Рабочая программа учебного курса. Литературное чтение. 1 класс. УМК Перспектива.


Пояснительная записка
Роль и место дисциплины Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской учебной программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого для 1 -4 классов начальной школы входящей в состав УМК «Перспектива».
Адресат Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Учебно-методический комплекс «Перспектива» под редакцией Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год.
Соответствие Государственному образовательному стандарту (перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа);
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. федерального государственного образовательного стандарта (начального 1-4), утверждённого приказом МО РФ № 373 от 06.10.2009 года; постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования
в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и на основании «Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования» (Приложение к приказу управления образования и науки Тамбовской области №1593 от 05. 06. 2009 г.), на основе типовой (примерной) программы, рекомендованной Министерством образования РФ
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
основной образовательной программы начального общего образования на 2012-2016 гг.
Учебного плана МБОУ «Никифоровская СОШ №2» Старинский филиал
Положения о составлении рабочих программ по МБОУ «Никифоровская СОШ №2»
примерной программы начального общего образования по предмету литературное чтение
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения Главной целью является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.
Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.
Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:
целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
развивать интерес к литературному творчеству;
духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников
Специфика программы Общие принципы, реализующие указанные цели:
принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
культурно-исторический принцип;
принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.
Основные содержательные линии курса Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идет параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную связь.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира. Сравнение произведений разного вида создает условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает обучающихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальными и изобразительным искусством .
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения
Виды работ с текстом. Коммуникативно- познавательная деятельность
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Первый раздел программы «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» - ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно- речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях.
Виды работ с текстом. Коммуникативно- познавательная деятельность. Программа предусматривает освоение обучающимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление на части. Подбор к ним заглавий, составление плана). Формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты.
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность. Этот раздел нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности обучающихся средствами художественной литературы.
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности. Этот раздел определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков, произведения детской литературы современных писателей, произведении фольклора.
Круг детского чтения. Тематика
1. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы.
2. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов).
3.Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
Развитие навыка чтения:
способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов;
качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе 30—40 слов в минуту.
Формирование речевых умений при работе с текстом произведения:
полные ответы на вопросы по содержанию текста;
нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка;
пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста;
воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы;
формирование умения сосредоточиться на чтении текста.
Воспитание культуры речи и чтения:
формирование умения слушать собеседника;
развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении;
развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения;
развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности;
воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику и взрослому;
увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнения на целостное восприятие слов.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром
Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки:
формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов;
наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок;
сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев.
Слушание художественных произведений:
слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного;
слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.
Перечитывание художественного произведения и его анализ:
высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное;
соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему;
нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям;
воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте;
наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя); нахождение слов, помогающих ярко и точно изобразить природу;
понимание значения слов и выражений исходя из контекста; сопоставление синонимов;
умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.
Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами:
воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений;
сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом;
придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя);
умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).
Требования к результатам (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса);
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Формирование эстетических чувств.
Развитие этических чувств.
Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
Наличие мотивации к творческому труду. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно стоить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение логическим действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество, книга, автор, содержание; художественный текст и др.) осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата
Предметные результаты
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова
Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России
Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении. Давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарным приемам интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 1 класса
Учащиеся должны знать:
наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.
Учащиеся должны уметь:
читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;
читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
высказать свое отношение к прочитанному.
Формы организации учебного процесса, технологии обучения Новые тенденции в образовании диктуют необходимость отказаться от преимущественного использования фронтальных форм обучения. Урок нужно рассматривать как организацию совместного дела с детьми. В этих целях необходимо широко практиковать групповые, коллективные формы работы, в процессе которых язык органично вливается в деятельность и сопровождает ее. Важно создавать условия, в которых ребенок чувствует себя раскованным и свободным, испытывает положительные эмоции.
Виды и формы контроля Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные работы:
Комплексная работа по итогам обучения
Стандартизированная контрольная работа.
Объем и сроки обучения Программа и материал УМК рассчитаны на 34 часов в год (4 часа в неделю; 9 недель)
Методическое обеспечение
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечения образовательного процесса
Книгопечатная продукция
1. Литературное чтение. 1 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2011 г. в 2-х частях.
Авторы Л.Ф.Климанова; Л.А.Виноградская; В.Г.Горецкий
2. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 1 класс. М.: «Просвещение», 2011 г. Авторы Л.Ф.Климанова; Т.Ю.Коти
3.Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1 класс. М.:»Просвещение», 2011г.
Методические пособия
4.Уроки чтения. 1 класс. Пособие для учителя. М.: «Просвещение» 2009г.
5.Поурочные разработки по литературному чтению УМК «Перспектива» 1 класс. М. : «Вако» 2012г.
6. Картинный словарь
7.Набор таблиц по чтению
8. Портреты писателей
Литература и интернет ресурсы:
1. «Перспектива» Сборник рабочих программ 1-4 классы. М.: «Просвещение»2011г. Авторы: Л.Г. Петерсон, О.А. Железникова, Л.В. Климанова, Т. В. Бабушкина.
