ИГРА, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ


ИГРА, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Л.И. Фертих
ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок»
г.Абакан, республика Хакасия
Основная задача коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, их нравственное воспитание, формирование у них социально-правильного поведения. Таким детям необходимо прививать этику отношений между людьми, они должны уметь: выражать просьбу, адекватно реагировать на общение, уметь защитить себя или избежать опасности. 
Задачу нравственного воспитания детей способна решить игра. Она является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально-волевых качеств. В игре ребёнок знакомится с различными видами деятельности, осваивает новые  социальные  роли,  совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей. 
Игровая деятельность умственно отсталых детей в дошкольном возрасте развивается очень медленно. Как правило, малыши с умственными отклонениями, которые поступают в специальные дошкольные учреждения, совсем не умеют играть. Чаще они лишь однообразно манипулируют игрушками, например, одинаково и монотонно стучат о пол машинкой, куклой или кубиком. Особенно, примечательно отношение детей с отклонениями, к куклам. Эта игрушка не воспринимается ребёнком как игрушечное изображение человека. 
Без специального обучения, такие дети лишь к 9-10  годам овладевают простыми игровыми действиями, которые они могут повторять многократно, однообразно и без эмоциональных реакций. Именно поэтому очень важно чтобы игры для отсталых детей проводились под надзором и при участии специалистов. Без специального обучения игра у умственно отсталых не может занять ведущее место и, следовательно, оказать ожидаемого воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка.
Задача педагога развивать в игровой деятельности творческую активность детей. Этому способствует организация игры с использованием различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, а также использование сказочных и реальных персонажей. Использование в сюжете игры разнообразных ролей активизирует воображение детей, их фантазию. При этом педагог поощряет детей, которые вводят в игру новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребёнка
Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача педагога - помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.
Выбор игры определяется эмоциональными переживаниями ребёнка. Он отражает в игре повседневные впечатления, вызванные эмоциями от общения, а так же от новых событий. Задача воспитателя при этом - помочь ребёнку выбрать самые яркие жизненные впечатления, которые могут послужить сюжетом игры.
Особое влияние на формирование личности оказывают произведения искусства и художественной литературы, которые открывают перед детьми новый мир, заставляют задумываться над тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Любимые герои часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в характерах героев, их поступках.
Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог должен управлять выбором игры. Разными способами он должен восстановить воспоминания о том, что дети видели, о чём им читали. Для младших дошкольников, возможно наглядное напоминание: карточки с изображениями музыкальных инструментов наводят на мысль провести музыкальное занятие, игрушки сказочных героев напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы подать идею игры, можно показать детям спектакль кукольного театра или театра игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в основном её переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом: так, дед посадивший репку зовёт на помощь не бабку и внучку, а кукол и лесных зверей.
Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и её содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвёртом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры. Перед началом игры педагог задаёт вопрос: «Во что вы будете играть? Кем ты будешь? Какие игрушки вам нужны?» Эти вопросы заставляют детей придумать основной сюжет, который в дальнейшем может развиваться. 
У старших дошкольников игровой опыт больше,  и более развитое воображение помогает детям самим придумывать различные игровые сюжеты. Педагогу достаточно напомнить об экскурсии, книге, сказке, чтобы зародилась идея новой игры. Важным побудителем игры является также обсуждение с детьми увиденного или прочитанного, характеры героев, их поступки. Педагог может посоветовать тему, или, игра возникает естественно без предложения воспитателя. 
Организуя игровую деятельность, педагог особое внимание уделяет созданию доброжелательных отношений между детьми. Он показывает, как можно играть вместе в дидактические и подвижные игры, как вдвоём посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему. 
Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивая зону ближайшего развития, оказывая развивающее воздействие на психологический облик умственно отсталого ребёнка.
Литература:
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии.- СПб.: Союз, Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2001 - 416.
Воспитание детей в игре/Под ред. Д.В. Менджерицкой. - М.: Просвещение, 1979 -190.