Исследовательская работа Образ отца в литературе и жизни.

XXIII муниципальная научно-практическая
конференция школьников НОУ «Поиск»
Омского муниципального района Омской области


Тема: «Образ отца в произведениях для детей
и в жизни»

Учебно-исследовательская работа
Научное направление: литература


Выполнил:
ученик 4 класса
МБОУ «Морозовская СОШ»
Московец Андрей Александрович

Научный руководитель:
учитель русского и литературы
МБОУ «Морозовская СОШ»
Чиканова Татьяна Петровна
















Оглавление
1. Введение________________________________________________с.3
2. Роль отца в русских народных и авторских сказках_____________с.5
3. Образ отца в рассказах из учебника «Литературное чтение» и
стихах С.Маршака, А. Барто, А. Усачёва ______________________с.11
4. Образ отца в мультипликационных фильмах _________________с.15
5. Заключение _____________________________________________с. 20
6. Литература и источники __________________________________с. 22





























Введение
Актуальность. В последние годы всё чаще можно услышать, что воспитанием детей занимается мама. Именно мама отводит ребёнка в детский сад и забирает его оттуда. Она ходит на родительские собрания в детском саду и школе, контролирует выполнение домашних заданий, соблюдение режима дня, личной гигиены; мама знает о том, с кем дружат дети, чем они заняты в свободное время.
В это время папы, если они есть в семье, зарабатывают деньги, часто возвращаются с работы поздно и уставшие. На страницах журналов и в телепередачах можно встретить мнение о том, что отцы, устав на работе, хотят отдохнуть по-своему: выпить пива перед телевизором, собраться с друзьями на рыбалку, сходить на матч любимой команды в обществе друзей. Дети и их воспитание ложатся на плечи матери, детского сада, школы.
Семейный кодекс РФ и Конституция закрепляют равные права и обязанности на воспитание детей за обоими родителями. Однако в жизни часто всё-таки бывает по-другому.
Образ – это мнение, представление о ком-либо, чём-либо. Образ отца, по нашему мнению, складывается из того, трудолюбивый или ленивый он человек, как заботится о детях и участвует в их воспитании, подаёт ли детям хороший пример здорового образа жизни, заботится ли о маме и бабушке.
Из чего складывается образ отца
Положительный
Отрицательный


Знает много интересного, умеет рассказать это детям;
Ответственный человек, всегда сдержит своё слово, не даёт пустых обещаний;
Трудолюбив: работает, помогает по дому;
Участвует в воспитании детей, помогает делать уроки, играет, есть общие с другими членами семьи интересы и увлечения;
Ведёт здоровый образ жизни;
Заботится о маме и бабушке;
Не позволяет себе грубости


Главное увлечение – лежать на диване, поговорить с детьми всегда нет времени;
Пообещает что-то и не выполнит; нередко обманывает;
Нигде не работает или работает очень мало, не помогает по дому;
Не принимает участия в воспитании детей, не знает, чем они увлекаются, кто у них друзья, какие у детей возникают трудности;
Нередко выпивает спиртные напитки, курит;
Бывает груб с мамой или бабушкой.


Возникает вопрос, какова роль отца в воспитании детей, действительно ли воспитание является семейным, или оно в большей степени женское, какова роль отца-добытчика, отца-защитника, отца-друга. Как в произведениях для детей вообще показана роль отца?
В журнале для родителей «Виноград» в статье «Образ отца или «Кем работает твой папа?» говорится о том, что во все времена образ отца был неотделим от какой-либо профессии. Кроме того, отец рассматривается как добытчик, «глава семьи». Однако автор статьи пишет о том, что в последние годы (статья опубликована в 2011 году) всё чаще акцент смещается в сторону потребительского отношения к отцу: «Вместо интересной ЛИЧНОСТИ, занятой важным, сложным делом, он превращается для ребенка в ОРУДИЕ добывания денег, то есть фактически в нечто неодушевленное. Чувствуете разницу? Деньги же необходимы ребенку для удовлетворения каких-то своих потребностей. Иначе говоря, отношение к отцу становится ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ не случайно именно эта жалоба сейчас все чаще звучит из уст родителей».
Цель данной работы: выяснить, как формируется образ отца через произведения для детей.
Задачи:
исследовать русские народные и авторские сказки, выяснить, как показан образ отца в них;
исследовать мультипликационные фильмы;
исследовать стихи для детей;
проанализировать учебник по литературному чтению за 4 класс с целью выявления, как в нём представлен образ отца;
провести анкетирование среди учеников 4-ых классов для выявления образа отца в восприятии моих сверстников.
От того, как в детстве будет сформировано представление о роли папы в семье, вероятно, будет зависеть и наше отношение к собственным детям в будущем.



















