Инновационные методы и технологии обучения — пути развития учителя в новом формате образования


Инновационные методы и технологии обучения - пути развития учителя в новом формате образования.
Дигенова Ботагоз Каирбаевна – тренер центра уровневых программ
Филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области».
В данной статье нам бы хотелось раскрыть методику «Перевернутого класса» и объяснить, что она из себя представляет, как вы ее сможете применять в своей деятельности. Большая часть статьи будет выглядеть, как ответ на наиболее часто встречающиеся вопросы.
К сожалению многие публикации в которых предоставлена информация по данной методике искажают то, о чем действительно говорят те иностранные преподаватели которые в плотную занимаются методикой «Перевернутого класса» и активно ее внедряют у себя.
Модель «перевернутый класс» является одной из моделей смешанного обучения «blended leaning». Это форма, при которой обучение проводится как в традиционной очной форме, так и с использованием технологий дистанционного обучения. Учащимся предлагается материал с онлайн содержанием. Они смотрят видео лекции, как правило, дома, а домашнее задание выполняется в классе с преподавателями. В классе у них есть возможность обсудить решения задач и примеров и подготовить вопросы на которые затем получают ответ от преподавателя или своих одноклассников. Взаимодействие между преподавателем и учащимися более персонализированный - руководство вместо того, чтобы читать лекции. Это также известно, как обратный класс, перевернутый класс, обратное обучение и Thayer метод.
Основателем данной методики является Салман Хан (Salman Khan). Салман Хан (англ. Salman Khan) — американский преподаватель и предприниматель. Является основателем Академии Хана, бесплатной онлайн платформы для обучения инекоммерческой организации (www.khanacademy.org). В 2012 году журнал Time включил его в список 100 наиболее влиятельных людей.
Началось все с того, что человек работающий в консалтинговой компании попытался помочь своим племянникам, справиться с домашним заданием по математике находясь в другом городе. Решать задачи по математике по телефону как бы не так просто. Поэтому Салман взял планшет и записал решение задач стилусом в виде пары видеороликов и отослал детям. После этого эти видеоролики попали в YouTube. По мере работы со своей семьей, по предмету математика, записывались новые ролики по решениям проблемных заданий и соответственно скидывались в YouTube. Эти видео обрели популярность не смотря на простоту изложения материала. Уволившись со своей компании Салман Хан (Salman Khan) организовал Академию Хана (www.khanacademy.org).
Со временем Salman Khan выдвинул свои постулаты:
Лекции должны поддерживать обучение, а не быть его центральным элементом. Но когда мы говорим, что-то надо делать и делать это с теми, кого обучаешь или с тем, кто обучается. По концепции Токсаномии Блума у нас есть глаголы состояния и глаголы действия. Необходимо убрать с учебных целей глаголы состояния - знать, понимать, применять. Мы должны перейти от парадигмы объяснительной к парадигме деятельностной – писать, читать, считать и т.д.
Класс – место активного взаимодействия, а не пассивного восприятия. Предъявление учебного материала - это традиционная модель обучения. Когда учитель задает задание в классе идет отработка материала учеником в это время их мозг работает на восприятие. А дома он перерабатывает информацию. Часто наши ученики остаются один на один со своим домашним заданием и не получается, сделать так чтобы они в это время работали все вместе и желательно в одинаковом темпе, а учитель их сопровождал.
После того как Салман Хан сформулировал свои два тезиса Академия Хана к тому времени переросла в огромный проект. Где к ней подключились другие волонтёры, которые занялись переводами уроков не только по математике, но и по языкам, биологии, химии и во многих странах. Возник такой огромный консорциум людей, которые занялись данной проблемой использования видеороликов в учебном процессе. И что произошло? А произошло то, что многие преподаватели восприняли концепцию короткого учебного видео как возможность оптимизировать и усовершенствовать свой учебный процесс. Не секрет, что в наше время эти короткие видеоролики помогают нашим учителям работать с классом на уроках. Так как эти видеоролики укладываются в концепцию их урока.
Было проведено исследование на сколько эта технология актуальна на сегодняшний день. В середине 2014 года было опрошено более 300 преподавателей колледжей и школ Америки на тему используют ли они концепцию перевернутого класса и о том, как они ее воспринимают.
