Мой путь к успеху (эссе)

Мой путь к успеху (эссе)
Качество образовательного процесса зависит от уровня и качества его методического обеспечения, профессионального уровня учителя.
Мною создан учебно- методический комплекс по физике, он включает в себя рабочую программу, разработанные авторские технологические карты, контрольные работы ( к. и. м.), инструкции лабораторных и практических работ. Преподавание физики в 7-9 классах проводится по базисной программе, а 10-ые и11-ые классы профильные, поэтому преподавание физики в этих классах проходит по рабочим программам, разработанным ( при моём участии
На развитие творческих способностей влияет характер педагогического общения учителя и учащихся в процессе обучения.
Наиболее благоприятными являются эвристическая беседа и проблемный метод изложения материала на уроке , где сталкиваются разные точки зрения, возникает организованная мной дискуссия между школьниками. В этом случае понятия, закономерности выводятся самими учащимися в процессе решения учебных задач. Организация дискуссии требует большого труда и мастерства, но эффективность оправдывает затраченные усилия.
На уроках физики в основной школе при проведении уроков максимально использую эксперимент, наглядность, провожу лабораторные работы и экскурсии, это позволяет развивать интерес к физике.
Актуальной является и задача формирования познавательного интереса к физике.
В решении этой задачи существенную роль играют осознание мотивов учения, положительное отношение учащихся к учению, интерес к предмету. Опрос показывает, что детям нравится выполнять работу в группах или парами, лабораторные и практические работы. В лицейских классах материал изучается с учениками крупными блоками, сопровождая и подкрепляя теорию экспериментом, вскрывая взаимосвязь явлений и показывая практическую направленность темы. По каждой теме мною разработаны опорные конспекты, которые включают в себя основные понятия, формулы, логические связи, графики, рисунки. Конспект помогает ученикам воспринимать материал в системе , а на следующих уроках отвечать ученику по теме. Учу детей составлению конспектов, умению выделять главное и упаковывать его в сжатой форме. Детальная проработка темы проходит в дальнейшем на уроках- семинарах или в рабочих группах, иногда провожу парный опрос.
В результате прохождения материала крупными блоками освобождается время для « полётного» повторения, решения задач и проведения лабораторных работ. Я провожу уроки- лекции, семинарные занятия, зачёты, повторительно- обобщающие уроки. В лицейских классах уроки физики проходят сдвоенные ( по два урока), это позволяет мне качественно проводить семинары ( нет спешки), проверку знаний, ставить экспериментальные задачи и закреплять материал на уроках. Доброжелательная и в то же время деловая атмосфера и знание психолого- педагогических особенностей детей позволяет мне создать условия для творческой работы учащихся, дойти до каждого ребёнка и раскрыть его способности.
В своей работе использую разнообразные формы самостоятельной работы учащихся: индивидуальные, дифференцированные задания, работа парами и в группах. Часто на уроках учащиеся выступают с рефератами по новейшим достижениям в области науки и,техники.(см. приложение ) При подготовке к выступлению учащиеся пользуются услугами Интернета, технической литературой, справочниками и таблицами.
В кабинете физики есть в наличии все необходимые приборы. Хорошо оборудованный кабинет, большая библиотека научно- популярной литературы по физике, технике, сборники задач - все это помогает мне качественно подготовиться к уроку и провести его на хорошем уровне.
В 2013-2014 учебном году управление образования области и специалисты УИПК ПРО проводили мониторинг качества образования по учебным дисциплинам в школе. Были даны контрольные срезы по физике в 9-ом классе. Ученики моего класса показали хорошие результаты. По уровню знаний они показали самый лучший результат из всех 5 проверенных районов области. По итогам мониторинга по школе был издан приказ, в котором мне была объявлена благодарность, (см. приложение) Результаты учебной деятельности за последние три года по физике показаны диаграммой.(см. приложение)
Отработка навыков решения задач происходит на уроках- практикумах по решению задач.
