Возможности курса кубановедения в формировании компетентностей учащихся.

Н.А.Желтова
Возможности курса кубановедения
в формировании компетентности учащихся.
Аннотация: В статье представлен анализ Программы Кубановедение программа для 9, 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края [авт.сост: В.В.Латкин, И.А.Терская, О.А.Хамцова и др.]
Автор раскрывает сущность возможность формирования личностных, коомуникативных, качеств учащихся, их социально-психологической компетентности, определяет ведущие формы проведения учебных и внеучебных занятий, представляет результаты деятельности учащихся. Показывает важность курса в формировании портфолио достижений выпускника.
Ключевые термины: предмет кубановедение, программа курса кубановедения, формирование компетенций, формы проведения занятий, портфолио достижений,
\
Н.А.Желтова
Возможности курса кубановедения
в формировании компетентностей учащихся.
Использование регионального компонента актуально во все времена. Современный урок кубановедения – это выход за пределы школьного кабинета, шаг за страницы учебника. Изучение предмета дает возможность получить целостное представление о географических, культурологических, экономичес-ких, политических особенностях Краснодарского края. Разноплановая информация о родном крае не только расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.
Предмет Кубановедение отражает важнейший принцип государст-венной образовательной политики – единство образования и развитие этно-культурных особенностей и традиций народов Российской федерации в условиях многонационального государства.
 Анализируя программу Кубановедение для 9-11 класса, мы понимаем, что целью предмета является формирование личности молодого человека, осознанно принявшего традиционные для Кубани как части России духовно-нравственные ценности, на основе комплексного изучения всех основных аспектов, характеризующих родной край. Курс «Кубань в XX-XXІ веках: история, люди и общество» носит междисциплинарный характер. Не каждый урок сегодня в школе может соединить в себе изучение таких предметов как биология и обществознание, экономики и экологии. А на уроках кубановедения это можно сделать. Получение школьниками готовых знаний, самостоятельное приобретение знаний на основе источников, поиск учащимися новых источников знаний с последующим их анализом – «трехуровневость» познавательной деятельности – формирует познавательный интерес на любой ступени образования.
Очень  часто  на  таких  уроках  используются  интерактивные методы,  например  «мозговой  штурм», дискуссия,  работа  в  группах,  ролевые  игры  и  др.   В  результате  учащиеся  более  свободно  учатся  взаимодействовать  друг  с  другом,  с  группой.  Создаются  различные ситуации,  решая  которые, учащиеся применять полученные знания в новых условиях.  При  организации  малых  групп  вовлекаются в  работу  пассивные  ребята. учащиеся  приобретают  навык  оценивания  своей   работы, сравнения   с  работой  окружающих, т.е формируются экспертные компетенции.
Следовательно, при изучении данного курса формируются надпредметные компетеции. Это проявляется в результатах урочной и внеурочной деятельности. Урок в 9 классе «Битва за Кавказ. (Бои местного значения)». Проходил в школьном музее «417 Сивашской дивизии Краснознаменной дивизии» Этот урок совпадает с освобождением Тимашевского района и поселения, но проведен с учетом требований, предъявляемых к уроку и отражает основные принципы современной дидактики:
1. Принцип деятельности: в ходе урока учащиеся активно и продуктивно работают (воспроизводят ранее изученный материал, анализируют чужую работу, оценивают её, изучают новый материал. Выполняют практическую работу, формулируют выводы, рефлектируют, применяя новые знания.
2. Принцип непрерывности – все этапы работы взаимосвязаны.
3. Принцип мини-максимума: на уроке учащиеся получают представление о битве за Кавказ на примере боёв местного значения в совхозе Красносельский, минимум отражён в итоговом резюме.
4. Принцип психологической комфортности – ученики в таком режиме работы не устают, они вместе с учителем конструируют новый блок знаний, подача материала соответствует возрасту учащихся.
5. Принцип вариативности реализуется в проведении практической работы с технологической картой, в адекватном принятии решения в ситуации выбора.
Предложенная для закрепления изученного практическая работа с технологической картой (написание, очерка, пулицистической статьи в газету) не представляет трудностей, потому что материал хорошо изучен.
Урок обеспечивает систему знаний и закрепления их – задание предусматривают выбор соответствия. Учащиеся в ходе урока выполняют ряд заданий, например, воспроизводят ранее изученный материал, анализируют чужую работу, оценивают её, изучают новый материал. Выполняют практическую работу, формулируют выводы, рефлектируют, применяя новые знания.
