Карты послеоперационного контроля по технологии по теме Изготовление швейного изделия.


КАРТЫ ПООПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Панина Любовь Александровна учитель технологии
МКОУ «Дудаченская ООШ».
Качество усвоения учебного материала зависит от многих условий, среди которых важную роль играет контроль. Педагогический контроль направлен не только на определение степени соответствия приобретенных учащимися знаний и умений поставленной учебной цели, но и на управление познавательной деятельностью учащихся в целом. Существующая система педагогического контроля весьма несовершенна. Отсутствие четких измерительных критериев оценки, эпизодичность проверки знаний и большой расход учебного времени на проведение, и обработку результатов контроля отрицательно влияют не только на психику учащихся, но и на весь процесс обучения в целом. Проверка и оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в среднем звене школы. Система контроля и оценивания учебной деятельности школьника не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Контроль выполнения учащимися практических работ на уроках технологии представляет технологии значительную трудность. Это обусловлено, прежде всего, разнообразием видов деятельности и проверяемых параметров. Кроме того, почти невозможно после завершения практической работы проверить правильность выполнения некоторых промежуточных ее этапов. Оценка каждой операции может осуществляться с помощью карты пооперационного контроля по заранее заданным критериям, которые предполагают однозначность определения и возможность измерения, так как в ней даны не только качественные, но и количественные характеристики. Например, при определении технологических допусков на ровность строчки, ширину шва, длину стежка и т.п. учитель должен руководствоваться ГОСТом "Изделия швейные. Методы контроля качества". Необходимо также учитывать уровень подготовки учащихся: в 5-6-м классах допуски на технологическую обработку можно увеличить, а затем, по мере совершенствований трудовых умений учащихся, повышать требования к точности. Например, при составлении карты пооперационного контроля для учащихся 5-го класса ровность строчки допускают ± 1 мм, а в старших классах — 0,5 мм. Проверяемые параметры и критерии их оценок желательно довести до сведения учащихся до начала выполнения практической работы. Это поможет им сосредоточить свое внимание на основных технологических операциях и выполнять их с максимальной точностью и аккуратностью, а учителю поможет конкретизировать свои требования при проведении инструктажа. Параметры, по которым будет проводиться контроль, желательно выписать на классной доске, чтобы они могли служить учащимся ориентиром и условием самоконтроля. Те же параметры должны быть указаны в инструкционных картах по изготовлению данного изделия. Для удобства оценки в картах пооперационного контроля использована пятибалльная система. Общая оценка в 5 баллов разбивается по технологическим операциям в зависимости от их важности в технологическом процессе. Сложные и наиболее важные операции оцениваются 0,5-2 балла каждая, более простые — 0,25-0,5 балла. Суммарная оценка в карте пооперационного контроля должна составлять 5 баллов. Сумма баллов в последней колонке карты служит основой для оценки деятельности учащихся на уроке. Но ее не следует отождествлять с оценкой в классном журнале, которую учитель обычно выставляет на основе комплексного подхода. При этом большое воспитательное значение имеет объективная мотивировка выставленной оценки. Подобные карты рекомендуется использовать на каждом практическом занятии, а при завершении узловых тем их применение просто необходимо. Анализ результатов по горизонтальным рядам таблицы дает пооперационную и суммарную характеристику обученности каждого ученика. По ним можно судить как об общей сформированности трудовых умений, так и о трудностях и ошибках, часто допускаемых учениками при выполнении отдельных операций. Просмотр вертикальных столбцов показывает степень освоения всей группой конкретной операции. Так, если большинство учащихся не указали на выкройке направление долевой нити, то, значит, учитель недостаточно понятно объяснил значение этого при раскладке выкройки на ткани и в будущем ему следует более подробно остановиться на данном вопросе. Отсутствие на выкройке указания на сгиб ткани в середине детали может повлечь за собой то, что при раскладке выкройки учащиеся могут приложить середину детали к кромке ткани или разрезать ее на сгибе, что приведет к неисправимому браку. Следовательно, используя результаты пооперационного контроля, учитель имеет возможность скорректировать свою деятельность с целью исправления пробелов в знаниях и умениях учащихся. Контроль умений учащихся при выполнении практической работы можно осуществлять с помощью карты пооперационного контроля по заранее заданным критериям. Проверяемые параметры и критерии их оценок довести до сведения уч-ся до начала выполнения практической работы. Это поможет им сосредоточит свое внимание на основных технологических операциях и выполнить их с максимальной точностью и аккуратностью. Рассмотрим карту пооперационного контроля, предназначенную для проверки уровня практических умений учащихся по теме "Обработка вытачки". В технологии обработки вытачки контролируют 5 операций: точность наметки, выполнение закрепки шва обратным ходом, ровность строчки, плавность окончания вытачки, наличие влажно-тепловой обработки. За правильное выполнение каждого элемента ставится один балл, за невыполнение или неправильное выполнение — ноль баллов. Для наметки ручным швом в качестве критерия может быть выбрано требование отклонения шва от намеченной линии не более чем на 2 мм, а для ровности машинной строчки — не более чем на 1 мм. По остальным параметрам ставится 1 балл, если операция выполнена, и ноль баллов, если нет.
