Разработка устного журнала Земля — наш дом


Земля – наш дом
Цель:
Углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы, и рациональному природопользованию
Учебно-воспитательные задачи:
Развивать экологическую культуру школьников.
Развивать медиакультуру учащихся. Вырабатывать умение ориентироваться в океане информации, отборе материала, правильной оценке событий и явлений.
 Развивать творческую и познавательную активность и эстетический вкус .Материально-техническое обеспечение:
Интерактивная доска, презентация, аудиозаписи голосов птиц, картины природы, песня Газманова «Красная книга», листы бумаги, фломастеры.
Перечень методов:
Коллективное творческое дело
Интерактивные методы.
Предварительная подготовка:
Класс делятся на четыре группы.
Каждая группа получает задание по подготовке материала своей страницы журнала, а так же идеи по применению ненужных вещей.
Ход устного журнала:
Вступительное слово учителя
Красота в природе завораживает человека. Многие художники, поэты в своих произведениях описывали природу по-своему. В разные времена года природа по-своему меняется. Лето радует нас теплом солнца, яркими красками, шумом птиц, зверей. Осенью с деревьев падают листья, они становятся желтыми, оранжевыми , красными. Зимой на улице лежит снег. Он холодный и блестящий, но все равно завораживает нас своей красотой.
И так первая страница нашего журнала «Красота природы»
Выступление учащихся 1 группы
Ученик 1. Красота живой природы настолько разнообразна и уникальна, что выделить какой-то один момент не представляется возможным. Чудесная мозаика из рек и озёр, лесов и лугов – щедрый подарок природы нашей земле. С чем можно сравнить эту красоту ? Доводилось ли вам когда-нибудь видеть, как распускается цветок? Современные технологии способны на многое – можно наблюдать за рождением прекрасного цветка, давайте посмотрим на это «чудо природы». Видео распускание цветка.
Ученик 2. А как завораживает пение птиц, заставляет прислушиваться, удивляет и вдохновляет. Известно, что звуки классической музыки благотворно сказываются на нервной системе человека. Ученые рассказывают, что если записанный на пленку голос любого из нас замедлить в несколько раз, то можно услышать что-то похожее на утробное рычание большого пса. А вот если проделать такую же манипуляцию с записью песни птицы, то можно уловить гармонии и последовательности которые явно можно расценивать как присущие музыке, которую сочиняют люди. Это основная нить, по которой ученые пытаются убедить научить людей использовать пение пернатых жителей лесов для исцеления. Никто не может отрицать, что, вслушавшись в птичий хор, обретает некое чувство успокоенности и гармонии, но вместе с тем возвышенности и свободы.
Ученик 3.Исследователи убеждают нас, что человеческий организм связан природой со звуковыми вибрациями, а с пением птиц – как с самым изысканным и мастерским их воплощением. Клетки нашего тела подвергаются частотным воздействиям при прослушивании подобных звуков, и вибрируют вместе с ними, что заставляет их работать слаженно и четко. Это даже служит неким обоснованием тому, почему в сельской местности, где близость человека к природе неоспорима, больше долгожителей.
Ученик 4.Российский ученый В.Д. Ильичев в своих трудах даже выяснил, какие трели способствуют излечению тех или иных недугов. Например, соловьиное пение хорошо лечит нервные расстройства, депрессии, головные боли. Равномерные ритмы песен овсянок, канареек, дроздов певчих благотворно воздействуют на людей с аритмией и тахикардией. Гипертонию поможет победить черный дрозд со своими спокойными переливами.
Природа вокруг нас всегда готова помочь нам, ведь мы – ее часть. Нужно только суметь воспользоваться неисчерпаемыми источниками здоровья и приманивать птиц. Для привлечения птиц делайте кормушки своими руками 
Ученик 5.Некоторые классические композиторы прямо высказывались о том, что трели пернатых иногда вдохновляют их на создание произведений. Существует ряд ученых, занимавшихся или занимающихся сегодня вопросами влияния пения птиц на человека. История знает американца Дэна Карлсона, который в 60-х годах ХХ века показал, что птицы своими песнями оказывают стимулирующее влияние на размножение и рост растений. Вслед за этим некоторые американские фермеры рассказали о том, что воспроизведением пения птиц во время кормления коров они увеличили удои.
Учитель:
Ребята, я вам предлагаю представить, что мы находимся на лесной лужайке и послушать голоса птиц. Вы в группах советуетесь и даете ответ на вопрос :голос какой птицы вы слушали?