Образ отца в русских народных и авторских сказках
Русская народная сказка – один из самых первых видов литературы, с которым сталкивается ребёнок ещё в раннем детстве. Именно из сказки мы нередко получаем представления о борьбе добра и зла, о справедливости, смелости, выборе поступка.
Изучая представленность образа отца в русских народных сказках, автором работы было проанализировано 170 произведений. В ходе анализа выявлено, что в большинстве из них не упоминается или упоминается вскользь мать. Отцу же отводится главная роль воспитателя, наставника, примера для детей. Отец – это царь, купец или просто мужик. Кстати, чаще всего дети – это уже взрослые сыновья. «Жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иваном-царевичем», или: «Было у отца три сына. Младшего звали Иванушка-дурачок»,– так традиционно начинаются многие русские народные сказки. Отец в них отправляет своих сыновей на заведомо опасные дела: поймать вора, который топчет пшеницу, добыть жар-птицу или сразиться с Чудом-юдом проклятым. Сыновья не смеют ослушаться и беспрекословно выполняют волю отца.
В сказке «Царевна-лягушка» отец велит сыновьям жениться на тех девушках, которые поднимут стрелы, выпущенные царевичами. Как мы помним, Иван-царевич вынужден жениться даже на лягушке, но не смеет нарушить волю отца. Кроме того, царь даёт задания невесткам, всё усложняя его: испечь хлеб, выткать ковёр, чтобы испытать мастерство сыновних жён. Затем царь-батюшка устраивает пир, чтобы посмотреть, как невестки умеют держаться в обществе: вести себя за столом, поддерживать разговор, танцевать. И снова сыновья выполняют отцовскую волю, и Иван-царевич, как ему ни грустно, просит Царевну-лягушку пойти с ним на пир. Братья посмеиваются над Иваном, когда в царские хоромы он приезжает один, но Иван-царевич, даже не зная того, что жена его на самом деле Василиса Премудрая, сносит обиду и не может ослушаться отцова приказания явиться на пир с женой.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» царь отправляет сыновей стеречь сад, в котором кто-то клюёт золотые яблочки. Сыновья узнают, что это делает волшебная жар-птица, и берутся отыскать её. Найти жар-птицу, добыть златогривого коня и невесту Елену Прекрасную удаётся только младшему из братьев, и старшие его, сонного, убивают. Серый Волк помог восторжествовать справедливости: полил Ивана-царевича живой и мёртвой водой, Иван-царевич и ожил. Потом настиг братьев, и Серый Волк растерзал их. Царь же Берендей, узнав о смерти старшего и среднего сыновей «погоревал и скоро утешился». Видимо, в народном представлении сложилась мысль о том, что причинённое зло, нечестность, несправедливость, обман должны быть наказаны.
В некоторых сказках рассказывается о тяжёлой доле сирот-падчериц. Отец, овдовев, женится на другой, и злая мачеха готова на всё, лишь бы извести неродную дочь. Отцы никак не защищают дочек. В роли защиты в таких сказках чаще всего выступает какое-нибудь волшебное средство, доставшееся девочке от матери.
В сказке «Аленький цветочек» в пересказе С. Т. Аксакова отец занимается торговлей, он купец, «именитый человек». У него три дочери, младшая из которых любимая. Дочери заказываю отцу, чтобы привёз он им из заморских стран подарки: золотой венец, «тувалет хрустальный» и цветочек аленький. Чтобы выполнить прихоти дочерей, купец подвергает свою жизнь опасностям, но все пожелания дочек выполняет. Но и младшая дочь, зная об угрозе для жизни отца, добровольно отправляется жить к чуду лесному.
В русской народной сказке «Летучий корабль» (не путать с мультипликационным фильмом) говорится, что у трёх сыновей есть два родителя: «Жили-были старик да старуха. У них было три сына – два старших умниками слыли, а младшего все дурачком звали. Старших старуха любила одевала чисто, кормила вкусно. А младший в дырявой рубашке ходил, черную корку жевал». Для народной сказки такое отношение к младшему, пусть и дурачку, редкость. Чаще всего к дурачкам снисходительное, пусть и слегка насмешливое отношение.