2. Современные технологии проведения урока в в начальной школе с учетом требований ФГОС. Москва. : Издательство АРКТИ. 2012г.
3.Контрольные работы в начальной школе по чтению 1-4 классы. М. : «Дрофа» 2008г.
4. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы.
5.Сайт УМК «Перспектива».-http://www/prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob-no=12371
6.Федеральный Государственный Образовательный Стандартhttp://standart.edu.ru/7. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/bibliotekaМатериально техническое обеспечение.
Технические средства обучения
Классная доска
Магнитофон
Персональный компьютер
Мультимедийный компьютер
Мультимедийный проектр
Экран проекционный
Принтер
Ксерокс
Фотокамера
Содержание и учебно-тематический план
№п/п Перечень разделов программы Кол-во часов Содержание темы Характеристика деятельности учащихся УУД
1. Книги – мои друзья 7часов 1.Вводный урок по содержанию раздела. Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. Основные понятия раздела: книга, читатель, писатель. Книги — мои друзья. С. Маршак. «Новому читателю».2. «Кто говорит молча?» Загадки о книге. Пословицы о книге.
Возникновение письменности. Предметное письмо. Узелковое письмо. Наскальные рисунки. Иероглифы. Сочинение своего письма с помощью рисунков. 3.С. Михалков « Как бы жили мы без книг?» Выставка книг. Герои детских книг.4.Мы идём в библиотеку. Экскурсия. Тематические указатели.5. Мои любимые писатели. А.С. Пушкин. Словесное рисование картин к вступлению к поэме «Руслан и Людмила».6. Самостоятельное чтение. В.Осеева. Чтение по ролям. Семейное чтение. Из книг К.Д. Ушинского. Нравственный смысл произведений К.Д. Ушинского.7. Наш театр. К. Чуковский «Айболит». Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Сравнивать слова с противоположным значением: трудолюбие — леность, честность — ложь, доброта — злость, объяснять их смысл. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека.
Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Называть элементы книги (обложка, иллюстрации, фамилия автора, название произведения). Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?». Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Придумывать свои записи с помощью различных рисунков. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Рассказывать о возникновении письменности. Описывать (представлять) устно картины, изображённые в произведении А.С. Пушкина. Читать, представляя себя в роли разных героев рассказа В. Осеевой. Определять героев произведения К. Чуковского. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение Личностные: восприятие человека человеком.
Регулятивные: формирование умения общаться .
Познавательные: осмысление процесса, форм и способов об
щения; осмысление общения как способа получения и переда
чи информации.
Коммуникативные: формирование конструктивных способов
взаимодействия с окружающими людьми
2. Радуга – дуга» (произведения малых фольклорных жанров 5 часов 1.Основные понятия раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки.2. Песенки разных народов. Сравнение песенок разных народов. Выразительное чтение песенок. 3.Самостоятельное чтение «Рифмы матушки-гусыни». 2. Загадки. Сравнение загадок с отгадками. Классификация загадок. Сочинение загадок. Пословицы и поговорки разных народов. Нравственный смысл пословицы. По следам семейного чтения. Мудрые мысли разных народов. 3 Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Выставка книг. 4. Наш театр. «Перчатки» Английская народная песенка. Подготовка спектакля по произведению. 5. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Определять нравственный смысл пословицы и поговорки (какая народная мудрость заключена в пословицах и поговорках разных народов). Изменять (убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Называть изученные жанры фольклора, высказываться о своём отношении к русским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов России. Соотносить загадку и отгадку. Распределять загадки по тематическим группам. Объяснять смысл пословицы. Учить выбирать книги для самостоятельного чтения в школьной библиотеке, ориентируясь на название книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Читать вслух произведения малых жанров устного народного творчества. Читать выразительно, учитывая интонацию. Различать виды малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, загадки. Сочинять загадки на основе заданных свойств предмета. Придумывать жизненные ситуации, в которых можно было бы использовать одну их прочитанных пословиц. Анализировать содержание текста; называть героев произведения; определять особенности характера героев. Инсценировать произведение Личностные: формирование позитивного отношения к чтению.
Регулятивные: освоение способов работы с книгой.
Познавательные: умение различать пословицы и поговорки, формирование навыка выразительного чтения.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах, распределять роли в игре и инсценировках.
3. Здравствуй, сказка!» (включает народные и авторские сказки, данные для сопоставления, сравнения 5 часов 1. Основные понятия раздела: сказка,тсказкао животных, сказочный герой. Узнай сказку. Рассказывание сказок по рисункам. Работа с книгой. Жили-были буквы. Г. Юдин «Почему «А» первая?» 2.Т. Коти « Катя и буквы».
3.Сравнение сказок. Русская народная сказка « Курочка Ряба», С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят». 4. Русская народная сказка « Лиса, заяц и петух». Главные герои сказки.
5.Л. Пантелеев «Две лягушки». Сравнение героев сказки. По следам семейного чтения. Сказки разных народов. 6.Буквы — сказочные герои. По следам самостоятельного чтения. И.Гамазкова « Живая азбука». 7.Сравнение русских сказок. «Два лентяя» и «Заяц и черепаха». 8. Наш театр. С. Михалков « Сами виноваты». Инсценирование сказки. 9. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. Семейное чтение «Три дочери», «Два лентяя», «Заяц и черепаха».