Карта пооперационного контроля Обработка вытачки.
№ Ф.И. учащихся Технологические операции и критерии оценкиСумма баллов
Точность наметки по намеченной линии (+- 2мм) Выполнение закрепки шва обратным ходом Есть/нет Ровность строчки (± 1 мм) Плавность окончания вытачки (Есть/нет) ВТО (Есть/нет) Количество баллов по операциям
1 1 1 1 1 5
1. 2. 3. 4. 5. Карта пооперационного контроля. Построение чертежа швейного изделия.
№ Ф.И. учащихся Технологические операции и критерии их оценки
Одинаковая толщина линия (есть/нет) Контур чертежа обведен сплошной линией (есть/нет) Надписи деталей (есть/нет) Буквенное обозначение точек и отрезков (есть/нет) Расчеты записаны в инструкционной карте (есть/нет) Точность расчетов (есть/нет) Сумма баллов
Количество баллов по операциям
0,5 1 0,5 0,5 1 1,5 5
1. 2. 3. 4. 5. Карта пооперационного контроля. Выполнение машинных работ
№ Ф.И. учащихся Технологические операции и критерии оценкиТочность наметки по намеченной линии (+-2мм) Выполнение закрепки шва Есть/нет Ровность строчки Есть/нет Сметочная нитка Есть/нет ВТО Есть/нет Сумма Баллов
Количество баллов по операциям
1 1 1 1 1 5
1. 2. 3. 4. 5. Карта пооперационного контроля. Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою.
№ Ф.И. уч-ся Технологические операции и критерии их оценки
Название деталей выкройки (есть/нет) Боковой срез (есть/нет) Нижний срез (есть/нет) Середина детали (есть/нет) Направление долевой нити (есть/нет) Припуски на швы (есть/нет) Сумма баллов
Количество баллов по операциям
0,25 0,5 0,25 1,5 1 1,5 5
1. 2. 3. 4. 5. Карта пооперационного контроля. Раскладка выкройки швейного изделия на ткани и раскрой.
№ Ф.И. уч-ся Технологические операции и критерии оценкиПодготовка ткани к раскрою Раскладка выкройки на ткани
Раскрой по припускам (Есть/ нет) ВТО ткани Есть/ нет Определение лицевой стороны Есть/нет Опред. Длин ы ткани Есть/ нет Экономное использование ткани Есть/ нет Учет рисунка ткани Есть/ нет Опред. Долевой нити Есть/нет Обмеловка контура Есть/ нет Обмеловка припус ков Есть/ нет Сумма баллов
Количество баллов по операциям
0,25 0,25 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 1 5
1. 2. 3. 4. 5. Карта пооперационного контроля «Обработка фигурной кокетки»
№ Критерии оценкиБаллы
1. Организация рабочего места 0,5
2. Клеевая прокладка наклеена без перекосов 0,5
3. Срезы прокладки не доходят до срезов кокетки на величину припусков на швы 0,5
4. Ширина обтачивания срезов 0,5±0,2 1
5. Наличие закрепок и их величина 0,7-1,0 см 0,5
6. Выполнение надсечек по шву обтачивания кокетки 1
7. Качество вывернутых углов 1
8. Ширина канта (0,1-0,2см) 1
9. Качество и ширина отделочной строчки по краю обтачного шва 0,5±0,2 1
10. Качество и ширина настрочного шва 3,5 0,2 см 1
11. Качество ВТО 1
12. Соблюдение ТБ 1
Итого 10