Срубив огромную сосну, дурачок не знает, что делать дальше. Тут ему на помощь приходит старый дедушка, совет которого отвергли старшие братья. И, хоть это и не отец, но всё равно старший из мужчин. Именно он хранит мудрости и знания. Построив летучий корабль, дурачок прилетает к царю, который обещал отдать замуж царевну за того, кто это задание выполнит. Увидев перед собой такого незавидного жениха для своей дочери, царь пытается спасти её и устраивает для дурачка всякие немыслимые испытания. Но дурачку помогают его друзья, и он легко преодолевает все трудности. Царю приходится уступить, и дурачок женится на царевне.
Русская народная сказка свидетельствует о том, что в дописьменный период, когда складывались эти произведения, общество было патриархальным, то есть отец выполнял самую главную роль в семье. Особенно отец заботился о воспитании сыновей, стремясь научить их храбрости, взаимовыручке, смекалке, поиску разрешений самых трудных жизненных ситуаций. Дочери, по всей видимости, нередко были обузой овдовевшему отцу, и он не стремился защитить их, полагаясь на то, что мачеха сама как-нибудь разберётся.
В сказках, созданных в XIX веке, отношение к отцу как главе семьи, заботящемуся о своих детях, несколько меняется. Например, в сказке П.П. Бажова Конёк-горбунок» прослеживается традиционное для русской народной сказки начало и сюжет, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», написанной А.С. Пушкиным, образ также отца похож на тот, который создан в сказках о падчерицах. Царь уезжает из дому на долгие девять месяцев в то время, когда царица ожидает рождения ребёнка.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
Царица «Восхищенья не снесла/ И к обедне умерла». Отец, хоть и долго не мог утешиться, всё же через год женился на другой. Злая мачеха хочет извести подрастающую падчерицу, которая становится всё краше и краше. А.С. Пушкин больше ни разу не упоминает об отце, который, видимо, и не пытался спасти дочку. Конечно, цель этой сказки показать противостояние злой мачехи и доброй падчерицы, но совершенно очевидно, что в народном сознании детям, особенно девочкам, оставшимся без материнской ласки и заботы, отец не был опорой и защитой.
В другом произведении А.С. Пушкина, «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», царь тоже вынужден уехать из дома, оставив жену в ожидании рождения ребёнка. Но уезжает царь не по собственной прихоти, а потому что «в те поры война была». В отсутствие царя «сына бог им дал в аршин». Злобные ткачиха с поварихой готовы на любые козни против молодой царевны. Они подменяют «грамотку» от молодой матери, и царь, узнав, что «родила царица не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку»:
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».
Вернувшись домой, царь не находит ни жены, ни младенца. В царство прибывают купцы-корабельщики, которые «объехали весь свет» и видели много чудес. А.С. Пушкин говорит, что царь всегда опечален, встречает корабельщиков «с грустной думой на лице».
Много пришлось пережить юному царевичу и его матери, прежде чем царь Салтан узнал, что это его сын. Юноша не держит зла на отца, напротив, рад встрече с ним. Единственно, кого он хочет наказать, это ткачиху с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой.
Царь глядит - и узнаёт...
В нём взыграло ретивое!
«Что я вижу? что, такое?
Как!» - и дух в нём занялся...
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу
И сынка, и молодицу
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трёх домой.
Царь-отец великодушно прощает врагов, разлучивших его с семьёй.
Сказки П.П. Бажова и А.С. Пушкина, по всей видимости, написаны по мотивам народных сказок, поэтому схожи не только события, описанные в них, но и образы главных героев.
Можно сделать следующий вывод: в русской народной сказке отец часто выступает в роли отправителя сыновей на какие-либо подвиги. Отец – самый значимый и авторитетный человек для сыновей. Он воспитывает в них ответственность, храбрость, верность данному слову, выдержку.
Дочерей отец нередко сначала оставляет без внимания, приводит в дом злую мачеху. Однако нередко в конце сказки справедливость торжествует, и отец просит прощения у дочерей.
Таким образом, сочинители сказок показывают, как тяжело живётся ребёнку, оставшемуся без материнской заботы. Отец, по-видимому, делает всё, чтобы угодить новой жене, и поэтому не встаёт на защиту сироты-дочери.
