Рассказывать о своём отношении к сказкам. Высказывать своё мнение о прочитанной сказке. Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?». Выбрать сказку после рассматривания иллюстраций и чтения названия. Называть 1—2 сказки народов России. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Находить нужную сказку в книге. Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать сказки со сходным содержанием. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Читать сказку вслух. Рассказывать сказку по серии рисунков. Придумывать возможный конец сказки. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказке. Определять реальное и волшебное в литературной сказке, в стихотворении. Определять героев произведения. Определять характер героев произведения, называть их качества. Распределять роли. Инсценировать произведение Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию.
Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации. Познавательные: умение отличать сказку от других литературных произведений, совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.
4. Люблю всё живое 5 часов 1. Основные понятия раздела: общение, диалог. В. Лунин «Никого не обижай», Е. Благинина «Котёнок». Приём звукописи как средство создания образа. И. Токмакова «Лягушки».2.И. Токмакова « Разговор синицы и дятла», В. Бианки «Разговор птиц в конце лета». 3. Мы в ответе за тех, кого приручили И. Пивоварова «Всех угостила», С. Михалков «Зяблик». Герой стихотворения. 4. Н. Сладков « Без слов». Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу».5. Мы идём в библиотеку. Книги о природе и животных. Л.Н. Толстой «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных». Семейное чтение. Л. Толстой «Пожарные собаки». 6По следам самостоятельного чтения. С. Маршак «В зоопарке». Общение с миром природы. Наш театр. С. Маршак «Волк и лиса».
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Определять нравственный смысл содержания раздела «Люби всё живое». Рассказывать о своём отношении к животным и растениям. Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. Соблюдать нормы общения со старшими, друг с другом. Выражать своё отношение к животным; составлять рассказ о любимой собаке (кошке). Сравнивать понятия: делать хорошо, делать плохо; объяснять их смысл. Участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом. Отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой. Представлять собственный творческий продукт. Классифицировать книги на выставке по подтемам. Сравнивать научный и художественный тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать выразительно стихотворение, передавая особенности разговора различных птиц, своё собственное отношение. Различать научный и художественный тексты.
Освоить приём звукописи как средство создания образа. Находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы. Находить слова в прозаическом и стихотворном текстах, характеризующие героя. Определять героев произведения и их характеры. Распределять роли. Инсценировать произведение. Создавать произведение по серии рисунков. Определять тему выставки книг, находить нужную книгу Личностные: формировать умение представлять своё творчество. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи. Коммуникативные: формировать умение работать в парах и группах.
5. Хорошие соседи, счастливые друзья 4 часа 1.Основные понятия раздела: рассказ, герой рассказа. С. Михалков «Песенка друзей», М. Танич «Когда мои друзья со мной», А. Барто «Сонечка». Выразительное чтение стихотворений. 2. Характеристика героя произведения. Сравнение произведений по теме, содержанию и главной мысли. Е. Пермяк «Самое страшное», В. Осеева « Хорошее», Э. Шим «Брат и младшая сестра». 3. Мы идём в библиотеку. Книги о детях. Самостоятельное чтение. Е. Благинина «Паровоз, паровоз, что в подарок нам привёз…», В. Лунин «Мне туфельки мама вчера подарила…». Тема стихотворений. Наш театр. М. Пляцковский «Солнышко на память», Ю. Мориц «Это - да! Это - нет!». Чтение по ролям.
4. Семейное чтение. Л. Толстой «Не лениться», «Косточка». Нравственно-этический смысл произведений. Главная мысль произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассуждать о том, кого можно назвать другом, объяснять, что такое настоящая дружба. Различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давать оценку своим и чужим поступкам.
Обсуждать с другом значение понятий: дружба, забота, взаимопомощь, милосердие; приводить примеры из прочитанных рассказов.
Общаться друг с другом, не обижая собеседника. Оказывать поддержку друг другу, помогать друг другу. Сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли. Находить книгу в библиотеке по заданным параметрам. Классифицировать книгу по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: рассказ, герой рассказа.
Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать по ролям произведение.
Определять общую тему произведений. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. Находить главную мысль произведения, соотносить содержание произведения с пословицей. Распределять роли. Определять тему выставки книг Личностные: представлять своё творчество. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения. Коммуникативные: уметь работать в парах и группах.