Обучение решению задач по алгоритмам -одна из первых ступеней формирования умений решать задачи вообще, и с неё надо начинать формирование этих умений, постепенно переходя к решению нестандартных творческих задач. В них учащиеся тоже будут пользоваться алгоритмическими предписаниями, но это будет делаться уже автоматически ,в результате чего ум будет « освобождён» для выполнения творческих действий.
Формы организации решения задач я использую такие:
Первую задачу решаю сам и методом беседы с учениками объясняю её.
Решение задачи учеником в тетради за своим рабочим столом и комментарии ученика с места по ходу решения задачи.
Решение задачи на доске одним из учащихся с привлечением к ходу решения всего класса.
Обсуждение плана решения задачи всем классом с последующим самостоятельным выполнением решения в тетрадях всеми учащимися.
Самостоятельное решение задачи всеми учениками класса с комментариями некоторых наиболее трудных моментов.
Самостоятельное решение учащимися задачи с последующей устной или письменной проверкой решения.
Каждая последующая форма организации решения задачи в классе предусматривает более высокий уровень самостоятельности учащихся. Успех в обучении школьников алгоритмическому способу решения задач зависит от того, насколько последовательно приучает их учитель к использованию алгоритма. На первых шагах этой работы надо требовать от учащихся неукоснительного выполнения каждого предписания и использования в заданной последовательности. Только в результате этого учащиеся через некоторое время убеждаются в большой пользе алгоритмов и обретают уверенность в своих возможностях решать задачи. По мере того как по введённому алгоритму решается ряд задач, возникает необходимость в частных дополнениях и комментариях, поясняющих, как выполнить то или иное предписание ( например, как рационально выбрать систему отчёта, как находить силы, действующие на тело, и их направление).
Эти дополнения, как и сами алгоритмы, записываем в тетрадях.
После прохождения раздела проводится зачёт, включающий в себя теоретический и практический вопрос.
2. Работа с одарёнными детьми проводится мной в течение 20 лет.
Группа детей, интересующихся математикой и физикой, обучалась в заочной физико-математической школе (при МГУ) и заочной физико-технической школе (при МФТИ). Учащиеся выполняли контрольные работы, присланные из школ. У детей часто возникали трудности при решении задач, и мне приходилось проводить консультации с ними по трудным вопросам. Некоторые ученики успешно прошли обучение и получили диплом об окончании этой школы.
Со временем у меня накопились методические рекомендации к решению ряда трудных задач по темам, и тогда возникла идея авторской разработки элективного курса «Решение задач повышенной трудности по физике».
К этому времени в личной библиотеке уже имелось более сорока различных сборников задач по физике. Я отобрал нестандартные комбинированные задачи по темам, которые чаще всего встречались на вступительных экзаменах в вузы, разработал рабочую программу и написал планы.
И вот уже шестнадцать лет для всех желающих я веду этот курс. Он рассчитан на два года, одна группа из учащихся десятых классов, а другая из учащихся одиннадцатых классов. Курс рассчитан на 144 часа. Занятия проходят два раза в неделю в каждой параллели.
Работать с одарёнными детьми интересно и в то же время трудно. Во-первых, учитель должен быть на уровне, то есть профессиональная подготовка его
должна быть высокой. Здесь самое главное- не оставлять ученика один на один с его проблемой, помочь ему, поддержать его, иногда и похвалить И ещё очень важен один момент: я всегда стараюсь разделить радость успеха вместе с учеником искренне и полно. Когда похвалишь ученика, скажешь ему доброе слово, это прибавляет ему сил и желания трудиться ещё лучше. Вместе со своими учениками рос и я, много приходилось читать, а иногда ночами решал какие-то трудные задачи.
На второе место я бы поставил принцип непрерывности в развитии ученика. Процесс совершенствования и развития не заканчивается на занятиях, а продолжается дома. У каждого ученика свой план, каждый получает своё задание и с каждым проводится индивидуальная работа.
Все выпускники, которые до конца прослушали факультативный курс, успешно сдают вступительные экзамены в вузы страны в течение последних шестнадцати лет. Каждый год физику сдают при поступлении от 7(минимум) до 17(максимум) выпускников.