3281816359013400Оказалось, 56 % учителей используют данную технологию или планируют ее использовать в течении года. 20% еще не определились и не планируют по крайней мере 24% из опрошенных. Мы видим, что большинство педагогов различного характера восприняли данную методику и считают, то это будет полезным и интересным. И оказалось, что в большинстве случаев концепцию «перевернутого класса» 26% используют в дисциплинах экономического характера.
Возможно у вас возник вопрос «Зачем мне это делать?». Есть ли у меня к этому предпосылки? На самом деле после того как наши ученики закончив школу поступают в колледжи и институты перед ними возникают барьеры. Наши дети лишены способности самостоятельности. Мы считаем, что это глобальная проблема, так как затем они идут учиться, а дальше работать.
Есть объективные данные на 2010 год студентов и абитуриентов институтов и университетов:
60 % абитуриентов неспособны самостоятельно работать с информацией
80 % студентов нуждаются в помощи при выполнении домашних заданий
95 % студентов нуждаются в помощи при выполнении разных учебных задач
Проводя курсы мы каждый раз сталкиваемся с тем, что многие педагоги, люди деятельностные, активные, абсолютно разбирающиеся в своем предмете, неспособны самостоятельно работать с информацией. При выполнении определенного задания на занятиях многие из них склонны к тому, чтобы подождать выполнения его кем-то и как пример или некий шаблон взять для выполнения собственного задания. Ждут какого-то лидера. Мы видим, что из пассивных учеников и абитуриентов вырастают пассивные люди в данном случае педагоги.
Когда педагоги говорят я вижу пассивный класс - это говорит об отсутствии деятельностного подхода на уроках в данном классе. То есть детям скучно на уроке.
Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Как мы говорили ранее дети должны на уроке что-то делать, и для этого главное учителю правильно задать учебную цель урока. Мы пишем обычно такие цели: ученик должен знать, ученик должен уметь. Ученик ничего не должен. Цель должна быть направлена на то, что делает ученик, конкретно на каждом этапе урока. В парадигме педагогического дизайна говорим о деятельностном подходе и ставим цель для деятельности учащихся на уроках. Поэтому учебные цели должны ставиться четко на урок.
Основным инструментом в данной методике как стало вам известно является видеоматериал. Как над ним работать и как его создать мы на этом мы остановимся более подробно.
Многие и многое рисуют просто от руки или по каким-либо заготовкам и голосовые комментарии записываются на обычную камеру на штативе. Для этого используют скринкасты.
-819151856105004150360698500
14605505968000Иногда материал по теме рассказывается через видеоматериал снятым на месте событий. Например, преподаватель наглядно рассказывает историю каньона и его возникновения. Возможно он специально выехал туда и снял каньон зная о теме урока или просто по случаю оказавшись там. Предлагая срезы земляных пород и т.д. Здесь возможна, и интегрированная модель дачи данной темы урока.
Но в некоторых случаях учителя применяют уже готовый материал, если ими найден подходящий и по теме урока. Существует 197 образовательных канала YouTube, которые вы должны знать. Единственная проблема все они практически на английском языке. Но речь идет о том, что их можно применять в виде примера. И эти ресурсы могут вам помочь для того чтобы взять это в помощь вашей идеи. Возможно вы найдете какой-нибудь видео ролик, который хорошо ляжет в вашу идею урока. Почему бы ее не взять? Можно уже готовый материал, например, с YouTubе применить на уроке (197 Educational YouTubе Channels You Should Know About).
В данной методике важно и то насколько учитель активен в своей работе с учащимися. Это касается работе не только в классе, но и в сопровождении учащихся при работе в домашних условиях над домашним заданием. Так как по концепции «перевернутого» класса планируется, понимание и получение знаний самими учащимися, как домашняя работа, то и здесь важно, как активно и насколько правильно сработает сам учитель. Весь процесс должен заинтересовать учащихся, чтобы у него появилось желание понять материал домашнего задания, получить знания.
Еще мы хотели бы обратить ваше внимание на необходимость некой порционности и простоты изложения материала. Необходимо учесть при создании видео лекций, можно сказать, требования:
Интервью с рисунком, демонстрация
Длительность ролика до 10 минут
Один «ролик» - одна идея
После показа ролика должна быть деятельность.
