Рефлексивное мышление как фактор воспитания и саморазвития школьников

Рефлексивное мышление
как фактор воспитания и саморазвития школьников

В поведении школьника многое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания развиваемых в процессе воспитания. Это в значительной степени определяет осмысленное им принятие или не принятие социальных норм. В этом смысле любой человек является воспитателем самого себя. Поэтому назрела необходимость включения в учебно-воспитательный процесс технологий, которые обеспечивают его эффективность за счет включения механизмов индивидуализированного воспитания. Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизмы саморегуляции. Одной из таких технологий является технология индивидуализированного рефлексивного самовоспитания, которая выстроена на основе разработок научной методологической школы возглавляемой
О.С. Анисимовым, П.Г. Щедровитским. Эта технология робко входит в практику работы Российских воспитательных учреждений, только потому, что её активное использование в традиционной системе затруднено в связи с выстраиванием процесса на механизмах внешней мотивации, в то время как рефлексивное мышление является одним из компонентов внутренне-мотивированной деятельности. Переход на прогрессивные способы воспитания учащихся делают эту технологию остро востребованной. В основе технологии индивидуализированного рефлексивного самовоспитания лежит идея педагогического взаимодействия с целью более глубокого отношения школьников к себе и окружающей среде. Основной задачей применения рефлексивной технологии является обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в его самовоспитании и саморазвитии. Технология рассчитана на возбуждение внутренних факторов – усилий по саморазвитию, которые есть в каждом человеке, но могут находиться или в дремлющем или в активном работающем состоянии. Технология индивидуализированного рефлексивного самовоспитания может использоваться как самостоятельная программа развития личности, так и в сочетании и с другими технологиями в качестве составной части. Например, с локальными технологиями такими как: технология педагогического взаимодействия, технология создания ситуации успеха, технология предъявления педагогического требования, технология разрешения конфликта. В качестве основной формы технологии индивидуализированного рефлексивного самовоспитания предлагается ситуационный классный час (можно опираться на методику проведения ситуационных классных часов Н.П.Капустина). Для применения технологии рефлексивного самовоспитания важна сформированность рефлексивного мышления воспитанника, позволяющая пропустить через его индивидуальное восприятие ту или иную педагогическую ситуацию с целью создания условий для активизации процесса осознания, способствующего внутреннему подкреплению нравственно-целевых отношений и осуждению негативных, что и стимулирует процесс самовоспитания и саморазвития личности. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, то есть из таких событий, явлений, фактов в которых проявляется характер, привычки, культура поведения человека. Такие пед. ситуации легче всего определяются в процессе совместной творческой деятельности воспитателя и воспитанников. При этом проблемы, которые проявляются в этих ситуациях, могут быть общими для всех воспитанников (не умение выслушать друг друга, доброжелательно оценивать успех друзей), собственными какой либо группы (не умение общаться, отсутствие внутренней дисциплины) и сугубо-индивидуальными (употребление ненормативной лексики). Решаемые задачи и определяют масштабы применения технологии индивидуализированного рефлексивного самовоспитания в каждом конкретном случае.
Остановимся на определении рефлексии. Рефлексия – это критическое осмысление собственных умственных и практических действий в ситуации «после события», чтобы учиться на собственном жизненном опыте. Рефлексия педагогической ситуации производиться всегда, когда возникают психологические затруднения при успешном осуществлении деятельности. Мне близка точка зрения Н.Е. Щурковой на развитие рефлексии: «Это содействие формированию личности, способная отдавать себе отчет в свободном выборе, который она делает, соотнося желаемое и реальное, предполагаемое и свершившееся, поступки и последствия, интересы собственные и интересы окружающих». Особую роль рефлексивные действия играют в развитии самосознания при общении и взаимодействии с другими людьми в процессе осуществления обратной связи. Это позволяет воспитаннику корректировать свою деятельность и общение, произвольно управлять своим поведением. Пиаже трактует рефлексивное мышление как процесс, осуществляющийся на основе знаний субъектом логических законов связи объекта с направленным на него действием и анализом необходимости такой связи. В моем исследовании рефлексивный анализ выделяется как особая психологическая реальность суть которой заключается в приобретенном воспитанником опыте личностного «осознания – осмысления - переосмысления» переживания, оценки, отношения к тому что связано с деятельностью учащихся на ситуационных классных часах. Технология проведения ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:
- осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения и её принятие,
- наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме с целью дальнейшего анализа,
- внутренняя фиксация «я – позиции» по обсуждаемому вопросу,
- определение причины «я – позиции» в обозначенной ситуации,
- внутренне сравнение «я – позиции» и общественно-значимой нормы,
- рефлексия всего события,
- свободный выбор нормы поведения, как результат внутренней работы над собой,
- обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «я – позицию» социальными нормами,
- мониторинг изменений отношении школьников к обсуждаемому процессу (явлению).
Так же рефлексивный анализ педагогической ситуации можно осуществить по более краткой схеме:
- «Осознание» (Что произошло с нами до возникновения сложившейся ситуации?).
- «Осмысление» (Какие перемены произошли с нами во время ситуации?).
- «Переосмысление» (Какие новые проблемы возникли перед нами и пути их решения?).
Основной задачей моего исследования является развитие рефлексивного анализа, при использовании технологии индивидуализированного рефлексивного самовоспитания через проведение ситуационных классных часов, рефлексивных заставок на уроках, индивидуализированное педагогическое общение с воспитанниками. В качестве экспериментальной группы выступали учащиеся 10-11 класса, где я была классным руководителем.