В 1988 году Моисеев Сергей занял третье место в областной олимпиаде по физике.
В 1992 году Никашин Алексей занял пятое место в областной олимпиаде по физике. На районных олимпиадах почти все призовые места получали мои ученики.(см. приложение) Многие из тех, кто закончил школу, связали свою профессию со знанием физики. Два ученика (Моисеев С,Мухрыгин В) закончили физтех при УлГУ, а Моисеев С ,кроме того,поступил в аспирантуру и защитил кандидатскую.В настоящее время трое моих учеников (Шалин А,Бочкарёва Т, Разинов А) продолжают учёбу в аспирантуре.Часть моих учеников учится на физико -математическом факультете Ульяновского педагогического университета. .Мои ученики поступают и в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Саранска, в Ульяновскую сельскохозяйственную академию и в технический университет, работают в школах области .Я всегда интересуюсь дальнейшей судьбой каждого своего выпускника, помогаю советом, подсказываю, как поступить в той или иной жизненной ситуации, и они приходят в школу, в класс, интересуются успехами учеников, а радоваться есть чему: все мои ученики успешно сдают ЕГЭ и централизованное вузовское тестирование в УлГТУ.(см. приложение)
В 2005году сдавало ЕГЭ пять учеников, и все сдали без троек..В 2006 году студент 1 курса УлГТУ(мой ученик) Заболотнов Сергей занял 1 место на олимпиаде по физике. С 2005 по 2016 год все мои ученики сдаю физику ЕГЭ без завалов и поступают в вузы на бюджетные места.
должна быть высокой. Здесь самое главное- не оставлять ученика один на один с его проблемой, помочь ему, поддержать его, иногда и похвалить И ещё очень важен один момент: я всегда стараюсь разделить радость успеха вместе с учеником искренне и полно. Когда похвалишь ученика, скажешь ему доброе слово, это прибавляет ему сил и желания трудиться ещё лучше. Вместе со своими учениками рос и я, много приходилось читать, а иногда ночами решал какие-то трудные задачи.
На второе место я бы поставил принцип непрерывности в развитии ученика. Процесс совершенствования и развития не заканчивается на занятиях, а продолжается дома. У каждого ученика свой план, каждый получает своё задание и с каждым проводится индивидуальная работа.
Все выпускники, которые до конца прослушали факультативный курс, успешно сдают вступительные экзамены в вузы страны в течение последних шестнадцати лет. Каждый год физику сдают при поступлении от 7(минимум) до 17(максимум) выпускников.
В 1988 году Моисеев Сергей занял третье место в областной олимпиаде по физике.
В 1992 году Никашин Алексей занял пятое место в областной олимпиаде по физике. На районных олимпиадах почти все призовые места получали мои ученики.(см. приложение) Многие из тех, кто закончил школу, связали свою профессию со знанием физики. Два ученика (Моисеев С,Мухрыгин В) закончили физтех при УлГУ, а Моисеев С ,кроме того,поступил в аспирантуру и защитил кандидатскую.В настоящее время трое моих учеников (Шалин А,Бочкарёва Т, Разинов А) продолжают учёбу в аспирантуре.Часть моих учеников учится на физико -математическом факультете Ульяновского педагогического университета. .Мои ученики поступают и в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Саранска, в Ульяновскую сельскохозяйственную академию и в технический университет, работают в школах области .Я всегда интересуюсь дальнейшей судьбой каждого своего выпускника, помогаю советом, подсказываю, как поступить в той или иной жизненной ситуации, и они приходят в школу, в класс, интересуются успехами учеников, а радоваться есть чему: все мои ученики успешно сдают ЕГЭ и централизованное вузовское тестирование в УлГТУ.(см. приложение)
В 2005году сдавало ЕГЭ пять учеников, и все сдали без троек.В 2006 году студент 1 курса УлГТУ(мой ученик) Заболотнов Сергей занял 1 место на олимпиаде по физике. С 2005г по 2016г все мои выпускники сдают физику без завалов и поступают в вузы на бюджетные места.
15