6. Край родной, навек любимый 7
часов 1.Основные понятия раздела: стихи, рифма. Составление устных сообщений о красоте родного края. П. Воронько. «Лучше нет родного края». Стихотворения русских поэтов о природе. Произведения русских художников о природе. А. Плещеев «Весна», С. Есенин «Черёмуха», С. Дрожжин. «Пройдёт зима холодная…», И. Суриков «Лето», Н. Греков « Летом». А. Пушкин «За весной, красой природы», А. Плещеев. «Миновало лето», И. Суриков «Зима». Репродукции картин И. Грабаря, И. Шишкина, И. Левитана, И. Репина, В. Поленова, П. Кончаловского. Выразительное чтение. Приём сравнения как средство создания образа. Рифма. Сравнение произведение литературы и живописи. 2. Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский «Четыре сестры». Сочинение сказки.3.В. Берестов «Любили без особых причин..», Г. Виеру «Сколько звёзд на ясном небе!», Н. Бромлей «Какое самое первое слово?», А. Митяев «За что люблю маму», «Стихи для папы». Сравнение произведений на одну и ту же тему. Составление рассказа о своей семье. 4. Мы идём в библиотеку. Книги о Родине. Выставка книг. Самостоятельное чтение. Е. Пермяк « Первая рыбка». Рассказ о своей семье. Семейное чтение. И. Косяков «Всё она», Л. Толстой. «Мальчик и отец», К. Ушинский «Лекарство». Объяснение смысла произведений. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Рассказывать о своей Родине; о своей семье; о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос; о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сестрам. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей: выразить радость, печаль. Объяснять значение слов «Родина», «Отечество».
Знать названия страны и города, в котором живешь. Выразительно читать стихи, посвященные столице. Объяснять смысл выражения «Родина-мать».
Рассуждать о том, в чём проявляется заботливое отношение к родным в семье, что такое внимание и любовь к ним. Работать в паре; выслушивать друг друга; договариваться друг с другом. Сравнивать произведения на одну и ту же тему. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; находить общее и различия. Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому указателю.
Классифицировать книгу по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: стихи, рифма. Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений. Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений.
Придумывать сравнения. Определять ритм стихотворения; читать на основе ритма. Чувствовать настроение автора к изображаемому в произведении. Сочинять сказки самостоятельно. Определять тему выставки книг Личностные: представлять своё творчество. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать вои действия. Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи. Коммуникативные: уметь работать в парах и группах.
7. Сто фантазий 1 час 1.Основные понятия раздела: творчество. Р. Сеф « Совершенно непонятно», В. Маяковский «Тучкины штучки», В. Викторов «Поэт нашел в себе слова…», Ю. Мориц « Сто фантазий». 2.И. Пивоварова « Я палочкой волшебной…», Г. Цыферов «Про меня и про цыпленка». Сочинение своих собственных историй на основе художественных текстов.
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сочинять свои собственные истории.
Объяснять значение понятия «творчество».
Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая писателю прочитанных произведений Всего 34часа Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «литературное чтение». Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. 1 класс. УМК «Перспектива».
№ урока Тема урока
Произведения для чтения Кол-во часов Тип урока Требования к уровню подготовки (предметные результаты) Элементы содержания Вид контроля Дата проведения
По плану По факту
1 Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани.
С.Маршак. «Новому читателю». (Книга – читатель – мыслитель.) 1ч. Комбинированный Иметь представление о книге; умение читать плавно, неторопливо, целыми словами; умение вникать в смысл читаемого. Знакомство с учебником; с авторами; условными обозначениями; чтение обращения; рассматривание иллюстраций; чтение произведений, обсуждение. Наизусть с.7. 12.03 2 1. Кто говорит молча? Загадки, пословицы о книге.
2.Возникновение письменности. 1ч. Комбинированный Иметь представление о возникновении письменности; умение общаться с книгой. Чтение наизусть стихотворения С.Маршака; вопросы; чтение названия новой темы; объяснение смысла загадки; работа в парах; чтение высказывания К.Ушинского; знакомство с узелковым письмом; рассматривание знаков – иероглифов; творческая работа; составление собственных загадок; беседа о книге. Записать сообщение с помощью знаков рисунков.
(«Я люблю читать книги», «Я люблю играть в футбол» и др.)
13.03 3-4 1. С.Михалков. «Как бы жили мы без книг?»
2. «Читалочка-обучалочка» (чтение целыми словами).
3.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку».
А.Барто. «Стали грамотными».
С.Маршак. «Разговор с первым классом».
Б.Заходер. «Живая азбука». 2ч. Комбинированный Умение выбирать книги; ориентироваться на тематический указатель; умение работать с иллюстрациями; получать необходимую информацию; умение читать тексты в разном темпе. Знакомство с библиотекой; ориентировка на тематический указатель; рассматривание выставки книг; чтение выбранных книг; запись в библиотеку; чтение отрывка стихотворения С.Михалкова; выставка книг С.Михалкова; подготовка к выразительному чтению; отработка навыка чтения. Наизусть с.13. 14.03
17.03 5 1. А.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок) – «У лукоморья дуб зелёный…».
2. Любимый отрывок из сказки А.Пушкина. 1ч. Комбинированный Знать об А.С.Пушкине; умение читать произведения А.С.Пушкина. Выставка книг А.Пушкина; слово об А.Пушкине; выразительное чтение отрывка; анализ; чтение детьми; словесное рисование Выразительное чтение.
ИКТ 19.03 6 1. «Наш театр». Сказка К.Чуковского «Айболит». (Слова автора и действующих лиц.)
