Рабочая программа по кружку Любознательный родничок


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Бродовский детский сад общеразвивающего вида
Принято:Утверждаю:
на заседании Заведующий МКДОУ
Педагогического совета «Бродовский д/с ОРВ»
Протокол № ___ _________Н.В. Шубина
от «___»_____201___ г. Приказ № ____
от «___»______201___ г.

Дополнительная образовательная программа
Объединения «Любознательный родничок»
(проектно-исследовательский метод)
на 2015-2016 учебный год



Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации:1 год


Составила: Волгина С.В.,
педагог дополнительного образования


с. Бродовое, 2015 г.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы: дополнительная образовательная программа объединения «Любознательный родничок» имеет социально-педагогическую направленность.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: разработана и апробирована система  поисково-исследовательской деятельности   как источник самостоятельного познания мира.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает  возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Основанием для формирования программы дополнительного образования являются нормативные документы:
ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»;
Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 N 1185 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам";
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобнауки России от 11.12.2006 № 06-1844);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 8 августа 2013 года № 08-1063 «О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений»;
Письмо Министерства образования и науки Российской от 24 апреля 2013 г. № ДЛ-101/08 "О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми»;
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ № 65/23-16 от 14.03.00г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Устав МКДОУ «Бродовский д\с ОРВ»;
Программа развития МКДОУ «Бродовский д\с ОРВ»;
Дополнительная образовательная программа МКДОУ «Бродовский д\с ОРВ»;
Цель и задачи дополнительной программы:
Цель:
Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Задачи:
- Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
- Расширять  перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в  мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
- Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Отличительные особенности данной дополнительной программы:
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения - отличительная особенность данной программы.
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы  -  5-7 лет.
  Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 5-7 лет,  дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы  взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития,  тем  содержательнее становится собственная активность ребенка. Принцип набора - по интересам.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Продолжительность реализации программы – 1год.  
Количество недельных часов: 1
Количество часов в год: 2015-2016 г. – 36 часов.
Основные формы и методы работы:
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности воспитателя и ребёнка. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
экскурсия;
практическая работа;
творческое задание;
лекционное занятие;
защита проектных работ.
В  работе кружка  применяются  исследовательские методы обучения:
Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений, проблемных ситуаций);
Продуктивные  методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).Ожидаемые результаты:
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
 быстрое включение в активный познавательный процесс;
 самостоятельное  пользование  материалом;
постановка цели и нахождение путей ее достижения;
самостоятельность при поиске  открытий;
проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
настойчивость в отстаивании своего мнения;
расширение кругозора детей;
развитие критического мышления и речи;
развитость мускулатура пальцев;
проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе  её информацию об объекте.
Требования к уровню подготовки:
Должны уметь:
выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;
предлагать возможные решения;
 проверять эти возможные решения, исходя из данных;
делать выводы в соответствии с результатом проверки;
применять выводы к новым данным;
делать обобщения.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
Программа реализуется на занятиях объединения «Любознательный родничок».  День  занятий выбран исходя из интенсивности нагрузки на детей в соответствии со «счастливой свободной работой»  с  Монтессори материалом.
Продолжительность занятий с детьми 5 – 7 лет не более 25 минут.
Занятия проводятся по подгруппам.
Гибкая форма организации экспериментальной деятельности  позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.
Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные  в  виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей).
Итоговый контроль: самостоятельный показ опытов детьми.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п.п.  Тема количество
часов
Теория Практика
1. Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание  экспериментальной деятельностью. 1 -
2.
Вводное. Знакомство  с  лабораторией. Организация эксперимента. 1 -
3. Беседа о значении воды и бережном отношении к ней. 1 -
4 Презентация «Где прячется вода». 0,5 0,5
5 Опыт с водой «Где прячется вода». - 2
6 Разработка проекта «Мир воды». 0,5 0,5
7 Опыт с водой «Какую форму имеет вода». - 1
8 Опыт с водой «Чем пахнет вода». - 1
9 Опыт с водой «Вода как растворитель». - 1
10 Экологическая сказка «Королева-вода». 1 -
11 Опыт с водой «Свойства воды». - 1
12 Опыт с водой «Измерение температуры воды». - 1
13 Опыт с водой «Лед – твердая вода». - 1
14 Опыт с водой «Снег превращается в воду». - 1
15 Эксперимент «Лёд и снег легче
воды». - 1
