Программа по Краеведению. География Костанайской области для учащихся 8-х, 9-х классов


Пояснительная записка
Основная цель курса «География Костанайской области»- формирование у учащихся о разнообразии, природных условии и ресурсов Костанайской области.
В соответствии с учебным планом на изучение курса «География Костанайской области» в 8 ( 9 ) классах (инклюзивное образование ) выделено 34 часа 1 час в неделю. Содержание и структура программы обеспечивает преемственность в изучении курса географии Костанайской области, способствуя формированию мировоззренческих представлений, умений, навыков, развитию у учащихся географического мышления, осуществлению деятельного подхода в обучении с учащимися.
В программе с новых позиций рассмотрены вопросы истории исследования территории Костанайской области, роль социально-исторических факторов в развитии хозяйства и т.д.
Наряду с изучением теоретической части данный курс предусматривает и проведение практической работы ( 6 практических работ ), ориентируя учащихся на самостоятельное исследование проблем природных и социально-экономических территориальных систем Костанайской области. Практикум по данному курсу в классах проводится либо по окончании изучения теоретической части, либо по мере изучения отдельной темы по усмотрению учителя.
Программа включает раздел "Требования к уровню подготовки учащихся", в котором представлен обязательный уровень географической подготовки учащихся 8 классов инклюзивного образования на курсах по выбору. Достижение обязательных результатов обучения является условием развития интереса учащихся к географии родного края, формирования их творческих способностей, совершенствования способностей каждого учащегося. При разработке требований программы ориентировка была направлена на опорные умения и навыки, необходимые для дальнейшего профильного изучения курса географии и развития речи в 8 классе с инклюзивным обучением..1. Цели и задачи обучения
Преподавание курса по географии в основной школе предполагает, что учащийся класса с инклюзивным обучением должны:- закрепить полученные общие представление о явлениях и процессах, происходящих в природе и в обществе, а также об их наиболее существенных взаимосвязях;- научится думать пространственно и усвоит основную терминологию;- будут знать и беречь природные ресурсы родного края;- научится оценивать возможности и последствия человеческой деятельности в различных природных условиях;- будут понимать и относиться толерантно к культуре и традициям населения Костанайской области;
- научится находить географическую информацию в различных источниках, использовать современные возможности инфотехнологии для поиска, упорядочения и представления информации;- научится применять полученные на уроках географии знания, чтобы обходиться в повседневной жизни без посторонней помощи.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
курса по выбору
8 ( 9 ) класс
( Всего 34 часов, по 1 час в неделю)
Введение (2 часа)
Костанайская область на карте Республики Казахстан. Образование области, административно территориальное управление и символика.
Географическое положение Костанайской области; влияние географического положения на природу, её значение для развития хозяйства и жизни региона. Взаимосвязи природной среды, хозяйства и населения. Положение своего населенного пункта (места проживания учащегося). Сравнение географического положения Костанайской области с географическим положением других областей.
Значение географической науки в решении экономических, экологических и социальных задач. Источники географических знаний и методы их получения.
Практическая работа № 1
Определить по карте географическое положение и границы Костанайской области, найти на карте свой населенный пункт (место проживания); нанести на контурную карту.
Раздел 1. История исследования территории Костанайской области (5 часов)
На занятиях учащиеся познакомятся с данными, которые были получены благодаря археологическим находкам в Костанайской области начиная с наиболее древних следов пребывания человека на территории Костанайской области и заканчивая историческими событиями настоящего времени. Население.
Раздел 2. Природа Костанайской области ( 17 часов)
Природные условия(2 часом).
Геологическое строение и происхождение рельефе Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры и их отражение в рельефе. Главные черты рельефа Казахстана. Гор; и равнины. Закономерности размещения месторождений полезны ископаемых. Разнообразие минеральных ресурсов и проблемы и рационального использования.
Влияние рельефа и ресурсов недр на условия жизни хозяйственную деятельность человека.
Рельеф местности (места проживания), влияние рельеф местности на жизнь населения, изменение рельефа под влияние хозяйственной деятельности человека; минеральные ресурсы.
Практическая работа № 2
Обозначить на контурной карте основные тектонические структуры и месторождения полезных ископаемых.
Климат и агроклиматические ресурсы (2 часов)
Климатообразующие факторы и формирование климата Костанайской области; Резко континентальный климат. Солнечная радиация и ее воздействие на климат. Воздушные массы, их циркуляция. Атмосферные фронты циклопы и антициклоны. Синоптическая карта, прогноз погоды. Максимальная и минимальная температура, количество осадков Влияние климатических условий на образ жизни, здоровья хозяйственную деятельность населения
Агроклиматические ресурсы.
Внутренние воды и водные ресурсы Костанайской области (4 часов)
Реки Костанайской области – Тобол, Тургай. Главные речные системы. Неравномерность распределения речной сети. Водный режим, питание рек. Использование рек в хозяйстве. Изменения рек в результате хозяйственной деятельности людей. Проблемы сохранения речного стока и чистоты речных вод.
Озера Костанайской области, их происхождение, хозяйственное использование. Особая роль воды в природе и хозяйстве. Неравномерность распределения водных ресурсов. Мелиорация. Искусственные водоемы. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения), действия по предупреждению опасных явлений. Охрана водных ресурсов.
