Конспект урока по окружающему миру на тему Как зимой помочь птицам (1 класс)


Урок по предмету «Окружающий мир» в 1 «А» классе
Тема: «Как зимой помочь птицам?»
Цель:
-провести исследование за зимними изменениями в природе, за особенностями жизни птиц в зимнее время года;
- расширять знания о птицах, зимующих в наших краях.
Задачи:
Систематизировать и обогатить знание детей о зимующих птицах.
Формирование исследовательских умений:
-проводить наблюдения;
-работать с дополнительной литературой;
-выдвигать гипотезу и делать выводы;
-представлять результаты исследовательской работы, учить работать в парах;
3. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Планируемые результаты:
-научатся различать наиболее распространённых птиц;
-подбирать корм для птиц;
-повторят правила бережного отношения к окружающей среде.
Оборудование:
-цветные карандаши, карточки с заданиями для работы в группах;
-используемое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор;
-презентация «Зимующие птицы», аудиозапись с «разговором» птиц.
Ход урока:
1.Приветствие гостей. Настрой (слайд 1)
Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем.
Улыбнитесь друг другу.
2. Учитель: Закройте глаза. Я вас приглашаю на экскурсию в лес.(звучит музыка)
(Дети открывают глаза и видят лес летом).

-Какое у вас настроение? Почему?
-Кого мы видим в лесу?
Ученики: Мы видим бабочку, стрекозу, разных птиц, белку-летягу.
Учитель: Какие разные животные!
-Что общего у этих животных?
Ученики: Они все умеют летать.
Учитель: - А можно их всех назвать птицами? Почему?
- На какие группы можно разделить этих животных?
Ученики: На насекомых, зверей и птиц.
Учитель: -По какому признаку определили? (ответы детей)
Птицы –это животные, тело которых покрыто перьями.
3. Актуализация знаний.
Учитель: Мы с вами привыкли к частым переменам года, к их смене, и не задумывались, что большая часть людей на земле никогда не видела зимы, не знает, что такое мороз и снег. Но оказывается, об этом не знают не только люди, но и некоторые, хорошо знакомые птицы.
А, впрочем, послушай те сами:
Сценка
Цапля: -Здравствуй, скворушка!
Скворец: - А что ты такая печальная, цапля?
Цапля: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтавни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький пухлячишка болтал, что бывает зима и какой-то трещащий, нет, трескучий мороз. А может быть это правда?
Скворец: -Болтовня! Болтовня! Я столько лет живу на свете, бывая на севере и юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето!
Учитель: Извините цапля и скворец, что я вмешиваюсь в ваш разговор, а давайте спросим у ребят, бывает ли дождливая осень и холодная зима или нет?
Ученики: Бывают.
Учитель: - А почему тогда скворец и цапля не видят этого?
Ученики: - Потому что они улетают в это время в тёплые страны? Как их называют?
Учитель: (на доске появляется схема)
- Как называют птиц, которые не улетают от нас осенью?
Птицы
зимующие Перелётные
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?(ответы детей)
- Какие перед собой поставим задачи? (ответы детей)
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как помочь птицам зимой (Появляется на доске картина зимнего леса),будем учиться работать в группах. А цапля и скворец послушают, что мы им расскажем про зимующих птиц. (слайд 2)
Перед нами зимний лес.

Тихо в лесу. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всём лесу. Давайте оживим наш лес, заселим его птицами.
4. Работа в группах: Памятка, как работать в группе:
1.Подумай сам.
2.Поделись с товарищем.
3.Обсуди в малой группе.
4.Выдай в класс.
Задание: Каждая группа получает в конверте разрезанную на части картинку с изображением птиц. Предлагается сложить из частей изображённый на картинке рисунок, назвать птицу.
- Какую птицу собрала 1 группа? (Воробья)
Ученики 1 группы рассказывают о воробье. (слайд 3)
Воробей.
Почти ежедневно мы видим эту птицу. Обитает в городах, сёлах и посёлках.
Питается семенами, в меньшей степени насекомыми. Гнездится у жилищ человека.
Птица оседлая, но чувствительная к холоду, зимует обычно в тёплых спальных гнёздах. Воробей приносит пользу. Он поедает вредителей – насекомых.
Учитель: - Ребята, все ли слова вам были понятны из рассказа о воробье?
- Как вы понимаете слово оседлые?
Птицы