В процессе использования нужно продумывать флипклассрум (Flipped_classroom):
Нужны четкие инструкции к материалу
Желательно использовать задания
Составление заметок (конспектов, схем, вопросов)
При работе по данной методике не принципиально готовить видео материал самому учителю. Если вам это не так важно можно пользоваться уже известными коллекциями. Но многие преподаватели говорят «Я хочу, чтобы ученики слышали мой голос, чувствовали, что я с ними рядом». Но с другой стороны преподаватели должны записывать сами так как у каждого педагога свой подход к той или иной теме. И только сам преподаватель знает, что его детям нужно на данном этапе. Это возможность расширить уже полученные знания, но не метод базового обучения. Лекции могут быть эффективными, если:
они даются в правильном контексте
после того как учащиеся приобрели опыт
разработали собственные вопросы
и нуждаются в знании…
Основная задача данных видеороликов — это подвигнуть учащихся на деятельность. Привлечь внимание, показать им проблему, показать, что они будут уметь, показать, как им это делать.
Взять инструменты и программы в современном мире цифровых технологий не так и сложно. С конструктором http://www.edpuzzle.com учителя и ученики могут работать самостоятельно. Вставляете свой видеоролик и просматривая его предоставляется возможность отрегулировать звук, добавить аудио, вопросы. Метод screencasts или iSpring можно использовать для показа видео без определенной интерактивности с одновременным голосовым сопровождением. Похожий инструмент http://www.knovio.com с голосовым сопровождением слайдовой презентации по веб камере. Можно поделиться своей работой в сосетях. Сервис «MoveNote» очень прост в использовании. Так же можно работать с комментариями, чтобы изложение лекции было аутентично и производить соответственно все остальные действия то что было предложено ранее в других сервисах. Платформа «Instudies» удобна для создания активной групповой работы во время просматривания видеоролика. Легко вставляется в YouTube. В данном сервисе допускается обсуждения и работа с учителем через еmail, индивидуально, по возникшим вопросам во время просмотра. Можно организовать форум. Если есть такие инструменты — это также просто. Например, сообщество тех, кто работает в данной технологии «перевернутого» класса Flipped Learning. Здесь можно поделиться своими идеями и спросить советы на сервисах.
Предлагаем просмотреть подобные работы вибинар Марины Курвитс и Академия Хана на русском языке. Популярно направление скрайбинг блоги Марины Орешко. Где предложены мастер классы и скрайб-доклады. Мобильное обучение через планшетные ресурсы. Где можно делать все со ставками фигур и рисунков.
Мы предлагаем вам то чем пользуемся сами и ведущие педагоги мира. У нас нет ничего единого. Данная методика «перевернутый» класс основана на деятельностном подходе, в каждом возрасте существует своя ведущая деятельность внутри, которой возникают новые виды деятельности.
В идее «перевернутого» класса важно для нас:
Сжатие своей информации
Умение работать с инструментами визуализации
Показали прием «освобождения времени»
Наш вам совет не пытайтесь «перевернуть» всё и сразу. Можно начать с небольшого апробирования в каком-либо одном классе и возможно по какой-то определенной тематике. По крайнем мере попытайтесь что-либо сделать. Но менять что-то надо. Попробуйте хотя бы начать себя и перевернуть себя.
Естественно всегда есть мнение за и против.
Кто за? + Кто против? -
Учащиеся становятся учителями. Организация групповой работы дает возможность учащимся взаимообучаться. Это та же лекция
Главное не рассказать – а показать применение. Нагрузка на глаза. А если все захотят?
Приглашённый преподаватель. Я не хочу этого делать
Возможность работать в любое время, месте и в любом темпе. Только для активных учеников
Работа в команде Нереально трудно
Во всем есть свои «+», и «-». Это все зависит от нас самих.
Еще открыт вопрос приемлемо ли использование данной технологии в начальном звене? Это мы думаем необходимо решать Вам самим.
Использованная литература:
  Best Practices for the Flipped Classroom / Hanover Research InsightsСайты:
http://tmo.ito.edu.ru/2014/section/229/94289/http://lenta.ru/articles/2013/06/26/khanhttps://ru.khanacademy.org/http://lenta.ru/articles/2013/05/20/mooc/ http://www.educause.edu/library/resources/7-things-you-should-know-about-flipped-classroomsИзображение: http://edudemic.comhttp://reftrend.ru/412124.htmlhttp://elatypova.tumblr.com/post/40525028778https://www.khanacademy.org/intl/ruhttps://ru.khanacademy.org/video?v=w0ZMOzsIWzo
 
О первом опыте в наших школах:
http://www.digitalproducer.ru/flipped-classroom-in-moscow-schools/