Образ отца в рассказах из учебника «Литературное чтение»
и стихах С.Маршака, А. Барто, А. Усачёва
Проанализировав учебник литературного чтения за 4 класс, я выделил те произведения, в которых упоминается отец (или оба родителя).
«Житие Сергия Радонежского»: рассказывает об отроке Варфоломее, известном как Сергий Радонежский. Он был рождён от праведных родителей, «от родителей благородных и благоверных», Мария посоветовалась с мужем и решила отдать сына на служение Богу. Отец не возражал против желания жены, и действительно, после нескольких чудес отрок стал монахом. Кроме Варфоломея, у отца было ещё два сына. В отрывке из «Жития» сказано, что отец их воспитывал «со всякими наставлениями в благочестии и чистоте».
«Ашик-Кериб, Турецкая сказка» М.Ю. Лермонтов. Жил богатый турок, «но дороже золота была ему единственная дочь», красавица Магуль-Мегери. В девушку влюбился бедный юноша с благородным сердцем. Магуль-Мегери советует влюблённому юноше попросить отца отдать дочь замуж, девушка говорит, что отец и свадьбу за свои деньги сыграет, и приданое даст. Но Ашик-Кериб отвечает, что всего добьётся сам. Больше об отце девушки не упоминается. У юноши, кстати, есть только мать.
В рассказе «Мальчики» А.П. Чехова отец радушно встречает сына, гимназиста 2-го класса, и его товарища. В семье кроме Володи есть две дочери. Отец вместе с девочками делает украшения к Новому году. С приятелем сына разговаривает, как с взрослым. Чечевицын, приятель Володи, планирует побег в Америку. Однако когда Володя отказывается бежать, то мальчик говорит, что это происходит не от нерешительности, а оттого что ему «маму жалко». Понятно, что именно мама является для Володи тем человеком, чьё мнение особенно важно для мальчика. Когда мальчишек-беглецов поймали, отец долго разговаривал с ними у себя в кабинете. Автор говорит об этом так: «Убеждал папаша». Отец заботится о том, чтобы мальчиков не исключили из гимназии, чтобы они впредь не делали глупости.
Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» начинается с того, что папенька принёс сыну, послушному мальчику Мише, замечательную табакерку. Это была необыкновенная, искусно сделанная вещица, украшенная башенками, домиками, садами, а изнутри табакерки шёл мелодичный перезвон. Мальчик с нежностью называет отца папенькой, просит его раскрыть тайну шкатулки. Но папа говорит, что мальчик должен попробовать разгадать секрет сам: «сам посмотри попристальнее да подумай: авось либо и отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а то всё изломается». Очарованный чудесными звуками, которые льются из табакерки, Миша засыпает. Во сне он беседует с жителями сказочного городка, и даже во сне ссылается на то, чему учит папенька: «А вот папенька говорит, что очень нехорошо привыкать к поговоркам». Мальчик просыпается и рассказывает сон папеньке. Отец хвалит мальчика и уверяет его, что устройство шкатулки он поймёт ещё лучше, когда будет учиться механике.
В рассказе К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» несколько раз упоминается отец. Сначала Дагни Педерсон говорит встретившемуся ей композитору Эдварду Григу, что она дочь лесника. В конце рассказа мы узнаём, что отец отправил дочку в город к своей сестре Магде. Он хотел, чтобы девочка посмотрела свет. Отец, по-видимому, очень нежно относился к дочери и считал её девочкой, хотя она выросла и превратилась в стройную девушку. Этот эпизод говорит о нежной любви отца к дочери. Матери у Дагни, наверное, нет. Она говорит Григу, что у неё есть мамина кукла, которая раньше закрывала глаза, а теперь перестала. По всей видимости, кукла – это память о матери.
Рассказ М.М. Зощенко «Ёлка»– это обращение взрослого писателя к детям. Он рассказывает случай, который на всю жизнь научил его честности и порядочности. И решающую роль в этом сыграл отец, глава семьи. Дети, Лёля 7 лет и Миша 5 лет, взяли без спросу новогодние подарки. Они съели яблоки, пастилу, отбили руку кукле, но не хотят признаться. Мама нарядила ёлку, пригласила гостей и приготовила для всех подарки. Но вдруг выяснилось, что игрушки испорчены. Мама, несмотря на то, что её дети неправы, защищает их и называет мальчика-гостя золотушным. Мама позволяет Леле обидеть пришедшую в гости девочку. И неминуем был скандал, но в комнату вошёл папа и сказал главные слова: «Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы мои дети росли жадные и злые. И я не хочу, чтобы они дрались и ссорились. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве». Слова отца стали самыми значимыми для воспитания сына: «И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, а я до сих пор помню эту ёлку. И за эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и не ударил того, кто слабее меня».
Кир Булычёв «Путешествие Алисы» (в сокращении). Профессор космической биологии Селезнёв берёт дочь Алису в межгалактический полёт, разрешает ей участвовать в вылазках на чужих планетах. Видно, что у папы и дочки доверительные отношения. Алиса поливает кустики, которые кажутся Селезнёву агрессивными. В конце повести Алиса думает о том, что, когда она станет взрослой, обязательно возьмёт папу в космический полёт, потому что биологи всегда нужны.
В ходе исследования были прочитаны стихи С.Я Маршака, А.Л. Барто, А.А. Усачёва. В стихотворениях С.Я Маршака «Хороший день» и А.А. Усачёва «Паповоз» показан положительный образ папы. Они заботятся о сыновьях, играют с ними, для мальчиков общение с отцом – праздник.
В стихотворении А.Л. Барто «Медвежонок-невежа» автор высмеивает воспитание медвежонка-невежи, не одобряет то, что мать избаловала сына, а отец вообще не занимался его воспитанием. Все заботы о воспитании сына папа переложил на медведицу. Только в тот момент, когда на отца медвежонок поднял лапу, «отец, сердито воя, отшлёпал сорванца»:
Заревел в ответ медведь: - Я при чём тут, жёнка? Это мать должна уметь Влиять на медвежонка!
Сынок - забота ваша, На то вы и мамаша.
Отец, сердито воя, Отшлёпал сорванца. (Задело за живое, Как видно, и отца.)
Подводя итог, можно сделать вывод, что произведений, в которых так или иначе говорится о папе, не так уж много. Но папы в большинстве этих произведений заботятся о детях, учат их быть честными, справедливыми, играют с детьми, развлекают их.