Рассмотрим раздел «Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития». Он учит понимать географическую специфику региона, что приводит к адекватному выполнению правил деятельности в его природной среде. Урок «Особенности экономического развития региона (на примере Тимашевского района) помог увидеть не только экономические проблемы и установить причинно-следственные связи экономики и природных процессов и явлений. Учащиеся компетентно участвуют в диалоге, увязывая проблемы района с проблемами современности.
От конструктивного решения проблемы оптимизации биосферы в значительной степени зависит благосостояние нынешних и будущих поколений, развитие современной цивилизации. В успешном решении экологической проблемы заинтересовано все человечество. Подобного рода уроки помогают учащимся накапливать материал для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку и обществознанию.
Изучение предмета дает возможность получить целостное представление о географических, культурологических, экономических, политических особенностях Краснодарского края. Разноплановая информация о родном крае не только расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.
Одним из вариантов урока по данному разделу может быть урок «Кубань – жемчужина России», на котором учитель любого района может использовать материал, накопленный в кабинете кубановедения по экономике конкретного района.
Межнациональные отношения - один из актуальных вопросов на Кубани. Эта тема рассматривается в разделе «Социальные отношения в кубанском обществе». Ребята проводили исследования и пришли к выводу, что в нашем микросоциуме поселения жители толерантно относятся к представителям некоренных народностей. С большим вниманием сельчане отнеслись к переселенцам из Украины. Более десятка ребят безболезненно влились в коллектив и с удовольствием изучали кубановедение.
Тема «Молодежь Краснодарского края как социальная группа» позволяет развивать личностные качества учащихся гордость за свою малую родину, стремление активно участвовать в общественной жизни школы, поселения и района. Например, старшеклассники школы участники волонтерского движения по программам «Антинарко», «Ветеран». Навыки участия в этих движениях помогают обоснованно определить собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни края, исходя из социальной, культурно-этической и природно-экологической обстановки.[1]
Проявление активной жизненной позиции позволяет быть успешным при изучении многих тем курса Кубановедения.
Тема «Становление гражданского общества» интегрируется с курсом обществознания и предполагает обширную внеурочную деятельность. Ежегодно в школе проводятся выборы школьного актива, процедуру которого разрабатывают и осуществляют старшеклассники. Они же являются активистами акций по повышению избирательной активности граждан во время выборов «Приведи родителей на выборы».
Анкетирование учащихся 11 класса показало, что они осознают важность избирательного права и считают необходимым участие в голосовании. Они понимают, что результат голосования поможет им реализовать свои права и обязанности.
Изучение вопроса о правах и обязанностях выходит за рамки уроков кубановедения и обществознания. Проводятся круглые столы, устные журналы, дискуссионные клубы с приглашением представителей органов правопорядка и социальной защиты.
Продуктом этой деятельности становятся памятки для школьников и родителей, выступления агитбригад и научно-исследовательские работы. Одной из них стал проект Захаровой Иоанны «Наши права – наши обязанности» , автор которого стала финалисткой краевой научно-практической конференции «Эврика».
В рамках изучения курса «Кубановедения» я провожу экскурсии совместно с учителем биологии для знакомства с экологическими проблемами в Горячий ключ, на Черноморское побережье, г. Сочи, в Эколого-биологический центр и Сафари-парк г.Краснодара.
Олимпиады - важный этап в деятельности школьников. С каждым годом возрастает число учащихся, желающих принять участие в олимпиаде по кубановедению. Мои ученики становятся победителями и призерами муниципалитета и вышли в финал регионального этапа.
Изучение курса Кубановедения позволяет использовать приобретенные компетентности и пополнять свое портфолио, участвуя в олимпиадах и конкурсах регионального и федерального уровня. Мои ученики являются действительными членами МСХАУК, финалистами региональных олимпиад, регионального конкурса им. Вернадского В.И., Горецкая Евгения в 2014 году стала дипломантом Всероссийского конкурса «Российская династия».
Таким образом, данный курс призван решать важнейшую задачу: воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации ученика в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания.



Список литературы:
1. Кубановедение: программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края края [авт.сост: В.В.Латкин, И.А.Терская, О.А.Хамцова и др.] Краснодар: Перспективы образования, с.8


15