Прослушивание аудиозаписи голосов птиц
Ребята обсуждают и дают ответы.
Учитель : Человек – одна из самых заветных тайн природы и её неотъемлемая часть. Мы живём в неповторимом мире, созерцание удивительных уголков которого дарит нам невероятные ощущения спокойствия. Не зря это состояние именуют умиротворенностью. Наслаждаясь окружающей природой, человек стремится к её познанию и познанию самого себя через удивительные тайны природы.
Наша задача – беречь живую природу, чтобы и наши потомки могли восторгаться её красотой, не только просматривая фотографии или видео.
Перед всем человечеством стоит важнейшая задача – сохранение многообразия всех организмов, живущих на Земле. Все виды (растительность, животные) тесно взаимосвязаны. Уничтожение даже одного из них приводит к исчезновению взаимосвязанных с ним других видов. Влияние человека на природу Земли с того самого момента, как человек придумал орудия труда и стал более-менее разумным, началось его всестороннее влияние на природу планеты. Чем больше развивался человек, тем большее влияние он оказывал на окружающую среду Земли. Каким образом человек влияет на природу? Что есть положительного и что отрицательное.
Вторая страница нашего журнала называется «Глобальные экономические проблемы»
Выступление учащихся 2 группы
Ученик 1. негативные примеры влияния человека на окружающую среду: Вырубки лесов, связанные со строительством магистралей. Загрязнение почвы в связи с использованием удобрений и химикатов. Исчезновение растений и животных в связи со сложностями их адаптации к новой жизни, сильно изменённой человеком, или же просто истребление их людьми. Загрязнение атмосферы и воды разнообразными отходами . К примеру, в Тихом океане существует “мёртвая зона”, где плавает огромное количество мусора. Как правило, лёгкий мусор остаётся на поверхности океана. В связи с этим затрудняется доступ воздуха (кислорода) и света к обитателям этих территорий. Ежегодно течения океана приносят миллионы тонн мусора. Это самая настоящая катастрофа. Нашу цивилизацию называют уже "цивилизацией отходов" или Эрой одноразовых вещей. Горы мусора - характерная черта всех промышленных стран мира. США, где на душу населения приходится 600 килограмм мусора в год, - крупнейший производитель бытовых отходов в мире, в Западной Европе и Японии их производится вдвое меньше, но темпы роста бытовых отходов растут везде. В нашей стране это увеличение составляет 2 -5 % в год
Ученик 2 .Негативное влияние оказывает и вырубка лесов на склонах гор. Они становятся голыми, что способствует возникновению эрозии, как следствие, происходит разрыхление почвы. А это приводит к разрушительным обвалам. Загрязнение происходит не только вод океанов, но и пресной воды. Ежедневно в реки попадают тысячами кубометров стоки канализационных или промышленных отходов. А грунтовые воды заражены пестицидами, химическими удобрениями. Ужасные последствия разливов нефти, добычи полезных ископаемых. Всего лишь одна нефтяная капля приводит к непригодности примерно 25 литров воды для питья. Но это не самое страшное. Довольно тонкая пленка нефти покрывает поверхность огромной площади вод – примерно 20 м2 воды. Это губительно для всего живого. Все организмы под такой пленкой обречены на медленную смерть, потому что она препятствует доступу кислорода в воду. Это тоже прямое влияние человека на природу Земли.
Ученик 3. Люди добывают полезные ископаемые из недр Земли, сформировавшиеся за несколько миллионов лет, – нефть, уголь и проч. Такие промышленные производства вместе с автомобилями выбрасывают в атмосферу углекислый газ в огромных количествах, что приводит к катастрофическому уменьшению озонового слоя атмосферы – защитника поверхности Земли от несущего смерть ультрафиолетового излучения от Солнца. За период последних 50 лет температура воздуха на Земле возросла всего лишь на 0,6 градуса. Но это очень много. Такое потепление приведет к повышению температуры Мирового океана, что будет способствовать таянию полярных ледников в Арктике. Таким образом, возникает самая глобальная проблема – нарушается экосистема полюсов Земли. Ледники – это самые главные и объемные источники чистой пресной воды. "Энергетический бум" уходящего столетия увеличил концентрацию СО2 в атмосфере на 25 % и метана на 100 %2. За это время на Земле произошло реальное потепление. Большинство ученых считает это следствием "парникового эффекта".