Практическая работа № 3
1. Определить по картам местонахождение крупных речных систем и озер Костанайской области.
2. Оценить обеспеченность территории Костанайской области водными ресурсами.
Почвы и почвенно-земелъные ресурсы Костанайской области (2 часа).
Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенная карта Костанайской области.
Значение почвы в природе и хозяйственной деятельности человека. Почвенно-земельные ресурсы Костанайской области и проблемы их рационального использования.
Практическая работа № 6
Определение возможных путей повышения плодородия почв своей области.
Биологические ресурсы Костанайской области (4 часа). Растительный покров территории, карта растительности.
Животный мир Костанайской области и карта животного мира. Значение биологических ресурсов в природе и хозяйственной деятельности человека. Меры по охране растительного и животного мира.
Практическая работа № 5
1.Сопоставить почвенную карту с картой растительности.
Разнообразие природных комплексов Костанайской области (3 часов). Природные зоны, принципы их выделения. Природная зона как природный комплекс; взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов природного комплекса.
Природные зоны Костанайской области: лесостепная, степная полупустынная, пустынная.
Экологические проблемы.
Практическая работа № 6
1 .Характеристика по выбору природных зон (при помощи тематических карт) в соответствии с планом:
а) географическое положение;
б) климат (средние температуры января и июля, годовое количество осадков, коэффициент увлажнения);
в) почвы, их плодородие;
г) растительность;
д) животный мир;
ж) деятельность человека, экологические проблемы зоны.
Охрана природных ресурсов и окружающей среды ( 1 час )
Раздел 3. Экономика Костанайской области ( 10 часов )
Костанайская область в республиканском разделении труда специализируется как агропромышленный комплекс. Специализирующими отраслями являются горнодобывающая, лёгкая и пищевая промышленность, машиностроение, а так же интенсивное зерновое хозяйство и мясомолочное скотоводство.
Сельское хозяйство ( 3 часа )
Как происходило формирование сельского хозяйства с дореволюционного времени по наши дни. Растениеводство. Разновидность сельскохозяйственных культур; Размеры посевных площадей, урожайность. Животноводство. Виды скота – производимая продукция.
Промышленность ( 7 часов )
История развития промышленность в области. Горнодобывающая; Пищевая; Молочная, рыбная, химическая и нефтехимическая, машиностроение. Электроэнергетика. Лесная промышленность. Лёгкая промышленность.
Транспорт
Железнодорожный. Автомобильный. Воздушный.
Строительный комплекс
Дорожное хозяйство; Водохозяйственное строительство; Торговля.
Обобщающее повторение.
Основные требования к знанию и умению учащихся:
- знать историю исследования Костанайской области;
- общую численность населения;
- иметь понятие о природных ресурсах и условиях Костанайской области;
- уметь делать выводы и умозаключения;
- приводить в соответствие совокупность показателей, отражающих особенности природы;
- умение работать с картами;
- делать анализ, прогнозировать дальнейшие процессы развития Костанайской области
- давать признаки понятиям: энергосистема, исчерпаем и неисчерпаемые ресурсы, бюджет, валовый сбор,меллиорация;
- выявлять и предлагать возможные пути решения экологических проблем;
\
п/п№ Раздел
Тема
Часы Дата
География Костанайской области 34 часа 1-2 Введение 2 Раздел 1 История исследования территории Костанайской области 5 3 Население 1 4 Археологические исследования древности 1 5 Исследования средних веков 1 6 Дореволюционный период 1 7 Территория Костанайской области 19-20 в.в. 1 Раздел 2. Природа Костанайской области 17 8 Геологическое строение 1 9 Рельеф. Практическая работа № 2 1 10 Климат . Климатообразующие факторы. 1 11 Температурный режим. Агроклиматические ресурсы. 1 12 Внутренние воды. Реки Костанайской области. Водный режим, питание рек. 1 13-14 Озёра, водохранилища. Охрана вод Костанайской области 2 15 Практическая работа № 3 1 16 Почвы и почвенно-земельные ресурсы Костанайской области 1 17 Практическая работа № 4 1 18 Биологические ресурсы Костанайской области. Растительность Костанайской области. 1 19-20 Животный мир Костанайской области. Экологические проблемы. 2 21 Практическая работа № 5 1 22 Природные зоны Костанайской области. 1 23 Экологические проблемы. 1 24 Практическая работа № 6 1 Раздел 3. Экономика Костанайской области 10 25-26 Формирование и развитие с/х в Костанайской области. Растениеводство 2 27 Животноводство. Пищевая. 1 28-29 Промышленность. История развития промышленности. Горнодобывающая, 2 30-31 Химическая, нефтехимическая промышленность Костанайской области. Машиностроение. 2 32 Электроэнергетика. Лесная промышленность. Лёгкая промышленность. 1 33 Транспорт Костанайской области 1 34 Строительный комплекс. Обобщающее повторение 1 Литература:
область - издательство «Арыс» Алматы 2006 год;
Костанайская область «Алтын дала» - фотокнига Григорий Дильдяев Г. – Алматы 2005 год
Стратегия 2030. КостанайскаяПослание кПрезидента Республики Казахстан к народу Нурсултана Абишевича Назарбаева 2010 год.