Педагогическая концепция «Человек. Культура. Здоровье», принятая в МОУ «СОШ №5» города Саянска в 2005 году в рамках метапроекта «Развитие личности школьника в воспитательном пространстве малого города» предполагает воспитание физически, психологически, нравственно здоровой личности школьника в воспитательной системе «Школа здоровья». В соответствии с этим я разработала Программу воспитания классного коллектива, которая обеспечена диагностическим сопровождением, позволяющим так же отследить сформированность рефлексивного мышления, являющегося ведущим фактором воспитания и саморазвития личности учащихся.
Социальную активность учащихся отслеживалась по методике Стефановской Т.А..

График 1. Уровень социальной активности учащихся.
На графике прослеживается положительная динамика социальной активности учащихся: значительное уменьшение количества детей с низким уровнем социальной активности, увеличение количества детей со средним уровнем социальной активности и относительная стабильность группы детей высокого уровня социальной активности.
По данным психологической службы школы психологический климат в коллективе благоприятный. Уровень школьной тревожности, определяемый по методике Филипса в норме.

Гистограмма 1. Уровень оптимизма учащихся 10-11а класса.

Гистограмма уровня оптимизма учащихся отражает трезвый взгляд подростка на окружающий его мир.
Мониторинг компонент 10-11 а класса проводился в соответствии с новыми показателями, соответствующими модели – выпускник.










Гистограмма 2. Компонент нравственного здоровья.

Гистограмма 3. Компонент физического здоровья.


Гистограмма 4. Компонент психологического здоровья.

Гистограммы 2, 3, 4 демонстрируют позитивную динамику знаний и умений о компонентах здоровья учащихся выпускного класса.

Новые технологии воспитания переносят проблему учащихся на их собственные плечи, делая их самих ответственными за свой выбор, за свое решение. Организация этого процесса имеет свои закономерности, которыми нельзя пренебрегать в той сложной внутренней психологической работе с теми, кто тебе доверился и ждет от тебя психологической помощи и поддержки.
Основные правила, которые необходимо знать воспитателю, сформулированные Г.Ю.Ксензовой позволяют организовать воспитательный процесс с позиции сохранения чести и достоинства воспитанника:
Нельзя уличать учащегося в неискренности и нечестности, даже если он явно обманывает других в данный момент. Дело в том, что в критической ситуации действует инстинкт самосохранения, свойственный и взрослым и детям, за тем начинается работа мысли и чувства, это будет момент победы профессиональной педагогики, момент победы ребенка над самим собой.
Не следует давать оценку событиям (хорошо, плохо, целесообразнее) , важно включать школьников в самооценку на основе сравнения своего поступка, поведения с нормами жизнедеятельности.
Ученик оценивает самого себя в данный момент на основе уровня своей зрелости, рефлекса самозащиты и позиции. Здесь тоже нужно терпение пока он не осознает, что требуют от него жизненные нормы.
Не следует критиковать выбор позиции ученика, она может соответствовать позитивной норме, а может быть иной; негативное отношение к нормам жизни имеют единицы.
Важно, чтобы воспитанники сами путем сопоставления противоположных точек зрения приходили к правильному выбору. Поэтому на ситуационных классных часах лучше объединять в микрогруппы таким образом, чтобы в них были учащиеся с позитивным и негативным отношениями к тем или иным социальным явлениям.
Обсуждение ситуации или проблемы должно быть конкретным. Для этого в разговоре вместо слов «мы», «все» должно звучать «я так думаю». Говорить надо о своем конкретном поведении, о побудивших его причинах.
Результатом применения технологии индивидуализированного рефлексивного самовоспитания является гуманистический характер взаимоотношений, позволяющий успешно обеспечивать механизм самовоспитания, саморазвития личности ребенка.


·15