2.Вн.чт. Книги К.Чуковского. 1ч. Комбинированный Знать произведения К.Чуковского; умение инсценировать; выделять слова автора и действующих лиц. Рассматривание выставки книг; беседа по произведениям К.Чуковского; подготовка к инсценированию; чтение отрывка сказки; анализ; выразительное чтение по ролям; выбор лучшего чтеца; обсуждение и характеристика качеств хорошего чтеца; рекомендации для чтения стихов и сказок К.Чуковского. Выразительное чтение.
ИКТ 20.03 7 1.Семейное чтение. К.Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Из книг К.Ушинского».
2. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Контроль и проверка результатов обучения
3. Самостоятельное чтение. В.Осеева. «Мама принесла Тане новую книгу…» 1ч. Комбинированный Умение составлять представление о персонаже на основе его поступков; иметь представление о нравственных понятиях; умение читать выразительно; передавать своё отношение у содержанию. Знакомство с книгами К.Ушинского; чтение учителем любого произведения К.Ушинского; чтение в парах; обсуждение названия произведения; выявление практического смысла пословицы; обсуждение смысла нравственных понятий; обобщение по теме; самостоятельное чтение рассказа В.Осеевой. Выразительное чтение.
Разыгрывание сценки. 2.04 8
1.Диалог Ани и Вани.
2. Загадки. Пословицы, поговорки. 1ч. Комбинированный Знать произведения малых фольклорных жанров; умение отгадывать загадки; сравнивать; выделять признаки; составлять свои загадки. Сообщение учителя о произведениях малых фольклорных жанров устного народного творчества; вспомнить загадки и пословицы, изученные в период обучения грамоте; чтение диалога; объяснение смысла пословиц; знакомство с загадками и их чтение; составление загадок; рассматривание репродукции картины А.Киселёва. Творческое задание (с.26Т.).
Самостоятельно составить загадки и пословицы. 3.04 9
1.Чтение по выбору. Песенки народов разных стран.
2. «Читалочка-обучалочка». (Чтение целыми словами, темповое чтение.)
3.Считалочки. 1ч. Комбинированный Умение сравнивать фольклорные песенки разных народов; находить общее; умение выразительно читать. Чтение песенок русского народа (с.29-30); отработка выразительного чтения; чтение песенок народов России; знакомство со считалками; обобщение; конкурс на лучшего чтеца. Наизусть. 4.04 10
1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники загадок, пословиц, народных игр и словесных забав.
2. Самостоятельное чтение. «Рифма Матушки Гусыни» - сборник английских народных песенок и шуток.
3. «Наш театр». «Перчатки». Английская народная песенка. 1ч. Комбинированный Умение выбирать книги для самостоятельного чтения; умение вчитываться в содержание текста; использовать приёмы драматизации. Работа с выставкой книг-сборников народных загадок, пословиц, поговорок; знакомство с самой знаменитой книжкой английского фольклора для детей «Рифмы Матушки Гусыни»; чтение весёлых песенок; распределение ролей с помощью считалки. Чтение по ролям.
Наизусть считалку. 7.04 11
1. «Маленькие и большие секреты страны Литературии».
«Шутки – минутки». Контроль и проверка результатов обучения 1ч. Комбинированный Умение сравнивать пословицы и объединять их в тематические группы; умение выделять загадки разного типа; умение использовать различные слова в своей речи. Обсуждение названия темы «Радуга-дуга»; работа по вопросам учебника (с.50-51); дополнительные вопросы и задания к загадкам; дополнительные вопросы к колыбельным песням; «шутки-минутки» (с.49).
Творческое задание (с.14Т.).
9.04 12 1. Диалог Ани и Вани. «Узнай сказку».
2. Г.Юдин. «Почему «А» первая». Буквы как сказочные герои.
3. «Читалочка-обучалочка». Самостоятельное чтение. И.Гамазкова. «Живая азбука».
4. Т.Коти. «Катя и буквы». 1ч. Комбинированный Умение высказывать собственное мнение о прочитанных сказках; умение рассказывать по серии иллюстраций; умение читать целыми словами; умение продолжить сказку; придумать иное окончание сказки. Чтение диалога (с.52); обмен мнениями о прочитанных сказках, их оценка; характеристика персонажей; работа с выставкой книг; отработка интонационно-выразительного чтения; коллективное придумывание продолжения сказки; самостоятельное чтение (с.77-78); беседа о сказках и сказочных героях. Пересказ (с.56).
Выразительное чтение (с.58).
ИКТ 10.04 13 1. «Читалочка-обучалочка». Н.Кончаловская. «Козлята». В.Лунин. «Волк».
Т.Павлова. «Рассказ мудрой вороны» (по выбору).
Вн.чт. Народные сказки.
2. «Курочка Ряба». Пересказ народной сказки по иллюстрациям.
3. С.Маршак. «Курочка Ряба и десять утят». Сравнение содержания народной сказки и сказки С.Маршака. 1ч. Комбинированный Умение вчитываться в текст; Умение сравнивать сказки со сходным содержанием; умение выразительно читать, передавать настроение персонажа; умение продолжать сказку. Чтение (с.60-61); отработка чтения целыми словами; демонстрация детской книги «Волк и семеро козлят»; рассказывание сказки по иллюстрациям; чтение сказки С.Маршака; словесное рисование по сказке; работа по вопросам учебника; обобщение. Пересказ. 11.04 14 1. «Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка.