Ученик 4.Глобальное изменение климата на Земле влияет на различные области физической жизни -флора и фауна меняет ореолы обитания, меняется сама, увеличивается сила и количество природных катаклизмов, проявляются и другие факторы. Один из них — замедление вращения Земли, то есть увеличение продолжительности суток. Выходит, что за последнее столетие земные сутки удлинились примерно на 1 мс. В дальнейшем процесс станет более заметным, поскольку таяние ледников ускоряется. Межправительственная комиссия по изменению климата (IPCC) недавно опубликовала доклад с оценкой, что повышение мирового океана стало приближаться к отметке 3 мм в год, а таяние ледников усилится на 15-85%, в зависимости от количества выбросов углекислого газа и скорости уничтожения лесов. Повышение мирового океана связано не только с таянием ледников, но и с тепловым расширением воды. Таким образом, в течение 21 века сутки увеличатся примерно на 5 мс. Ось Земли тоже немного сдвинется: полюса сместятся примерно на сантиметр.
Ученик 6.Последние десятилетия болота подвергаются массовой атаке человека. Осушение болот дает нам хорошее топливо, плодородные земли, но вместе с тем мы получаем и огромные экологические последствия . Через несколько лет после осушения, вся, присущая болоту, растительность погибает, и на месте бывшего болота образуется негодная пустошь. Зачем же нужны болота? Во-первых - это кладовые воды. Вода, пройдя через сфагнумовые мхи, являющиеся хорошими антисептиками, сразу становится чистой и стерильной. Осушение болот нарушает питание мелких рек, вытекающих из болота, являющихся в свою очередь источниками более крупных. В результате сплошного осушения болот многие из них просто исчезли. После осушения болот высыхают леса, значительно уменьшается разнообразие их флоры и фауны.. В настоящее время осушено около 60% болот полесья. Неправильное использование, уничтожение водно-болотных угодий несут за собой страшные последствия, которые проявляются в исчезновении ценных видов рыб, птиц и беспозвоночных (моллюсков, ракообразных, насекомых) , повышении риска заболеваний людей инфекционными и аллергическими заболеваниями, развитии болезней, связанных с обменом веществ; наводнениях.
Ученик 7. Итак, дефицитом становится и чистая вода, причем водный дефицит может сказаться быстрее, чем последствия "парникового эффекта": 1,2 миллиарда людей живут без чистой питьевой воды, 2,3 миллиарда - без очистных сооружений для использования загрязненной воды. Растут расходы воды на орошение, сейчас это - 3300 кубических километра в год, в 6 раз больше стока одной из самых многоводных рек мира - Миссисипи. Широкое использование грунтовых вод ведет к снижению их уровня. В Пекине, например, за последние годы он упал на 4 метра.  
Запись, воспроизводящая биение сердца: вначале тихо,
Затем громче, громче, постепенно начинает затихать, и на этом фоне раздается стонущий голос Земли.
Земля
Я – Земля. Я – Земля.
Усталость моя беспредельна!
О стоне моем не взыщите.
Хоть кто-то услышит биенье
Уставшего сердца в зените?
Пауза. Стук сердца продолжается.
Люди моей земли!
Люди моей планеты!
Планета в опасности!
Кромсая лед, меняя рек теченье,
Твердите Вы, что дел невпроворот,
Что Вы еще попросите прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Но Вам об этом думать неохота,
Сейчас Вам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без рек и реки без воды.
Все меньше – окружающей природы,
Все больше – окружающей среды.
Пауза.
Земляне! Вы слышите меня?!
Придите на помощь
Учитель :Положительное влияние человека заключается в мероприятиях, проводимых людьми для улучшения экологии окружающей среды. И следующая страница нашего журнала «Охранная деятельность человека» На многих обширных территориях Земли в разных странах организованы заповедные территории, заказники и парки – места, где все сохраняется в первозданном виде. Это самое разумное влияние человека на природу, положительное. В таких заповедных местах люди способствуют сохранению растительного и животного мира. Благодаря их созданию многие виды животных и растений сохранились на Земле.