зимующие перелётные
оседлые кочующие
Оседлые – это птицы, которые зимуют в родном краю, там где жили летом, то есть они
осели на одном месте.
Кочующие – эти птицы не улетают в тёплые края, а только постепенно перелетают, т.е.
кочуют с места на место в поисках пищи. (снегири, свиристели, галки)
Физминутка«Быстро»
Быстро все ребята встали (руки на пояс)
Руки быстро вверх подняли
Быстро хлопнули 5 раз
А теперь морганье глаз:
Быстро-быстро поморгали (3-4 сек.)
И ногами постучали (3-4 сек.)
Быстро влево наклонились
И сейчас же распрямились!
Вправо-влево 10 раз (наклоны по 5 раз)
Отдохнул уставший класс…
Как пингвины полетели (бег на месте, махая руками)
И за парты тихо сели.
5. –Какую птицу собрала 2 группа? (синицу)
Учитель: -Кто из вас видел синицу? Где вы её встречали? (слайд 4)
Дети 2 группы рассказывают об этой птице.
Синица.
Это оседлая птица, на зиму они не улетают в тёплые страны. Летом – питаются насекомыми, а зимой подбирают любое семечко, какое попадётся. Но недаром шныряют они по веткам. Там находят они приклеенные к веткам яички каких-нибудь бабочек, оцепеневших гусениц в трещинах коры. Синицы любят клевать несолёный жир и мясо.
Учитель: - Чем мы можем покормить синичек, которые живут в городе?
Самая вкусная еда для синички – растопленное сало, перемешенное с зёрнами, и всё это поместить в пакет из-под йогурта.
Учитель: - Чем ещё можно подкармливать птиц?
Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Если птица сыта – и тепло ей под пухом и перьями. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. При этом семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Также их можно кормить крошками белого хлеба. Охотно птицы едят творог и маргарин.
6. Какую птицу собрала 3 группа? (голубя) (слайд 5)
Учитель: Мы привыкли к голубям и почти не обращаем на них внимания. Между тем это довольно красивая птица - мало кто ещё обладает таким быстрым, уверенным полётом.
-Что вы знаете об этой птице? (ответы детей из разных групп: голубь-символ мира, есть почтовые голуби и т.д.)
7. Слово предоставляется 4 группе.
- Какую птицу собрали вы? (дятла) (слайд 6)
Дятел.
Это оседлая птица. Живёт в широколиственных лесах, садах и парках. Питается муравьями и их куколками, которых извлекает из муравейника с помощью длинного липкого языка, язык у дятла равен 15сантиметрам.
Учитель: -А почему дятла называют лесным доктором?
Питаются дятлы насекомыми живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые – вредители и лес будет жить.
Учитель: - Что вы узнали о дятле? (ответы детей)
8. - Какую птицу собрала 5 группа? (ворону) (слайд 8)
Учитель: -Что вы знаете об этой птице? (ответы детей)
Ворона.
Предпочтение отдаёт городам, населённым пунктам. Ворона – это оседлая и кочующая птица. Всеядна. Эта сообразительная птица прекрасно приспособилась к соседству человека. В последние годы она, научилась проверять вывешенные зимой за окно сумки с продуктами. Умеет поднимать крышки скворечников, если они не прикручены проволокой.
Вороны разоряют множество гнёзд водоплавающих и даже хищных птиц. Они даже воруют яйца у домашних птиц, нападают на цыплят и утят. Но вороны приносят и пользу - земледелию, истребляют вредных грызунов, саранчу и жуков.
Учитель: –Как вы думаете, ворон и ворона это одно и тоже? (слайд 9)
Ворона по внешнему виду напоминает ворона, но мельче его. Голова, горло, крылья, хвост – чёрные, остальное оперение серое. У ворона окраска оперения, клюва и ног – чёрного цвета. Ворон и ворона всеядны. Только ворон питается падалью, которую он чаще находит на свалках. Поедая падаль, он выступает как санитарная птица. Ворона тоже кормится на помойках и свалках, но только она питается отходами от продуктов.
9. Учитель обращает внимание на птиц, заселивших картину зимнего леса.

- Как мы назовём всех этих птиц? (зимующие)
- Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (сорока, сова, галки)
- Мы с вами вели разговор о внешнем виде птиц, о том чем они питаются, а ещё о чём мы говорили ? (О том как им помочь зимой)
- Так чем же мы можем помочь птицам зимой?
Ученики: Устроить для птиц столовые-кормушки. (слайды 10, 11, 12, 13)
Работа в учебнике (страница 57):
-Обсудите в группах из чего мы можем сделать кормушки? (ответы детей по группам)
10. Практическая работа
Игра «Покормите птиц» (слайд 14)
Каждой группе учитель выдаёт тарелочку с кормом для птиц, ученики должны убрать, то чем птицы не питаются, а оставить то, что нужно класть в кормушку.
Проверка: - Что убрали из тарелки и почему?
- Чем будем кормить птиц зимой?
Стихотворение «Покормите птиц» А. Яшин
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна будет им зима…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
11. Каждой группе выдаётся задание:
- Ребята, давайте зачеркнём повторяющиеся буквы и прочитаем шифрограмму.
ТЖКДЁТМКВЕСЛНОЙЛ
ВУДАТЧНОТЙВЗИСМЫС
Проверка: (Ждём весной. Удачной зимы) (слайд 15)Давайте скажем до свидание нашим птицам и пожелаем удачи.
12. Рефлексия: -Что нового необычного вы узнали на уроке?
- Какие моменты для вас были более интересными?
- Понравились сами себе на уроке?
- Какое настроение у вас и почему? (слайд 16)