2. Л.Пантелеев. «Две лягушки». 1ч. Комбинированный Умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание; умение отвечать на вопросы; умение следить за развитием действия; пересказывать; выделять главную мысль; выразительно читать диалоги. Подготовка к восприятию русской народной сказки; чтение сказки учителем; перечитывание сказки учащимися; обучение чтению диалога; работа над содержанием сказки; выразительное чтение; сопоставление темы урока со сказкой. Пересказ (с.66-69) 14.04 15 1. «Шутки-минутки».
2.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники русских народных сказок.
3. Семейное чтение. Татарская народная сказка «Три дочери».
4. Сравнение сказок: «Два лентяя» и «Заяц и черепаха».
5. Пословицы. (Лень – трудолюбие, честность – обман, доброта – злость, внимание к людям.) 1ч. Комбинированный Иметь представление о сказках разных народов; умение сопоставлять по главной мысли; умение выразительно читать. Беседа о сказках; знакомство со сказкой «Три дочери»; анализ; сравнение сказок по главной мысли: «два лентяя» и «Заяц и черепаха»; словесное рисование по сказкам; чтение пословиц (с.85). Творческое задание (с.44Т.).
Пересказ (с.80-82). 16.04 16 «Наш театр». С.Михалков. «Сами виноваты». 1ч. Комбинированный Умение различать народную сказку и авторскую; умение выразительно читать диалоги; понимать главную мысль произведения. Знакомство с высказываниями о сказках (с.74); знакомство со сказкой С.Михалкова; анализ; работа над выразительным чтением; инсценирование; выделение главной мысли; сравнение авторских сказок с народной. Инсцени
ровка 17.04 17
1.»Маленькие и большие секреты страны Литературии». Представление о народной и авторской сказке (на практическом уровне). Фамилия и имя автора-создателя сказки.
2. «Лиса и рак», «Лисица». (Практическое сравнение художественного текста с научно-познавательным) Контроль и проверка результатов обучения

Комбинированный Умение сравнивать тексты; наблюдать и объединять произведения по сходству главной мысли; умение выразительно читать. Объяснить название раздела; работа по вопросам на с.90; чтение текста; сравнить два текста «Лиса и заяц» и «Лисица»; самостоятельное чтение сказок; пересказ понравившейся сказки. Творческое задание (с.51-53Т.).
Пересказ. 18.04 18 1. Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани.
2. В.Лунин. «Никого не обижай».
3. Е.Благинина. «Котёнок».
И.Токмакова. «Лягушки».
(Звукоподражательные слова.) 1ч. Комбинированный Умение работать с книгой; выразительно читать; умение находить слова, характеризующие героя. Знакомство с разделом; обсуждение названия; чтение диалога на с.4; обсуждение; чтение вывода; чтение стихотворения учителем на с.5; самостоятельное перечитывание стихотворения; анализ; выразительное чтение; чтение стихотворения на с.6; анализ произведения; работа в группе (составление рассказа о котёнке); знакомство с произведением И.Токмаковой; работа в паре (разыграть диалог); обобщение. Наизусть с.6.
Анкета с.54Т 21.04 19 1. И.Токмакова. «Разговор синицы и дятла».
В.Бианки. «Разговор птиц в конце лета». (Звукоподражательные слова.)
2. «Читалочка-обучалочка».
Вн.чт. Произведения В.Бианки.
1ч. Комбинированный Иметь представление о приёме звукозаписи как средстве создания образа; умение находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы; умение работать в паре. Знакомство с темой урока; обсуждение; знакомство с произведением И.Токмаковой; чтение произведения на с.8; анализ; выразительное чтение; знакомство с произведением В.Бианки; чтение произведения на с.9; работа в группе (подготовка к чтению по ролям); обобщение; чтение на с.12. Выразительное чтение. 23.04 20 1. И.Пивоварова. «Всех угостила».
2. С.Михалков. «Зяблик». (Проявление доброты, заботы, внимания, ответственности за братьев наших меньших.) 1ч. Комбинированный Умение выразительно читать; находить слова, характеризующие героя. Знакомство с темой урока; обсуждение; знакомство с произведением И.Пивоваровой; самостоятельное чтение на с.13-14; анализ произведения; повторное чтение стихотворения; работа в парах; знакомство с произведением С.Михалкова на с.15-16; самостоятельное чтение; анализ; работа в парах; обобщение по теме урока. Выразительное чтение. 24.04
21 1. Н.Сладков. «Без слов». (Общение с миром природы, понятия «взаимопонимание», «любовь», «доброта».)
2. «Шутки – минутки». 1ч. Комбинированный Умение работать в группе; отбирать материал в соответствии с темой; умение представлять свой творческий продукт. Составление плана действия на уроке; беседа о том, каково назначение человека по отношению к меньшим братьям и окружающей природе; чтение рассказа Н.Сладкова на с.18-19; выполнение заданий после текста; «шутки-минутки» на с.17; знакомство с темой фотогазеты «Жизнь леса»; работа с иллюстрацией на с.17; работа в группах (создание фотогазеты); представление газеты. Выразительное чтение. 25.04 22 1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку».