Образ отца в мультипликационных фильмах
В XX и XXI веке создаётся много мультипликационных фильмов. Этот вид произведений для детей не требует таких затрат времени, как чтение книг, не требует сил на чтение. Можно вообще не уметь читать и в то же время посмотреть мультфильм.
Хотя мультфильмов создавалось и создаётся очень много, но роль родителей (или папы) в воспитании детей в них почти не показана.
В Приложении 2 представлена таблица с анализом некоторых мультипликационных фильмов, созданных в разное время.
Так, например, в популярном мультфильме «Кот, который гулял сам по себе» (1968), отец – первобытный человек. С охоты он приходит усталым, его раздражает детский плач, ему мешает кот, который забавляет ребёнка. Женщина, мать и жена, умнее и хитрее мужчины, отца. Именно женщина смогла договориться с дикими животными, используя их для своей выгоды. Она умеет наладить отношения с самим мужчиной, чтобы не вызвать его гнева и раздражения, и с «дикими тварями из дикого леса». Женщина создаёт в пещере уют и заботится о младенце. Мужчина показан не как отец или муж, а как добытчик и защитник.
Совсем другим представляется папа из мультфильма «Мешок яблок» (1974). И хотя отец там – заяц, у него большая семья: «Четыре сыночка и лапочка-дочка». Рискуя жизнью, отец идёт, чтобы добыть детям еду. По дороге он угощает других зверей яблоками, спасается от зубастого волка и домой возвращается ни с чем. Однако звери, в знак благодарности за заячью доброту, угощают его семейство, кто чем может: Крот приносит морковку, Коза – капусту, Ёж – грибы. Такой отец воспитает добрых и отзывчивых зайчат, потому что сам он готов прийти всем на помощь.
В следующем, 1975 году, был снят мультфильм «Верните Рекса». Это очень добрая и трогательная история, как пёс по кличке Рекс вытащил из ледяной воды Серёжу, но сам простудился и умер. Серёжа очень надеется, что ветеринарный врач спасёт Рекса. Мальчик звонит в лечебницу и представляется то главным милиционером страны, то главным министром и требует вернуть Рекса. Доктор, конечно, понимает, что это звонит мальчик и очень сочувствует ему. Врач даже идёт к Серёжиному папе на работу (он продаёт телевизоры) и просит сказать мальчику о смерти собаки. Но папа сам плачет и, по сути, перекладывает эту тяжёлую обязанность на доктора. И именно доктор спасает щенка, над которым издевался хозяин, приносит собачку в дом мальчика и объясняет ему, что Рекса спасти не удалось. В конце мультфильма Серёжа благодарит доктора и говорит, что папа тоже будет рад новому другу.
В 1978 году выходит сериал о самостоятельном мальчике Дяде Фёдоре. У него есть и мама, и папа, и оба родителя показаны в мультфильме.
Так, например, в первой серии, «Трое из Простоквашино», мама обвиняет папу в том, что он баловал Дядю Фёдора. Папа пытается убедить маму, что ребёнку нужны и друзья, и кошки, и собаки: «Надо, чтобы в доме и собаки были, и кошки, и приятелей целый мешок, и всякие жмурки-пряталки, вот тогда дети и не будут пропадать». Рассудительный папа предлагает способ найти Дядю Фёдора – дать объявление в газету, когда мальчик сбежал с Матроскиным в деревню. Получив письмо от Дяди Фёдора, папа успокаивает маму, говорит, что с ума сходят поодиночке, это только гриппом все вместе болеют. Родители, приехав за сыном в Простоквашино, забирают его в город, папа разрешает взять с собой кота или Шарика, или ещё кого-нибудь, но друзья Дяди Фёдора остаются в деревне.
Во второй серии, «Каникулы в Простоквашино», папа читает газету, в то время как мама работает на кухне. Мама восклицает: «Хватит! Я на вас весь год со сковородкой работаю!» Папа подчиняется требованию мамы ехать на курорт, а не в Простоквашино.
В продолжении мультсериала, «Зима в Простоквашино», показано, как папа и дядя Фёдор вместе прямо в квартире ремонтируют автомобиль. Мама говорит: «А у нас она (атмосфера в доме) слишком весёлая. Вы с Дядей Фёдором и в пинг-понг, и в шахматы, и Запорожец старый купили, разваленный» Очевидно, что между отцом и сыном сложились очень хорошие отношения и что папа много внимания и времени уделяет мальчику. Папа сообщает маме, что они с Дядей Фёдором посоветовались и решили, что им надо где-то второго ребёнка достать. Именно папа едет с сыном в деревню встречать Новый год, надевает маску Деда Мороза, чтобы поздравить Матроскина и Шарика, ремонтирует телевизор, помогает нарядить ёлку. Папа никогда не ворчит, как мама, и всегда пребывает в хорошем настроении.
