « Ты старался и слушал внимательно, запомнил правильно куда что надо разложить» Для выбора сначала ребенку предлагают по 2-3 варианта только грибов,ягод,листьев, при успешном выполнении добавляются не называемые фрукты и овощи. Постоянное взаимодействие в игре взрослого с ребенком помогает развивать и корректировать особенно трудные для него моменты.
Игра «Волшебный мешочек»
Дидактический набор с деревянными основными объемными формами: шар, кубик, колечко Цель: развитие тактильной памяти и способности действовать по предложенной инструкции. Оборудование: яркий мешочек, деревянные шары, кольца и кубики. Ход игры: перед ребенком лежат шар, кольцо и кубик. Ему предлагается ощупать, назвать по очереди каждый предмет. Взрослый начинает игру с «Волшебным мешочком» , все предметы убираются в мешочек. Ребенка просят достать кубик не глядя, только опустив руки в мешочек( начинать лучше с 3-6) . Подведение итогов игры: обязательно похвалить ребенка (даже если ему не удалось справиться с заданием) « Ты старался и слушал внимательно , твои ручки хорошо ощупали и узнали игрушки». При необходимости взрослый вместе с ребенком анализирует особенности каждого предмета, характеризуя их на понятном ребенку языке, например: кубик колючий, шарик большой, колечко гладкое. Главное, что бы ребенок почувствовал тактильную разницу между предметами.
В методических рекомендациях использовано описание игр, разработанных в системе дефектологического дошкольного образования. Предложено 30 развивающих игр (возможно увеличение количества).