Выступление учащихся 3 группы
Ученик 1.На просторах Республики Беларусь находятся два национальных заповедника, это всем известные радиационно-экологический Полесский и Березинский биосферный. В нашей стране с 1991 года начали организовывать национальные парки, которыми являются природные территории, имеющие огромную экологическую и научную ценность. Самым первым объявленным национальным парком является Беловежская пуща, после этого создавались такие парки как ,"  HYPERLINK "http://cvetu.com.ua/index_ru.php?cat=zapovedniki&ind=62" Нарочанский", " HYPERLINK "http://cvetu.com.ua/index_ru.php?cat=zapovedniki&ind=61" Браславские озера" и « HYPERLINK "http://cvetu.com.ua/index_ru.php?cat=zapovedniki&ind=60" Припятский».
Ученик 2.
Интересные факты о Беловежской пуще:
1. Беловежская пуща — одна из главных достопримечательностей страны и настоящая гордость белорусов. С 1992 года по решению ЮНЕСКО Беловежская пуща включена в список всемирного наследия человечества.
2.  Беловежская пуща – это остатки древнего равнинного леса, который, когда-то, произрастал по всей Европе. Возраст некоторых деревьев в лесу насчитывает около 600 ле.
 3.Древний лес является одним из старейших заповедников в мире.  Еще в конце 14 века король Польши Ягайло объявил территорию пущи заповедником, установив запрет на охоту. Позже был издан Лесной устав, который запрещал рубку леса в этих местах.
4.По разнообразию флоры и фауны пуще нет в мире равных. Здесь обитают 59 видов млекопитающих, 24 вида рыб, 227 видов птиц, произрастает 958 видов растений и 570 видов грибов. Лес служит домом для лесных гигантских зубров, кабанов, волков, королевских оленей, лисиц, бобров, куниц, рысей, и других животных, которые, к большому сожалению, уже редко встречаются в дикой природе.Ученик 3
5. Во время Первой мировой войны территорию пущи оккупировали немцы, которые безжалостно уничтожали древний лес, вырубив за 3 года оккупации столько же деревьев, сколько было вырублено за предыдущие 3 века.
6. Именно в Беловежской пуще (в правительственной резиденции Вискули) было подписано историческое соглашение в 1991 году. Здесь был официально положен конец СССР.
7. Беловежская пуща является родиной белорусского Деда Мороза. Здесь расположена его красивая лесная усадьба.
 Беловежская пуща принимала участие в мировом конкурсе «7 природных чудес света» и заняла пятое (!) место в номинации «национальные парки и леса». Всего в конкурсе были представлены 260 достопримечательностей из более 200 стран мира.
Ученик 4.
Заказник, это особенно охраняемая природная территория, созданная в целях восстановления сохранности природных комплексов или их составляющих для поддержки экологического баланса.Помимо этих национальных парков, в систему особенно охраняемых природных систем Республики Беларусь входят 85 заказников республиканского и 358 местного значения, 305 природных памятников государственного значения, а также 542 региональных уровней. Целый ряд особенно охраняемых природных просторов Республики Беларусь находится в составе европейских орнитологический и ботанических территорий, а также входят в европейскую сеть мониторинга лесных хозяйств. Биосферный Березинский заповедник также находиться в сети международных станций фонового мониторинга вместе с "Беловежской пущей". Часть этих территорий включены ООН в единый список всемирного наследства всего человечества. Эти данные свидетельствуют об огромной значимости во вкладе сбережения естественных богатств нашего общего дома.
Ученик 5.Редкие и уже исчезающие виды обязательно заносятся в созданную человеком Красную книгу, по которой запрещается промысел на них и сбор. В Красную книгу республики Беларусь  включено 182 вида редких и изчезающих животных (14 видов млекопитающих, 75 птиц, 2 рептилии, 1 амфибия, 5 рыб, 79 насекомых, 5 ракообразных, 1 моллюск), 180 видов растений, 17 видов грибов и 17 видов лишайников. Особую группу составляют относительно редкие и хозяйственно полезные виды растений (36 видов), численность которых сокращается.