Впрочем, мама на лыжах приходит в Простоквашино и поёт известную песенку «Кабы не было зимы».
И хотя папа, видимо, уделяет сыну много времени, но по всему видно, что в доме главная мама. Всё происходит именно так, как хочет она, и папа не может поступать всегда по-своему.
В 2000 годах выходит много мультипликационных фильмов и целых мультериалов. В ходе работы были проанализированы сериалы о фиксиках, «Белка и Стрелка», «Барбоскины». Во всех мультфильмах так или иначе упоминается о папах.
Герой мультсериала о фиксиках Папус – это папа Симки и Нолика, фиксик экстра-класса, зелёного цвета. В прошлом работал на космодроме и занимался сложнейшей техникой. Всегда мечтал полететь в космос и много лет к этому готовился, но так и остался дублёром, о чём до сих пор переживает. Любит рассказывать о своей юности. Впервые появляется в 4 серии «Будильник». Отец Симки и Нолика – мастер на все руки. Его талант ярко проявляется в трудных ситуациях. Папус всегда готов к подвигу: может превратиться в винтик не для маскировки, а чтобы скрепить разваливающийся прибор и удержать его на себе, как Атлант.
Родители мальчика, ДимДимыча, представляют собой типичных родителей, нечасто уделяющих своему ребёнку должное внимание, но они очень любят ДимДимыча и иногда даже участвуют в его играх и приключениях. Мама впервые появляется в 3 серии «Пылесос», а папа  в 4 серии «Будильник». Отец ДимДимыча  журналист, а мать  зубной врач. Об этом становится известно в 50 серии «Карамель».
В сериале о фиксиках показаны, таким образом, два типа родителей: папа-фиксик, передающий знания детям, и папа обычного мальчика. При этом у папы ДимДимыча не доходят руки что-нибудь отремонтировать или сделать что-то по дому. Именно поэтому мальчик нередко сам берётся починить технику и наносит ей вред. Как сказано в Википедии, такой папа – самый обычный для нашего времени.
В 2011 году начал выходить сериал «Барбоскины». Каждая серия начинается заставкой, на которой изображена вся семья Барбоскиных: мама и папа и их дети, Роза, Дина, Дружок, Генка, Малыш. Семья многодетная, и дети все разные: Роза и Дина любят наряды, Дружок увлекается спортом, Гена – наукой, он готов каждому помочь выполнить трудное задание или провести опыт, Малыш ещё мал и любит игры. Папа лишь эпизодически появляется в некоторых сериях, мама больше внимания уделяет воспитанию детей. Дети умеют находить себе интересные занятия, помогают друг другу, хотя, как и все дети, иногда ссорятся, обманывают друг друга и родителей.
В мультипликационном сериале «Белка и Стрелка. Озорная семейка» (2011) тоже показана семья собак. В начале большинства серий герои представляют себя и родителей: «Привет! Я Дина! Я Рекс! А я Бублик! Наша мама Белка летала вместе со Стрелкой в космос, а наш папа тренирует космонавтов. Его все боятся. Ну а вместе мы – озорная семейка!»
Вот как пишут о родителях в Википедии: «Полное имя  Казбек Русланович Небалуев. Стойкий и храбрый пёс. Участвует в тренировках будущих космонавтов, а иногда и сам летает в космос. Строг и ответственен, иногда склонен к агрессии. Немного сентиментален, но тщательно это скрывает. Дома  примерный семьянин и любящий отец. Дети слушаются его беспрекословно. Полное имя – Белла Раймондовна Манежная. Цирковая актриса. Деятельная и амбициозная. Принимала участие в космической программе, где и познакомилась со своим будущим мужем, имеет награды. На Земле любящая и заботливая мать, переживает за своих детей, особенно за Дину и Бублика, но иногда (только по делу) бывает строга. Любит и глубоко уважает своего мужа Казбека.)».
По просмотренным сериям можно сделать вывод, что дети приучены к труду и заботе друг о друге. Отец для них – большой авторитет, дети гордятся им.
Проанализировав мультипликационные фильмы разного времени, я пришёл к выводу, что роль отца в последние годы повысилась. Детям нередко показывают полную многодетную семью, в которой высок авторитет папы. Папа, хоть и не показан в каждой серии, но упоминается только в самых лучших ситуациях. Он может разрешить спор, оказать помощь, дать дельный совет. В мультипликационных фильмах 70-80 годов XX века ведущую роль в воспитании детей играет всё-таки мама.



