РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ



Лимонова Татьяна Владимировна,
мастер производственного обучения,
ГПОУ ТО «ЕХТТ», г. Ефремов



РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Для наших учащихся актуален вопрос выбора профессии, поэтому с ними ведется психологическая подготовка к определенному виду деятельности. В этом направлении я практикую разнообразные формы работы – индивидуальные консультации и групповые занятия, беседы, лекции, классные часы. Эти мероприятия позволяют учащимся строить свой жизненный сценарий на опыте других поколений, чему способствует создаваемая на них благоприятная эмоционально – психологическая атмосфера.
В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в группе могут быть избраны: Развитие личности учащихся; Формирование классного коллектива; Наличие у учащихся чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в группе.
При изучении процесса и результатов развития личности, учащихся я, как классный руководитель, пользуюсь диагностическими разработками ученых. Например, хорошая подсказка педагогу разработанная профессором, доктором педагогических наук Н.Ф. Масловой, диагностическая схема «Общий уровень развития личности учащихся». Ею предлагается изучать процесс и результаты развития личности ребенка по следующей схеме:
Сбор общих сведений об учащихся: пол, возраст, состояние здоровья и физического развития, условия жизни.
Знакомство с режимом дня учащихся, использование свободного времени.
Выявление основных характерологических особенностей учащегося (преобладающее настроение, проявление самостоятельности, воли, трудолюбия, любознательности, общительности).
Выявление (путем наблюдения) основных реакций на различный тон и характер обращения к нему.
Определение (путем наблюдения) способности руководить своими чувствами, желаниями, потребностями в конфликтных ситуациях.
Выявление самооценки, степени удовлетворенности собой.
Выявление культуры речи, общего кругозора, интересов, склонностей.
Выявление отношений к учебному труду (активность, прилежание, настойчивость).
Выявление отношений к физическому труду.
Особенности общения (с близкими, старшими, младшими, педагогами, незнакомыми).
Проявление нравственности (честность, справедливость).
Нам известно, что многие из наших детей находятся в настоящее время на грани нервного срыва. В связи с этим, поведение детей может быть необычным (девиантным), изменяясь от выраженной гиперактивности, повышенной возбудимости до гипоактивности с чертами аутизма (ухода в себя). Поэтому я стараюсь вовремя помочь учащемуся выйти из подобного состояния.
Одной из острых проблем воспитания так же является отношение педагога к детской и юношеской субкультуре. Молодежная субкультура разнообразна и многолика. Одним из ее признаков является следование моде. Одеваясь соответственно моде, молодежь решает несколько задач, в том числе – выделиться в сравнении со взрослыми. Как же относиться к современной молодежной моде, если учесть, что подчас учащиеся черпают образцы одежды из телепередач? Необходимо мягко сглаживать сложившуюся ситуацию. Я, например. Стараюсь им показать на личном примере, что одежда и опрятный вид это 50% слагаемого успеха в любом деле. А 50% все равно отдается эрудиции, умственным способностям, умению правильно и убедительно говорить.
Так же острой проблемой может стать и то, что в настоящее время в моей группе обучаются вместе и юноши и девушки. Воспитание и развитие мальчиков и девочек настолько различно. Что можно сказать, они растут в параллельных мирах. Каждый из нас живет в своем мире и ему не дано попасть в мир другого, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир его мыслей. И поэтому иногда нам кажется, что второго мира нет, нет другого образца поведения, кроме нашего собственного. Но если нам не дано прожить в другом мире. То попробовать понять его мысли мы обязаны, мы ведь хотим помочь человеку раскрыть его уникальные возможности, которые даны ему полом. Ведь мы хотим воспитать настоящих мужчин и женщин, а не аморфных существ.
Итак, мужчины и женщины живут в особенных, лишь изредка пересекающихся реальностях. Как же мы педагоги учитываем это? Ответ на этот вопрос всем известен – почти никак. Мир мальчиков вращается вокруг действия и его результата, взаимоотношения с окружающими для них не имеют принципиального значения. Они важны только в силу того, что они влияют на конечный результат действия. Девочки достаточно быстро усваивают информацию, но в сравнении с мальчиками мало ее исследуют, стараются выдать ее на ура. Совместная работа мальчиков и девочек в идеале могла бы дать прекрасные результаты. Здесь подстерегает и еще одна опасность. Мальчики и девочки по – разному ведут себя в группе. Девочки стремятся к сотрудничеству, у них отсутствует соревновательный дух. Мальчики же бросаются устанавливать свои правила, они яростно спорят по этому поводу, а тут недалеко и до конфликта. Если возникает конфликт, то мальчики стараются найти выход из сложившейся ситуации, девочки сразу же обижаются и теряют охоту к совместному сотрудничеству. Для мальчиков важно чтобы преподаватель проговорил условия и правила деятельности в группе, без этого им непонятна работа. Для девочек важно просто получить задание и вызвать хорошее отношение к себе. Они обращают внимание, прежде всего на то, кто и как к кому относится. У девочек всегда одна задача – быть хорошей и в то же время поддерживать, возможно. Лучшие отношения с окружающими, что бы с их помощью достигнуть собственных целей.
Мальчики используют разговоры больше для самовосхваления. У них одна задача – самоутверждение. Мальчики делают из себя мужчин сами. И здесь мне кажется, что, понимая роль мужского и женского начала в формировании характера взрослого человека, следует попытаться создать среду для воспитания творческих личностей. Тут и есть скрытый ресурс, который может позволить мальчикам и девочкам не только лучше обучаться. Но и легче адоптироваться в окружающем мире. Совместное обучение может дать необходимые навыки в решении проблем.
В основном моя работа направлена на урегулирование конфликтных ситуаций, возникших у ребенка в училище, дома или общежитии, на преодоление у детей различного рода «комплексов», неуверенности в себе, недовольства личными качествами, негативных ощущений самого себя, трудностей общения. При этом оказывается воздействие не только на подростка, но и на оздоровление его микросреды.
Одной из главных задач, как классного руководителя, я вижу в организации воспитательной работы, в решении проблемы воспитания человеческих ценностей, как жизненных ориентиров. Определяющих жизнь личности в целом. Своей работой я пытаюсь помочь каждому ребенку найти свое место в жизни, развить свои дарования, реализовать себя для личного счастья.
Существует еще много проблем, которые требуют решения. Это, во – первых, увеличение доли детей с отклонениями в поведении и образе жизни при том, что рождаемость в стране падает. Во – вторых, экономическая нестабильность большинства семей и как следствие – ослабление роли семьи в воспитании, рост числа детей – сирот. И конечно, необходимо улучшить материально – техническую базу училища.














15