ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС «ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ»

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
лекционный курс «Технология конструкционных материалов»

к.т.н., доц. Иванов Г.Н1. , к.т.н., доц. Сизова Е.И.2
1Федеральный государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный технологический университет (ФГБОУ ВПО МГТУ) «СТАНКИН», г. Москва
2Московский горный институт (МГИ). Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (НИТУ «МИСиС»), г. Москва


В содержании «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Национальной доктрины образования до 2025 года», модели «Российское образование - 2020» с учётом требований современности необходимость подготовки специалистов относится к числу ведущих тенденций развития образования. [1].
Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами. В современной социально-экономической ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации молодёжи на образование. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью [2,3].
Предметной областью лекционного курса «Технология конструкционных материалов (ТКМ)», является изучение типовых технологических процессов изготовления и ремонта машин и оборудования, при подготовке бакалавров и специалистов в области технологии машиностроения и ремонта машин. Целью этой подготовки является изучение принципов организации и структуры ремонтного производства, типовых технологических процессов ремонта горных машин с применением прогрессивных способов изготовления и восстановления деталей с заданными эксплуатационными параметрами (рис.1).


Рис.1 Организационная структура ТКМ

В современной технике используются следующие группы конструкционных материалов:
1) металлы и их сплавы;
2) полимеры (пластмассы, резины);
3) керамика;
4) стекла;
5) композиционные материалы;
6) порошковые материалы.
При изложении дисциплины ТКМ особое внимание уделяется изучению свойств материалов для обеспечения необходимых эксплуатационных, технологических и экономических требований, предъявляемых к детали. [3]
Эксплуатационные требования к материалу определяются условиями работы детали в механизме, которые учитывают основные свойства материала такие как: прочность, износостойкость, трещиностойкость, жесткость, упругость, антифрикционность, электропроводность, теплопроводность, коррозионная стойкость, жаропрочность и др.
Технологические требования к материалу определяют возможность изготовления деталей с минимальными трудозатратами.
При изготовлении деталей методами обработки пластическим деформированием (штамповка, ковка, прокатка и т.д.) учитываются такие свойства, как пластичность
При изготовлении деталей литьем учитываются такие свойства как: легкоплавкость, усадка, ликвация, склонность к поглощению газов.
Обрабатываемость резанием.
Термообрабатываемость.
Свариваемость.
Экономические требования к материалу определяются его стоимостью.
Развитие инновационных образовательных процессов – есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности. Многоуровневое образование и работа в предметной области определи ряд эффективных инновационных технологий:
1) внутрипредметные инновации метод;
2) портфолио (Performance Portfolio or Portfolic Assessment);
3) метод проблемного изложения, метод проектов;
4) научно-исследовательская работа студентов;
5) проблемное обучение;
6) практико-ориентированные проекты;
7)творческие проекты;
8) лекция-визуализация.
Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области, в табл.1. представлена связь инновационно-педагогических технологий с учебным процессом
Таблица 1
Связь инновационно-педагогических технологий с учебным процессом

Элементы инновационных педагогических технологий
Факторы современного социального заказа системе высшего образования

1. Формирование в учебных процессах целостной позиции: "студент – субъект образования – индивид – личность – человек".
Целостное восприятие окружающего мира и ощущение единства с ним, формирование в современном специалисте гуманистической позиции и экологической культуры.

2. Овладение студентами технологией самоопределения в учебном процессе.
Овладение технологией принятия решений, свободой выбора, умением адаптироваться в условиях перемен. Овладение технологией прогнозирования ситуаций, предупреждения чрезвычайных событий (вместо преодоления последствий).

3. Использование при составлении программ технологии структурирования содержания по модульной системе.
Овладение культурой системного подхода в социальной деятельности, овладение мировоззренческим принципом дополнительности вместо борьбы противоположностей.

4. Использование технологии разрешения проблем как методологической основы методов в учебном процессе.
Преодоление потребительской позиции в жизнедеятельности.

5. Использование приемов самооценки результативности педагогического взаимодействия как овладение рефлексивной культурой.
Целостное восприятие процесса и результата деятельности, повышение уровня развития.

6. Использование работ в малых группах как наиболее эффективной модели образования.
Овладение технологией демократического общения как технологией "горизонтальных" коммуникаций.

·

Метод портфолио – современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Метод портфолио возник на Западе из проблемного обучения. В основе этого метода – технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Портфолио – систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда. По видам практико-результативной деятельности в вузе различают портфолио образовательное и портфолио профессиональное. [4]
Метод проблемного изложения – метод, при котором педагог, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс – такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин в обязательном порядке; к данному виду научно-исследовательской деятельности студентов относится самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руководством преподавателя; результаты всех видов научно-исследовательской деятельности студентов, встроенной в учебный процесс, подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя.
Проблемное обучение – 1) технология, направленная в первую очередь на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя при оптимальной самостоятельности студентов и под общим направляющим руководством преподавателя; 2) активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский уровни.
Практико-ориентированные проекты – особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке чёткого, значимого для студента, имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме: подготовка журнала, газеты, хрестоматии, видеофильма, компьютерной программы, мультимедиа продуктов и т.д. Для данного типа проектов характерен жёсткий контроль со стороны координатора и автора проекта.
Творческие проекты – их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определённой и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (координатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является чёткая постановка планируемого результата, значимого для студентов. Специфика такого проекта предполагает интенсивную работу студентов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Творческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения.
Лекция-визуализация – при чтении лекции-визуализации соблюдается принцип наглядности; лекция представляет собой информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, может служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Видеоряд должен не только иллюстрировать устную информацию, но и сам быть носителем содержательной информации. Наглядность может быть выражена в разных формах: натуральные материалы, изобразительные (слайды, рисунки, фото), символические (схемы, таблицы). Важно соблюдать: визуальную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль общения [1-3].
На рис. 2 представлена блок схема реализации УМК для ТКМ.

Рис.2.Блок-схема реализации многоуровневого образовательного процесса для ТКМ.

Представленная блок-схема включает в себя процесс разработки УМК для много уровневого образовательного процесса и контроля результатов.

Библиографический список.

1.Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Концепция развития непрерывного образования в техническом ВУЗе как многоуровневом образовательном комплексе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1; URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
2.http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part1/chapter1/1.html.
3.Иванов Г.Н., Седова Е.И. Материаловедение и технологическая наследственность. Всероссийское совещание заведующих кафедрами материаловедения и технологии конструкционных материалов 13 – 17 октября 2014 г., г. Н. Новгород, на базе ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева»












Ќђ Заголовок 215