Заключение
У ребёнка в идеале должна быть полная семья, и заботиться о воспитании должны оба родителя. В жизни так бывает не всегда. Когда я работал над темой «Образ отца в произведениях для детей», я провёл анкетирование среди учеников 4а и 4б класса.
В 11 семьях – 1 ребёнок, в 14 – двое детей, в 6 – трое.
На вопрос, кто в семье занимается воспитанием детей, 20 участников анкетирования ответили, что оба родителя. Но контролируют выполнение домашней работы в основном мамы, так ответили 16 ребят, 9 человек указали также бабушку.
У ребят спросили, кто, по их мнению, добрее. 19 участников назвали маму, 11 – папу, 9 затруднились с ответом.
О роли папы в жизни детей большинство ответило, что папа зарабатывает деньги (27 человек), помимо этого папы научили кататься на велосипедах, построили вместе с детьми горки, берут с собой на природу или рыбалку. Только один участник тестирования признался, что папа никакого участия в жизни ребёнка не принимает.
В то же время ребята затруднились с ответом, кем работает папа, чем он на работе занимается, что в его работе трудного, интересного и полезного. Всего 3 человека из 30 указали профессию отца, 21 ответили «не знаю», 6 человек – «затрудняюсь ответить». Очень немногие отметили, что у них с папой есть общие увлечения: 6 человек из 30 ответили, что увлекаются рыбалкой и болеют за любимые спортивные команды.
Большинство отцов, по итогам опроса, подают детям хороший пример: не пьют спиртных напитков, не курят, не говорят грубых слов маме.
Участникам опроса предлагалось написать, каким бы отцом они хотели стать в будущем или каким должен быть отец у их будущих детей. Большинство девочек хотели бы, чтобы папа их детей был сильным, добрым, умел защитить свою семью. Отметили также справедливость как важное качество для отца.
Мальчики надеются в будущем хорошо зарабатывать, играть с детьми в настольные и спортивные игры, быть добрыми.
Из итогов анкетирования видно, что образ идеального отца в представлении детей совпадает с положительным образом отца в литературе. Правда, эти произведения написаны в конце XIX или XX веке. Кое-какие традиции, описанные в них, устарели. Произведений о современных папах в 4 классе не изучается, а самостоятельно мои сверстники тоже читают немного.
В мультипликационных фильмах, снятых в XX веке, папы нередко показаны слабовольными, подчиняющимися мамам, в современных мультиках о роли пап в воспитании детей говорится вскользь.
Именно поэтому хочется, чтобы было больше произведений, в том числе фильмов для детей, в которых был бы показан папа – пример для подражания, папа – интересная личность. Такой отец не только зарабатывает деньги, но и помогает детям выбрать профессию, сам подаёт пример того, как быть нужным и полезным людям. Тогда мы, сегодняшние школьники, повзрослев, сможем стать заботливыми, честными, справедливыми отцами, друзьями своим детям.