Ребята предлагаю послушать песню О. Газманова «Красная книга»
Ученик 6.Также люди создают искусственные водные каналы и оросительные системы, которые помогают поддерживать и увеличивать плодородие почвы. В больших масштабах проводятся и мероприятия по высадке многообразной растительности. Для сохранения минеральных ресурсов нужно совершенствовать способы их добычи (в недрах при современных способах их добычи ископаемых остается в пластах 25% руд металлов, более 50% нефти и около 40% угля), использовать их только по назначению. Для разрешения энергетических проблем надо использовать альтернативные методы: энергию ветра и Солнца, энергию приливов и отливов. А что касается биологических ресурсов (животных и растений), то их следует использовать (добывать) таким образом, чтобы в природе всегда оставались особи в количествах, способствующих восстановлению прежней численности .Учитель : Все это необходимо во благо самого себя. Ведь благополучие жизни человека, как и всех биологических организмов, зависит от состояния природы. Сейчас перед всем человечеством стоит самая главная проблема – создание благоприятного состояния и устойчивости среды жизни.: Еще 100 лет назад академик В.И. Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерегал нас от экологической беды. Он писал о том, что если мы не изменим своего отношения к природе и ее богатствам, то результат может быть один – полное самоуничтожение человека.А русский писатель В. Астафьев горестно замечает: «Мы и сейчас еще не можем и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут. А вот нам без них не прожить и дня единого».Чтобы спасти мир и цивилизацию, прежде всего надо за дело взяться инженерам и ученым. Необходимо повсеместно взамен старых производственных технологий создавать и внедрять новые, более чистые, работающие по замкнутому циклу. А что можете сделать вы, ребята, чтобы хоть что-то изменить к лучшему? Четвертая страница нашего журнала «Мы можем спасти Землю». Я предлагаю вам, в группах придумать и создать, в течение пяти минут, запрещающий и предупреждающий знаки природы и представить их.
Работа в группах
Представление знаков
Выступление 4 группы:
Ученик 1.Утилизация мусора — это тот вопрос, который волнует все человечество. Плата за комфорт, цивилизацию — бесконечные горы мусора, которые растут как грибы после дождя. Этот мусор — разный. Есть разлагаемый, который не оказывает серьезного воздействия на окружающую среду. Но есть и тот, который разлагается столетиями, отравляя почву, воду и воздух. И от того, насколько мы решим проблему утилизации мусора, зависит будущее всей нашей планеты.
Для меня своеобразным символом власти мусора над человечеством стала гигантская гора полигона ТБО «Северный» г. Минска.
 Суммарная площадь полигонов – 76,2 гектара.
 Самый старый полигон –  «Прудище» ,он был введен в эксплуатацию в 1968 году. Его площадь – 22 гектара. «Приютил» около 19,7 миллионов кубометров отходов.
 
Ученик 2. Когда видишь горы мусора вдоль дорог, в лесу или на полях, понимаешь, что в одиночку с этой проблемой справиться невозможно, необходимы усилия многих людей. Зато каждый из нас может внести свой вклад. Однако многие даже не знают, как утилизировать мусор.
Ученик 3. мастер-класс по сортировке мусора, Ученик 4.
Что можем сделать мы, обыкновенные школьники, чтобы спасти Землю.
Я думаю, что многие знают, что вместо батареек можно купить аккумуляторы и их заряжать. Только вопрос в том, многие ли это делают.
За покупками - с сумкой.
Эко сумка бережет не только семейный бюджет, но и значительно уменьшает количество кульков в отходах.
Учитывая тот факт, что за покупками мы ходим достаточно часто, то и кульков будет куплено, а затем выброшено, намного меньше.
Максимально сократить использование одноразовой посуды, сколько одноразовой посуды сейчас в отходах и сколько еще земля будет ее переваривать.
Собираем макулатуру
Это способ дать бумаге вторую жизнь 
Раздельный сбор отходов дома в школе
Дать вторую жизнь вещам
Прежде чем что-то выбросить, я стараюсь подумать, как можно это использовать и можно ли это отдать кому-то, кому это будет нужно.
Рефлексия :
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке
Чемодан – что пригодится в дальнейшем.
Корзина – выброшу.
Заключительное слово учителя:
А закончить я хотела бы на оптимистической ноте. Во Франции, в городе Кан (Caen), есть замечательный парк, разбитый на старой промышленной свалке — парк цветов «Холм птиц». Цветы, деревья — сейчас ничто не напоминает о том, что еще некоторое время назад там была уродливая гора мусора. Возможно, настанет время, когда и у нас начнут делать так. И кто знает, может и на месте страшного полигона «Левобережный» вырастет прекрасный сад, который будет радовать людей. Ведь есть же способы нейтрализовать токсины. Но это — уже совсем другая история…
Литература:
Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.Т.Я.Шипулина. Новосибирск 1997.
Экологическое воспитание в школе. И.Н.Горенко. Волгоград.
Характер – источник силы №2. Барнаул 2000.
Азбука нравственного воспитания. Москва. Просвещение. 1979.
festival.1september.ru/articles/527272/
www.velikoeschool.ru/v2/school_life/storyline_…