Произведения о животных.
2. «Мои любимые писатели». Л.Толстой. «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных».
3. Семейное чтение. Л.Толстой. «Пожарные собаки». 1ч. Комбинированный Умение работать с книгой; определять тему выставки и классифицировать книги по подтемам; знать о творчестве Л.Толстого; умение самостоятельно читать книги. Знакомство с выставкой книг на с.20-21; обсуждение; рассматривание раздела «Советуем прочитать» (с.21); знакомство с темой урока; рассматривание портрета Л.Толстого; вступительное слово учителя о Л.Толстом; чтение произведений Л.Толстого на с.22-23; анализ; самостоятельное перечитывание произведений с выделением главной мысли; обобщение. Самостоятель ное чтение и пересказ на с.26-27.
Проза. Наизусть с.23.
ИКТ 28.04 23 1.Самостоятель ное чтение.
С.Маршак. «В зоопарке».
Б.Житков. «Вечер» (по выбору).
2. «Шутки – минутки».
Ю.Тувим. Стихотворения о животных. Загадки о животных. 1ч. Комбинированный Умение характеризо вать героев; умение видеть отношение автора к своим героям; умение заучивать произведения наизусть; умение придумывать свои загадки. Знакомство с темой урока; знакомство с произведением С.Маршака на с.24-25; анализ произведения; определение характера каждого героя; работа с иллюстрацией; чтение стихотворения Ю.Тувима и отгадывание загадок на с.31-32; деление загадок на группы; сочинение загадок; представление своих загадок; чтение произведения Б.Житкова на с.28-30; обобщение. Наизусть с.24.
Выразительное чтение (с.28-30). 30.04 24 1. «Наш театр». С.Маршак. «Волк и лиса».
2. В.Берестов. «Лягушата». «Лягушка». (Практическое сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Различение приёмов рисования словом и сообщения, объяснения с помощью слов.)
3. «Маленькие и большие секреты страны Литературии».
Творчество. (Взаимосвязь событий, их последовательность.) Контроль и проверка результатов обучения
Вн.чт. Произведения С.Я.Маршака. 1ч. Комбинированный Знать произведения С.Маршака; умение выразительно читать; инсценировать. Знакомство с произведением С.Маршака (с.33); чтение фрагментов; характеристика героев произведения С.Маршака; чтение диалога героев; чтение стихотворения В.Берестова (с.35-37); составление рассказа по серии иллюстраций на с.37; обобщение по теме. Творческое задание (с.58-59Т.).
Задание на с.36 учебника. 05.04 25 1. С.Михалков. «Песенка друзей».
2. Песня из кинофильма «По секрету всему свету» «Когда мои друзья со мной».
3. Пословицы.
4. А.Барто. «Сонечка». 1ч. Комбинированный Умение отличать плохое от хорошего; умение давать оценку поступкам; видеть отношение автора к своим героям; умение читать выразительно; выделять главную мысль. Чтение диалога; работа с понятием «счастливый человек», обмен мнениями; чтение пословиц с доски; чтение произведения С.Михалкова (с.39); анализ произведения; выделение главной мысли; чтение песенки на с.41; беседа о друзьях; работа с пословицами; чтение стихотворения А.Барто «Сонечка» (с.43); анализ произведения; обмен мнениями о прочитанном; выразительное чтение. Выразительное чтение.
Составить рассказ о своём лучшем друге (с.62Т.). 7.05 26 1.Е.Пермяк. «Самое страшное».
(Понятия «доброта», «сила», «обида».)
2.Чтение по выбору. В.Осеева. «Хорошее».
Э.Шим. «Брат и младшая сестра».
3. «Читалочка-обучалочка». Темповое чтение стихов В.Лунина, Е.Благининой, И.Токмаковой – по выбору.
Вн.чт. Произведения о дружбе. 1ч. Комбинированный Умение определять основную мысль произведения; умение вчитываться в текст; умение сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; умение характеризовать героя по его речи и поступкам. Вступительная беседа; чтение рассказа Е.пермяка на с.44-45; работа над содержанием; перечитывание текста; работа над главной мыслью текста; чтение произведения В.Осеевой на с.46-47; анализ произведения; чтение произведения Э.Шима на с.48-49; анализ произведения; коллективное формулирование главной мысли произведений; обобщение. Пересказ на с.44-45.
Выразительное чтение (с.50-51).
Творческое задание с.64Т 8.05 27 1.Самостоятельное чтение. Стихотворения Е.Благининой, В.Лунина.
2. «Наш театр». М.Пляцковский. «Солнышко на память».