16 Опыт с водой «Превращение в воду льда и снега». - 1
17 Опыт с водой «Насыщенные растворы». - 1
18 Опыт с водой «Плавает или тонет». - 1
19 Опыт с водой «Какого цвета вода?». - 1
20 Опыт с водой «Свойства солёной воды». - 1
21 Эксперимент «Сила воды цветы лотоса». - 1
22 Эксперимент «Из чего состоит вода». - 1
23 Презентация «круговорот воды в природе». 1 -
24 Сказка «Круговорот воды в природе». 1 -
25 - 26 Игра «Ходят капельки по кругу», сказки про капельку. - 2
27 Опыт с водой «Пар это вода». - 1
28 Эксперимент «Как добыть воду для питья». - 1
29 - 31 Презентации: «Обитатели пресных, солёных водоёмов, водные растения». 3 -
32 Сказка «Как люди речку обидели». 1 -
33 - 34 Игры с водой «Кораблики», «Дождик», «Умывалочки» и др. 2
35 Закрепление пройденного материала, игры с водой, загадки, пословицы, поговорки о воде. 0,5 0,5
36 Итоговое занятие. 0,5 0,5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1 занятие: Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание заниматься  экспериментальной деятельностью.
2 занятие: Вводное. Знакомство  с  лабораторией. Организация эксперимента.
3 занятие: Беседа о значении воды и бережном отношении к ней.
4 занятие: Презентация «Где прячется вода».
5 занятие: Опыт с водой «Где прячется вода».
6 занятие: Разработка проекта «Мир воды».
7 занятие: Опыт с водой «Какую форму имеет вода».
8 занятие: Опыт с водой «Чем пахнет вода вода?»
9 занятие: Опыт с водой «Вода как растворитель».
10 занятие: Экологическая сказка «Королева-вода».
11 занятие: Опыт с водой «Свойства воды».
12 занятие:  Опыт с водой «Измерение температуры воды».
13 занятие: Опыт с водой «Лед – твердая вода».
14 занятие: Опыт с водой «Снег превращается в воду».
15 занятие: Эксперимент «Лёд и снег легче воды».
16 занятие: Опыт с водой «Превращение в воду льда и снега».
17 занятие: Опыт с водой «Насыщенные растворы».
18 занятие: Опыт с водой «Плавает или тонет».
19 занятие: Опыт с водой «Какого цвета вода».
20 занятие: Опыт с водой «Свойства солёной воды».
21 занятие: Эксперимент «Сила воды, цветы лотоса».
22 занятие: Эксперимент «Какую форму имеет вода».
23 занятие: Презентация «круговорот воды в природе».
24 занятие: Эксперимент, сказка «Круговорот воды в природе».
25 – 26 занятия: Игра «Ходят капельки по кругу», сказки про капельку.
27занятие: Опыт с водой «Пар это вода».
28 занятие: Эксперимент «Как добыть воду для питья».
29 - 31 занятие: Презентации: «Обитатели пресных, солёных водоёмов, водные растения».
32 занятие: Сказка «Как люди речку обидели».
33 – 34 занятие: Игры с водой «Кораблики», «Дождик», «Умывалочки» и др.
35 занятие: Закрепление пройденного материала, игры с водой, загадки, пословицы, поговорки о воде.
36 Итоговое занятие.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п.п.  тема Количество
часов Дата по плану Дата по факту
1. Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание  экспериментальной деятельностью. 1 01.09.
02.09.
2.
Вводное. Знакомство  с  лабораторией. Организация эксперимента. 1 07.09.
09.09. 3. Беседа о значении воды и бережном отношении к ней.
1 14.09.
16.09. 4. Презентация «Где прячется вода».
1 21.09.
23.09.
5. Опыт с водой «Где прячется вода».
1 28.09.
30.09. 6. Разработка проекта «Мир воды». 1 05.10.
07.10.
7. Опыт с водой «Какую форму имеет вода». 1 12.10.
14.10. 8. Опыт с водой «Чем пахнет вода».
1 19.10.
21.10. 9. Опыт с водой «Вода как растворитель». 1 26.10.
28.10. 10. Экологическая сказка «Королева-вода». 1 02.11.
04.11. 11. Опыт с водой «Свойства воды».
1 09.11.
11.11. 12.  Опыт с водой «Измерение температуры воды». 1 16.11.
18.11. 13. Опыт с водой «Лед – твердая вода».
1 23.11.
25.11. 14. Опыт с водой «Снег превращается в воду». 1 30.11.
02.12. 15. Эксперимент «Лёд и снег легче
воды». 1 07.12.
09.12. 16. Опыт с водой «Превращение в воду льда и снега». 1 14.12.
16.12. 17. Опыт с водой «Насыщенные растворы». 1 21.12.
23.12. 18. Опыт с водой «Плавает или тонет». 1 28.12.
30.12. 19. Опыт с водой «Какого цвета вода».
1 11.01.
13.01. 20. Опыт с водой «Свойства солёной воды». 1 18.01.
20.01 21. Эксперимент «Сила воды цветы лотоса». 1 25.01.
27.01. 22. Эксперимент «Из чего состоит вода». 1 01.02.
03.02. 23. Презентация «круговорот воды в природе». 1 08.02.
10.02. 24. Сказка «Круговорот воды в природе». 1 15.02.
17.02. 25 – 26. Игра «Ходят капельки по кругу», сказки про капельку. 2 22.02.
24.02.
29.02.
02.03. 27. Опыт с водой «Пар это вода».
1 07.03.
09.03. 28 Эксперимент «Как добыть воду для питья».
1 14.03.
16.03. 29 – 31. Презентации: «Обитатели пресных, солёных водоёмов,
водные растения».
3 21.03.
23.03.
28.03.
31.03.
04.04.
06.04. 32. Сказка «Как люди речку обидели».
1 11.04.
13.04. 33 - 34 Игры с водой «Кораблики», «Дождик», «Умывалочки» и др. 2 18.04.
20.04.
25.04.
27.04. 35. Закрепление пройденного материала, игры с водой, загадки,
пословицы, поговорки о воде. 1 16.05.
18.05. 36. Итоговое занятие.
1 23.05.
25.05. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для использования на занятиях в детских объединениях.
Основное  оборудование:
приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные  весы, компас, магниты, телескоп и др.);разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
 разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).Дополнительное оборудование:
специальную  одежду (халаты, фартуки);
контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
карточки-схемы  проведения эксперимента;
индивидуальные дневники экспериментов;
правила работы с материалом;
индивидуальные дневники.
Список используемой литературы.
«Программа образования  в  детском  саду   школы  свободного  развития  личности  на  основе  педагогической  технологии  Марии  Монтессори»;
«Ребёнок  в  мире  поиска» О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина;
«Методика проведения учебных исследований в детском саду» А.И.Савенков;
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л.Н.Прохорова;
«Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» А.И.Савенков.