Литература и источники

1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Аксаков С. Аленький цветочек. ИД: Детская литература, 1977
6. Барто А.Л. Медвежонок-невежа. М.: Детская литература, 1991.
7. Виноград» / Шишова Т.А. Образ отца или «Кем работает твой папа»: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] http://www.vinograd.su/family/detail.php?id=43863
8. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе в 2 частях [Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г. и др.]. – 3 изд. М.: Просвещение, 2015
9. Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева/Вступительная статья В. Аникина. – М.: Правда, 1982. – 576 с.
10. Маршак С.Я . Хороший день. М.: Детская литература, 1969
11. Усачев А.А. Мы играли в паповоз. Изд. Самовар, 2009, Серия: Детские классики.
 «Виноград» / Шишова Т.А. Образ отца или «Кем работает твой папа»: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] http://www.vinograd.su/family/detail.php?id=43863
 Виноград» / Шишова Т.А. Образ отца или «Кем работает твой папа»: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] http://www.vinograd.su/family/detail.php?id=43863

 См. Приложение 1
 Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева/Вступительная статья В. Аникина. – М.: Правда, 1982. – 576 с.
 Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева/Вступительная статья В. Аникина. – М.: Правда, 1982. – 576 с.
 С. Аксаков. Аленький цветочек. ИД: Детская литература, 1977
 Тувалет – здесь: зеркало
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе в 2 частях [Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г. и др.]. – 3 изд. М.: Просвещение, 2015, часть 1, с. 39
Там же, с. 70
 А.С. Пушкин. Сказки. М.: Детская литература, 1989
 См. Приложение 2
 Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе в 2 частях [Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г. и др.]. – 3 изд. М.: Просвещение, 2015, часть 1, с. 22
 Там же, с. 97
Там же, с. 123
 Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе в 2 частях [Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г. и др.]. – 3 изд. М.: Просвещение, 2015, часть 1, с. 156
 Там же, ч. 2, с.
 Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе в 2 частях [Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г. и др.]. – 3 изд. М.: Просвещение, 2015, часть 2, с. 59
 Там же, с. 150
 С. Маршак. Хороший день. М.: Детская литература, 1969
 Усачев А.А. Мы играли в паповоз. Изд. Самовар, 2009, Серия: Детские классики
 А. Барто. Медвежонок-невежа. М.: Детская литература, 1991.
 См. Приложение 3
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

11 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 См. Приложение 4









13PAGE 15


13PAGE 14615




Заголовок 1 Заголовок 315