3. Комбинированное чтение стихотворения Ю.Мориц «Это – да! Это – нет!». 1ч. Комбинированный Умение общаться; ценить доброе слово; оказывать поддержку и помогать; умение находить главную мысль произведения; умение вчитываться в содержание. Беседа о подарках, о выражении своего отношения к ним, умении принимать и дарить подарки, быть благодарным за подарки; самостоятельное чтение стихотворения Е.Благининой (с.54); анализ произведения; чтение стихотворения В.Лунина (с.55); анализ; знакомство со сказкой М.Пляцковского (с.56-57); анализ произведения; комбинированное чтение; объяснение смысла пословицы. Наизусть с.54. 12.05 28
1. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Контроль и проверка результатов обучения
Сопоставление: рассказ – сказка.
2.В.Сутеев. «Чей это гриб?». (Способы разрешения конфликтных ситуаций.)
3. Семейное чтение. Л.Толстой. «Не лениться», «Косточка». (Понятия «обман», «честность», «совесть», «лень», «трудолюбие».) 1ч
Комбинированный Знать произведения Л.Толстого и В.Сутеева; умение общаться на основе уважения и взаимопонимания. Чтение стихов, пословиц о дружбе, заученных ранее; беседа о дружбе и качествах человека (с.62); чтение одного из рассказов Л.Толстого (с.60-61); анализ; чтение рассказа В.Сутеева на с.63 («птичий базар»); анализ; работа в группах (разгадывание кроссворда) Выразительное чтение.
Пересказ 14.05 29 1. П.Воронько. «Лучше нет родного края»
2. А.Плещеев. «Весна»; И.Грабарь. «Март». Красота русского края.
3. Чтение стихов по выбору.
С.Есенин. «Черёмуха».
С.Дрожжин. «Пройдёт зима холодная…».
И.Суриков. «Лето».
Н.Греков. «Летом».
4. «Читалочка-обучалочка».
Вн.чт. Стихи русских поэтов. 1ч. Комбинированный Умение чувствовать настроение; размышлять; сравнивать произведения; улавливать основную мысль произведения. Чтение диалога о родном крае, о Родине (с.66); рассказы детей о своей малой родине; знакомство со стихотворением П.Воронько (с.67); анализ произведения; беседа о городах России; рассматривание иллюстраций; работа над понятием «столица»; подготовка к чтению стихотворения А.Плещеева (с.70); беседа по прочитанным стихотворениям; чтение стихотворения С.Есенина и С.Дрожжина (с.72); заучивание стихотворения С.Есенина; чтение стихотворения И.Сурикова и Н.Грекова (с.73-74); сравнение произведений. Наизусть с.70.
Наизусть с.73.
Чтение с.82-83.
ИКТ
15.05 30 1. Времена года: осень, зима. А.Пушкин. «За весной, красой природы…»;
А.Плещеев. «Миновало лето…».
2. И.Суриков. «Зима».
3. «Четыре сестры». Сказка.
4. Сравнение текстов: А.Майков. «Ласточка»; Н.Сладков. «Первая ласточка». Контроль и проверка результатов обучения
1ч. Комбинированный Умение сравнивать произведения разных поэтов по содержанию и настроению; умение наблюдать за использованием сравнений; умение создавать голосом эмоциональный тон стихотворения; умение находить слова, указывающие на отношение поэта, его настроение. Рассматривание иллюстраций на с.77; беседа; чтение стихотворения А.Пушкина и А.Плещеева на с.76; анализ; перечитывание стихотворений; работа над выразительным чтением; чтение стихотворений о зиме, нахождение в них сравнений (с.78); чтение текста на с.80; коллективное составление сказки; обобщение. Наизусть с.76.
Наизусть с.78.
Задания на с.93-94. 16.05 31-33 1. В.Берестов. «Любили тебя без особых причин…».
2. Чтение по выбору: бюГ.Виеру. «Сколько звёзд…»; Н.Бромлей. «Какое самое первое слово?».
3. А.Митяев. «За что люблю маму.
4. Семейное чтение. Л.Толстой. «Мальчик и отец».
5. В.Берестов. «Стихи для папы».
6. Семейное чтение. И.Косяков. «Всё она»; К.Ушинский. «Лекарство». 3ч. Комбинированный Умение составлять рассказы о своей семье, родителях; передавать в слове своё отношение к ним; умение выразительно читать. Чтение диалога на с.84; беседа; чтение стихотворений В.Берестова, Г.Виеру и Н.Бромлей (с.85-86); анализ; чтение рассказа А.Митяева (с.87); работа над выразительным чтением; семейное чтение (с.92); слушание и чтение произведений из старинных учебников (И.Косяков. «Всё она»; К.Ушинский. «Лекарство»; с.91-92); чтение стихотворения В.Берестова (с.88); обобщение. Выразительное чтение.
Проза. Наизусть с.92. 19.05
21.05
22.05 34. «Сто фантазий»
Творчество, сочинение рассказов, отзывов, стихов 1ч. Комбинированный Умение сочинять небольшие истории; умение читать целыми словами, выразительно; умение работать с книгой. Чтение диалога на с.95; беседа; знакомство с произведением Р.Сефа (с.96); анализ; чтение произведения В.Маяковского и В.Викторова на с.97; работа на с.100; знакомство с произведением Г.Цыферова (с.101-103); анализ произведения; обобщение. Творческое задание с.75Т.
Список литературы на лето. 23.05